7 Практика публичных выступлений 2025-2026 уч

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство
образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования
Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ 68 с углубленным изучением отдельных предметов

РАССМОТРЕНО

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

ШМО учителейпредметников МАОУ
СОШ №68 с УИОП

Педагогический совет
МАОУ СОШ №68 с
УИОП

Директор МАОУ СОШ
№68 с УИОП

________________________ ________________________ ________________________
Протокол № 1
от «29» августа 2025 г.

Протокол № 1
от «29» августа 2025 г.

Приказ № 173-О
от «29» августа 2025 г.

Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности
«Практика публичных выступлений»для - основного общего
образования
Срок освоения: 1 год (7 классы)

Екатеринбург 2025г

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Публичное выступление» для
обучающихся 7 классов составлена с опорой на:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования");
- Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г.
№ 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно - эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»
- Основную образовательную программу основного общего образования МАОУ СОШ
№68 с углубленным изучением отдельных предметов.
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по
отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам МАОУ СОШ №68 с углубленным
изучением отдельных предметов по реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО.
Актуальность программы: в нашей стране в последнее время огромное
распространение получили профессии, где одним из главных условий успеха является
коммуникабельность человека, т.е. способность вступить в контакт, повлиять на собеседника.
Сегодня наибольших успехов в бизнесе, политике, обучении и личной жизни достигает тот,
кто умеет грамотно, логично излагать свою мысль, уверенно держаться перед аудиторией. Как
показывает практика, учащиеся в недостаточной степени владеют этими способностями.
Изучение навыков публичного выступления имеет несколько важных причин и
преимуществ для школьников:
1. Развитие коммуникационных навыков: навыки публичных выступлений помогают
школьникам увереннее и эффективнее выражать свои мысли и идеи перед аудиторией. Это
включает умение говорить четко, логично и убедительно.
2. Подготовка к академическим выступлениям: владение навыками ораторского
искусства полезно для участия в школьных презентациях, докладах, устных защитах проектов
и других академических мероприятиях.

3. Участие в публичных выступлениях помогает школьникам развивать уверенность в
своих силах и преодолевать страх перед публичным выступлением, что полезно для их
личностного роста.
4. Развитие лидерских качеств: навыки публичного выступления способствуют
развитию лидерских качеств, таких как умение вдохновлять и мотивировать других,
организовывать и координировать работу в группе.
5. Подготовка к будущей профессиональной жизни: владение навыками ораторского
искусства полезно в различных профессиональных сферах, где необходимо убедительно
представлять свои идеи, вести переговоры, делать презентации и общаться с коллегами и
клиентами.
Таким образом, изучение навыков публичного выступления не только способствует
академическому успеху, но и развивает важные навыки, необходимые для успешной
социализации и профессионального роста школьников. Благодаря данному курсу школьники
могут обучаться ораторскому искусству: открыть свой потенциал, научиться смело
произносить речь перед публикой, общаться с людьми, убедительно и аргументированно
отстаивать свою точку зрения.
Главной целью данного курса является ознакомление учащихся с психологическими
особенностями публичного выступления и овладение ораторскими навыками, а также
соотнесение требований к публичной речи со своими личностными особенностями для
осознанного развития и применения этих навыков в учебном пространстве школы и в будущем
профессии.
Задачи курса:
1.
познакомить со способами составления речи;
2.
выявить индивидуально - психологические особенности учащихся и
соотнести их с необходимыми качествами личности оратора;
3.
научить анализировать свое выступление в соответствии с требованиями,
предъявляемыми к публичной речи;
4.
повысить мотивацию совершенствования навыков публичного
выступления, чаще выступать;
5.
развивать некоторые специфические навыки и умения для публичного
выступления в ходе проведения практических упражнений, а также отработка уже
полученных обще-учебных умений и навыков.
Формы и режимы занятий: занятия будут проводиться 1 раз в неделю. Основными
формами занятий будут являться лекции, практические занятия с применением полученных
знаний.

Содержание программы.
1. Введение в публичное выступление
- Что такое публичное выступление: определение и важность.
- Цели и задачи курса: что школьники будут изучать и каких навыков достигнут.
2. Основы эффективного общения

- Вербальные и невербальные средства коммуникации.
- Активное слушание: умение слушать и понимать аудиторию.
- Правила этикета в публичном выступлении.
3. Подготовка к выступлению
- Выбор темы и цель выступления: как выбрать тему, интересную аудитории.
- Исследование и сбор материала: использование различных источников информации.
- Структурирование выступления: введение, основная часть, заключение.
4. Написание речи
- Создание плана выступления
- Разработка основных пунктов и аргументов.
- Написание и редактирование текста выступления.
5. Техники эффективного выступления
- Управление голосом: интонация, громкость, темп речи.
- Использование жестов и мимики.
- Контакт с аудиторией: визуальный контакт, реакция на вопросы и комментарии.
6. Работа с аудиторией
- Понимание аудитории: анализ потребностей и интересов слушателей.
- Удержание внимания аудитории: использование примеров, историй, юмора.
- Обратная связь с аудиторией: Ответы на вопросы, взаимодействие.
7. Преодоление страха и тревоги перед публичным выступлением
- Техники расслабления и концентрации.
- Методы самоподдержки и самоконтроля.
8. Использование визуальных и аудиовизуальных средств
- Создание и использование презентаций: работа с PowerPoint и другими
инструментами.
- Интерактивные элементы выступления: вопросы к аудитории, викторины,
демонстрации.
9. Анализ и оценка выступлений
- Самооценка и рефлексия
10. Практика публичных выступлений
- Выступление перед аудиторией с собственным докладом
Планируемые результаты
Личностные результаты:
– понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения
школьного образования;
– осознание эстетической ценности русского языка;
– уважительное отношение к родному языку, гордость за него; •потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры;
– стремление к речевому самосовершенствованию;
– достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

– способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения является формирование следующих
универсальных учебных действий:
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при
взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения
коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица,
схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач
сведения;
– продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения
(выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный
пересказ текста;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила,
цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты
речевой ситуации, представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим
(возможно, аудио – , видео – ) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила
общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметные результаты:
− способность ориентироваться в ситуации общения, с учетом специфики адресата
(аудитории), коммуникативной задачи;
− способность полно и точно выражать свои мысли в монологической форме в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
− способность осуществлять информационную переработку научно-учебного
текста;
− способность передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом
виде;
− способность осуществлять выбор и организацию языковых средств в
соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
− способность соблюдать нормы построения текста;
− способность преобразовывать информацию из текста по разным стилистическим
и жанровым критериям;
− способность создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, инструкция,
выступление, письмо);
− способность интерпретировать текст
Выпускник научится:
применять практические навыки публичного выступления;
работать с телом, речевым и дыхательным аппаратом, голосом;
использовать схемы построения публичного выступления, выражать себя через
словесное искусство;
соблюдать правила речевого этикета в процессе публичного выступления и
личного общения;

обсуждать различные ситуации, участвовать в групповых дискуссиях, творчески
самовыражаться, выступать перед аудиторией.
Выпускник получит возможность научиться:
применять основные ресурсы жанровой речи: убеждающей, художественной,
ситуативной; снижать излишнее волнение;
говорить свободно на любую тему;
удерживать внимание публики; активно и грамотно использовать жесты,
интонацию, контакт глазами и т.д.;
владеть своим речевым голосом;
противостоять словесной агрессии;
вырабатывать собственный стиль, особенную манеру общения с людьми,
реализовываться через общение своей индивидуальности.

Календарно- тематическое планирование
№

Тема занятия

Всего часов

Описание примерного содержания
занятий

Введение в публичное выступление (1 час)
1. Что такое публичное 1 ч
выступление:
определение и
важность.

Лекция о том, что такое публичное
выступление, определение ведущих
понятий, постановка целей и задач
курса: что школьники будут изучать и
каких навыков достигнут.

Основы эффективного общения (2 часа)
2 Вербальные и
невербальные
средства
коммуникации.

1ч

3. Правила этикета в
1ч
публичном
выступлении.
Подготовка к выступлению (2 часа)
4. Выбор темы и цель
выступления: как
выбрать тему,
интересную
аудитории.
5. Структурирование
выступления:
введение, основная
часть, заключение.

Изучение вербальных и
невербальных средств
коммуникации, анализ средств
коммуникации на примере
публичных выступлений известных
личностей (видеоматериал)
Изучение правил этикета в публичном
выступлении, анализ примеров в парах
(видеоматериал)

1ч

Лекция о том, как выбрать тему,
интересную аудитории. Выбор
учениками темы для собственного
выступления.

1ч

Лекция о структуре публичного
выступления, работа в парах на
понимание структуры текста на
примере публичных выступлений
известных личностей

Написание речи ( 2 часа)
6. Создание плана
выступления

1ч

7. Написание и
1ч
редактирование текста
выступления.

Создание учениками плана
собственного выступления
Написание и редактирование текста
собственного выступления

Техники эффективного выступления ( 2 часа)
8. Управление голосом: 1 ч
интонация, громкость,
темп речи.
Использование жестов
и мимики.

Изучение основ управления голосом
при публичном выступлении,
практические задания на управление
голосом
Изучение эффективного использования
жестов и мимики при публичном
выступлении, практические задания

9. Контакт с аудиторией: 1 ч
визуальный контакт,
реакция на вопросы и
комментарии.
Работа с аудиторией ( 1 час)
10. Понимание
1ч
аудитории: анализ
потребностей и
интересов
слушателей.
Удержание внимания
аудитории. Обратная
связь с аудиторией

Изучение основных принципов
успешного контакта с аудиторией,
практические задания
Работа учеников по изучению
потребностей и интересов
слушателей Лекция о том, как
удержать внимание аудитории,
анализ приемов на примере
публичных выступлений
известных личностей Лекция об
обратной связи с аудиторией

Преодоление страха и тревоги перед выступлением (1 час)
11. Техники
1ч
Изучение техник расслабления и
расслабления и
концентрации. Изучение
концентрации.
Методы
методов самоподдержки и
самоподдержки
самоконтроля
и
самоконтроля.
Использование визуальных и аудиовизуальных средств ( 1 час)
12. Создание
и
1ч
Изучение требований к
использование
презентации для публичного
презентаций:
работа
с

PowerPoint
и
другими
инструментами
.

выступления, создание
учащимися презентации для
собственного выступления.

Анализ и оценка выступлений (1 час)
13. Самооценка и
1ч
рефлексия

Изучение основ самооценки
выступления.

Практика публичных выступлений (4 часа)
14 Выступление
перед 4 ч
Выступление каждого ученика
- аудиторией
с
перед аудиторией с собственным
17. собственным
докладом
докладом, анализ выступления
слушателями.
Итого: 17 часов
Поурочное планирование

№
п/п

Кол-во
часов
Тема урока
Всего

1

Что такое публичное
выступление:
определение и важность.

1

2

Вербальные и
невербальные средства
коммуникации.

1

3

Правила этикета в
публичном выступлении.

1

4

Выбор темы и цель
выступления: как
выбрать тему,
интересную аудитории.

1

5

Структурирование
выступления: введение,
основная часть,
заключение.

1

6

Создание плана
выступления

1

Дата изучения
По
плану

По
факту
(дата)

Электронны
е цифровые
образовател
ьные
ресурсы

Дополнительн
ая
информация

7

Написание и
редактирование текста
выступления.

1

8

Управление голосом:
интонация, громкость,
темп речи.

1

9

Контакт с аудиторией:
визуальный контакт,
реакция на вопросы и
комментарии.

1

10

Понимание аудитории:
анализ потребностей и
интересов слушателей.

1

11

Методы самоподдержки
и самоконтроля.

1

12

Создание и
использование
презентаций: работа с
PowerPoint и другими
инструментами

1

13

Самооценка и рефлексия

1

14

Выступление перед
аудиторией с
собственным докладом

1

15

Выступление перед
аудиторией с
собственным докладом

1

16

Выступление перед
аудиторией с
собственным докладом

1

17

Выступление перед
аудиторией с
собственным докладом

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».