8 УК Биология дополнительные главы 2025-2026 уч

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбург
МАОУ СОШ 68 с углубленным изучением отдельных предметов

РАССМОТРЕНО

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

ШМО учителейпредметников МАОУ
СОШ №68 с УИОП

Педагогический совет
МАОУ СОШ №68 с
УИОП

Директор МАОУ СОШ
№68 с УИОП

________________________ ________________________ ________________________
Протокол № 1
Протокол № 1
Приказ № 173-О
от «29» августа 2025 г.
от «29» августа 2025 г.
от «29» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Биология. Дополнительные главы»
для обучающихся 8 классов

г. Екатеринбург 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Биология. Дополнительные главы» составлена и
предназначена для обучающихся 8-х классов.
Курс рассчитан на углубление и обобщение знаний, обучающихся 8 класса,
мотивированных на дополнительное изучение биологии. Программа курса основывается на
содержании и принципах построения базовой школьной программы по зоологии, но
включает в себя более глубокое и расширенное содержание.
Курс индивидуально-групповых занятий направлен на расширение и углубление
знаний о животном мире, уникальных особенностях строения, их приспособлениях к
изменчивым условиям природной среды, о роли животных в формировании и сохранении
окружающей среды и динамического природного равновесия, так как много интересной
информации остаётся за страницами учебника.
Учащиеся в процессе изучения курса совершенствуют умение работать с литературой,
готовить сообщения, доклады, рефераты по избранным темам.
Содержание курса рассчитано на учащихся 8 классов и изучается в течение 34 часов
(1 ч. в неделю).
Цель курса: формирование у учащихся интереса к изучению природы в целом и
животных в частности.
Задачи:
- расширить и углубить знания по курсу зоологии;
- формировать интерес к изучению биологии и положительную учебную
мотивацию;
- раскрыть и развить творческие способности учащихся;
- продолжить формирование экологического мировоззрения у учащихся.
В процессе реализации программы курса предполагается активная поисковая
деятельность учащихся при работе с различными источниками информации (фильмы,
экскурсии, книги, рассказы учёных и т.д.).
Успешность освоения курса изучается в процессе наблюдения за поисковой
деятельностью учащихся, работой с информацией, её интерпретацией и представлением.
Актуальность поисковой деятельности может быть усилена предложением участвовать в
различных конкурсах, олимпиадах, викторинах.
Основные формы изучения факультативного курса - теоретические занятия,
практикумы, беседы, лекции, защита групповых и индивидуальных заданий. Для углубления
и закрепления знаний, а также расширения кругозора учащихся проводятся экскурсии, что
дает возможность учащимся стать не пассивными потребителями готовых знаний, а
активными участниками обучения на всех его стадиях.
Планируемые результаты
Программа обеспечивает достижение обучающимися основного общего образования
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
1. Воспитание российской гражданской идентичности; осознание своей
этнической принадлежности; усвоение гуманистических, демократических, традиционных
ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности
и долга перед Родиной.
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории.
3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному

уровню развития науки и общественной практики.
4. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях.
5. Формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях.
6. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты
Регулятивные УДД
1. Умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать эффективные способы решения задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности е решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УДД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе;
аргументировано отстаивать свое мнение.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
5. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
6. Умение работать со знаками и символами, моделями и схемами для решения
учебных и познавательных задач.
7. Смысловое чтение.
Предметные результаты
учащиеся должны знать:
- классификацию животного мира
- жизненные формы животных
- организацию животных
- значение животных и меры их защиты
уметь:
- самостоятельно выполнять творческую работу
- работать с различными информационными источниками
- анализировать и делать выводы из полученной информации
- творчески подходить к решению задачи

Содержание тем учебного курса
Введение
Многообразие и развитие животного мира
Систематика животных. Многообразие животных. Практическая работа «Изучение простейших
животных». Историческое развитие животного мира. Практическая работа «Построение
генеалогического древа». Доказательства эволюции животных.

Среды жизни и места обитания животных
Наземно-воздушная среда жизни. Животные лесов, степей, пустынь, тундры, гор. Водная среда
жизни. Животные океанов, морей, рек, озёр. Почвенная среда жизни. Животный мир почвы.
Организменная среда. Животные-паразиты.

Животные и биотические факторы
Взаимовлияние животных и растений. Животные и грибы. Животные и бактерии. Взаимосвязи
животных между собой. Нейтральные связи. Взаимовыгодные отношения животных.
Конкурентные отношения животных.

Животные и абиотические факторы среды
Значение воды в жизни животных. Экологические группы животных по отношению к воде.
Практическая работа «Сравнение органов дыхания разных животных». Значение температуры в
жизни животных. Экологические группы животных по отношению к теплу. Значение воздуха в
жизни животных. Роль кислорода. Свет в жизни животных.

Животные и антропогенные факторы
Влияние человека на животных. Естественные и искусственные условия обитания животных.
Одомашнивание животных. Охрана животных. Красная книга. Заповедники, заказники России.

Сезонные явления животных
Размножение и индивидуальное развитие разных животных. Приспособленность различных
животных к сезонным изменениям. Миграции. Спячка. Оцепенение.

Заключение
Создание и защита проектов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№ п/п

Количество часов

Наименование разделов и тем
программы

Всего

1.

Введение

1

2.

Многообразие и развитие животного мира

4

3.

Среды жизни и места обитания животных

6

4.

Животные и биотические факторы

6

5.

Животные и абиотические факторы среды

6

6.

Животные и антропогенные факторы

5

7.

Сезонные явления животных

4

8.

Заключение

2
Итого

34

Контрольн
ые работы/
Проверочн
ые работы

Практическ
ие работы

2

1

0

3

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС

№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов

Дата изучения Электронные цифровые
образовательные ресурсы
По
По
плану факту
(неделя) (дата)
1

1.
2.

Введение
Систематика животных. Многообразие животных

1
1

3.
4.

Практическая работа «Изучение простейших животных»
Историческое развитие животного мира. Практическая работа
«Построение генеалогического древа»
Доказательства эволюции животных
Наземно-воздушная среда жизни
Животные лесов, степей, пустынь, тундры, гор
Водная среда жизни
Животные океанов, морей, рек, озёр
Почвенная среда жизни. Животный мир почвы
Организменная среда. Животные-паразиты
Взаимовлияние животных и растений
Животные и грибы
Животные и бактерии
Взаимосвязи животных между собой. Нейтральные связи
Взаимовыгодные отношения животных
Конкурентные отношения животных
Значение воды в жизни животных
Экологические группы животных по отношению к воде. Практическая
работа «Сравнение органов дыхания разных животных».
Значение температуры в жизни животных
Экологические группы животных по отношению к теплу
Значение воздуха в жизни животных. Роль кислорода
Свет в жизни животных

1
1

3

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

1
1
1
1

20
21
22
23

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

2

4

19

24.
Влияние человека на животных
25.
Естественные и искусственные условия обитания животных
26.
Одомашнивание животных
27.
Охрана животных. Красная книга
28.
Заповедники, заказники России
29.
Размножение и индивидуальное развитие разных животных
30.
Размножение и индивидуальное развитие разных животных
31.
Приспособленность различных животных к сезонным изменениям
32.
Миграции. Спячка. Оцепенение
33.
Создание и защита проектов
34.
Создание и защита проектов
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».