8 ВУД Психологический практикум 2025-2026 уч

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство
образования и молодежной политики Свердловской области Департамент образования
Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ 68 с углубленным изучением отдельных предметов

РАССМОТРЕНО

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

ШМО учителейпредметников МАОУ
СОШ №68 с УИОП

Педагогический совет
МАОУ СОШ №68 с
УИОП

Директор МАОУ СОШ
№68 с УИОП

________________________ ________________________ ________________________
Протокол № 1
от «29» августа 2025 г.

Протокол № 1
от «29» августа 2025 г.

Приказ № 173-О
от «29» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«Психологический практикум» для - основного общего образования
Срок освоения: 1 год (8 классы)

Екатеринбург 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа представляет собой курс занятий по психологии с обучающимися 8 классов.
Разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, ориентирована на целевые приоритеты духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
В России начинает активно развиваться система непрерывного педагогического
образования, важным звеном которой должна стать целенаправленная работа с обучающимися
по подготовке их к осознанному выбору специальностей. Создание профильных классов, в том
числе и классов педагогической направленности в рамках данной системы, призвано привлечь
к обучению на педагогических специальностях наиболее мотивированных выпускников
учреждений общего среднего образования.
По целевой направленности программа курса развивающая. Форма общения – диалог.
Материал лекционный, с элементами практического взаимодействия и использования
тренингов, методик изучения личности (анкеты, опросники, тесты, ролевые игры, этические и
психологические задачи, индивидуальные и групповые ситуации). Такое органичное сочетание
теории и практики помогает более успешно усвоить учебный материал.
В рамках элективного курса для обучающихся профильных классов педагогической
направленности должны быть созданы благоприятные условия для общения, самовыражения и
приобщения их к будущей педагогической деятельности.
Занятия по программе ориентированы на развитие у обучающихся мотивации к
педагогической деятельности, педагогических способностей, социальной компетентности,
психологической культуры, изучение основ возрастной психологии. Кроме того, занятия дадут
возможность обучающимся осуществить первичную самодиагностику своих педагогических
способностей.
Программа нацелена на создание в общеобразовательной организации оптимальных
условий для профессионального самоопределения обучающихся и формирования позитивной
установки в отношении выбора педагогической профессии.
Задачи:
•развитие ведущих мотивов обучающихся на самопознание и развитие своих
способностей;
•развитие мотивов профессионального выбора и потребности в профессиональном
самоопределении посредством формирования целостного представления о педагогической
деятельности и психологических факторах влияющих на него;
•создание условий для анализа обучающимися требований к профессиональной
педагогической деятельности, к профессионально значимым качествам личности педагога;
•способствование осмыслению специфики педагогической профессии;
•развитие умения конструктивного педагогического общения, саморегуляции поведения
и деятельности, способности работы в команде;
•создание условий для проектирования обучающимися стратегии профессионального и
личностного саморазвития.
Место курса в образовательном процессе.
Программа
является
модифицированной
–
адаптирована
к
условиям
общеобразовательной школы.
Курс предназначен для обучающихся 8 классов. Количество часов в неделю – 2ч.
Содержание программы структурированно по 2 модулям:
- Человек и его сознание;
- Возрастная психология.
2

Специфической особенностью программы выступает ее ориентированность на развитие
личности обучающихся в ответственный период социального взросления, формирование
социальной компетентности, нравственной культуры, познавательных интересов, развитие
способности к анализу поведения человека.
По мимо психологической направленности содержание программы включает темы
педагогической направленности, актуализирующие поиск ответов на ряд вопросов: Что такое
педагогическая профессия? Каково ее место в мире других профессий? Как и когда возникла
педагогическая профессия? В чем ее специфика? Что такое педагогическая деятельность? Какие
требования предъявляются к учителю? Что должен уметь учитель? Какими качествами должен
обладать учитель? Есть ли у меня нужные профессионально важные качества? Что необходимо
сделать, чтобы развить эти качества? и др.
Программа реализуется с опорой на следующие авторские технологии и методическую
литературу:
- И.В. Журанова курс «Психология человека»
- Е.Н. Ларина «Методика преподавания специальных дисциплин»
- Г.Н. Губайдуллина «Методика преподавания педагогики»
- Обухова Л.Ф. «Детская возрастная психология»
- Поливанова К.Н. «Психология возрастных кризисов»
- Шиман О.А. «Педагогический класс»
- Скульбедина Н.А. «Школа юного педагога»
Методы обучения и формы организации занятий
Программа основывается на субъектно-деятельностном подходе, реализация которого
позволяет рассматривать учебную активность обучающихся как необходимое условие
формирования мотивации педагогической деятельности, профессионального самоопределения. С
этой целью могут использоваться методы активного обучения, интерактивные методы, методы
дидактической эвристики (открытые эвристические задания, эвристические образовательные
ситуации), дискуссии, метод проектов, методы когнитивно-рефлексивной работы с учебной
информацией, игровые методы, информационно-коммуникационные технологии и др.
Рекомендуемые формы организации обучения: сочетание фронтальных, групповых,
парных и индивидуальных форм обучения.
Программа предоставляет возможность творчески подойти к планированию занятий в
зависимости от психологических особенностей обучающихся, организационных и кадровых
ресурсов учреждения общего среднего образования.
Психолого-педагогические принципы построения программы:
1.Принцип развивающего обучения позволяет опираться на зону ближайшего развития
обучающихся.
2.Принцип комплексности и интерактивности - включает решение педагогических задач
в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
3. Принцип доступности предполагает подачу знаний в легкой и понятной форме.
4. Принцип индивидуализации включает в себя индивидуальным подход к каждому
обучающемуся, согласно его образовательным потребностям.
5. Принцип сознательности и активности обучающихся в усвоении знаний и их
реализации предполагает в структуре занятий использование практических занятий, тренинговую
работу.
3

6. Принцип связи с жизнью включает в себя возможность использование полученных
знаний в реальной жизни, на практике.
7. Принцип научности предполагает подкрепление всех педагогических мероприятий
научно обоснованными и практически апробированными методиками.
8. Принцип целостности и единства определяет внутреннюю неразрывность содержания
и средств его представления. Человек – целостная система с единством психофизического,
социального и духовно-нравственного компонентов, воздействующих друг на друга.
Новизна программы. Обучение организовано согласно возрастной периодизации
обучающихся, по законам проведения лекционных часов. Теоретические часы сочетаются с
нестандартными практическими приемами закрепления материала. Все вместе организует
профессиональный самостоятельный творческий поиск у обучающихся. В программе есть все, что
способно увлечь, заинтересовать, пробудить желание познания.
Условия, необходимые для реализации программы
Кабинет, с медиапространством, с партами и стульями для обучающихся.
Материалы и оборудование:
1. Оборудование:
компьютер,
звуковоспроизводящее
оборудование,
видеовоспроизводящее оборудование.
2. Материалы: тетрадь для записей, ручки и карандаши, ластики, раздаточный материал
по необходимости.
3. Электронные материалы: презентации, электронные варианты текстов, видеоролики,
короткометражные фильмы, обучающие фильмы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
К важнейшим образовательным достижениям относятся:
Личностные результаты:
 опыт самоопределения в жизненной перспективе, определения иерархии целей,
реалистичности намерений и др.;


опыт построения рефлексивного отношения к действительности психологического
содержания;



умение замечать и признавать расхождение в декларации целей личного действия и
реальных результатах, опыт ответственного отношения к индивидуальной активности;



обретение привычки обдумывания и анализа поведения человека, опыт ценностного
отношения к саморефлексии в пространстве межперсонального взаимодействия;



опыт формулирования (публикации) личной позиции в контексте общегрупповой
дискуссии психологического содержания.

Метапредметные результаты:
 умение вычитывать научный текст психологического содержания;


умение схематизировать соотношение психологических понятий, объясняющих природу
внутреннего мира человека, закономерности его развития и обучения;
4



умение использовать готовые знаковые средства (графики, диаграммы, таблицы, схемы и
др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации собственной позиции в
общегрупповой дискуссии психологического содержания;



умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера (сопрягать намеренность активности с ее ожидаемым
результатом и характером средств, выбранных для реализации замысла в ситуации);



умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений в анализе
психологической реальности активности человека;



умение формулировать аргументированное объяснение психологического содержания
активности человека, в т.ч. собственной;



получение опыта работы в команде, конструирование опыта рефлексивного отношения к
групповой работе, стремление к личному вкладу в общий результат.

Предметные результаты:
 различие житейского и научного толкования внутреннего мира человека на основе
изученного материала;


получение знания о способах изучения поведения (активности) человека в проекции
различных психологических подходов, о специфике проектирования средств
вмешательства в активность человека в случае необходимости;



получение знания о родовых способностях человека, их природе, способах освоения в
процессе развития и социализации;



опыт объективации и конструирования Я-концепции, проектирования перспективы
самоопределения;



опыт различения утилитарно-вещного отношения к человеку как носителю набора
полезных качеств и нравственного отношения к человеку;



умение формулировать аргументированные суждения, объясняющие психологическую
природу различных форм активности человека;



умение оценивать ситуации межличностных контактов с различных точек зрения,
определять природу противоречий, затрудняющих продуктивный характер коммуникаций;



владеть представлением об основных понятиях существующих в возрастной психологии;



иметь представление от специфике профессий педагогической и психологической
направленности;



умение проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте
учебной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Разделы:
1. Я – человек. Кто я?
5

Индивидуальная работа «Я сам о себе» и/или «Я глазами других людей».
Проблематизация. Психология практическая и научная. Методы научной и практической
психологии.
Основная цель — актуализация значений (объяснительных схем), определяющих
содержание психологического знания обучающихся о человеке (подростке).
Используются приемы изучения внутреннего мира человека. Работа проводится в
формате мини-групп и общегрупповой дискуссии.
В данной теме формулируются учебные задачи курса, обозначаются его ожидаемые
результаты, проектируются стратегии их получения и формы презентации достижений.
2. Что такое психика и как она устроена
Психика как особое образование, существующее у животных и человека. Механизмы
психики. Психические явления. Нужда и потребность. Как возникают потребности? Как
потребности начинают диктовать стратегию активности? Откуда берутся цели активности
животного и человека? Место эмоций в схеме поведения животного и человека. Кто думает:
мозг или человек (животное)? Интеллектуальное поведение животных. Психологическое
изучение животного и человека. Познаваема ли психика? Что имеют в виду, когда говорят о
развитии психики?
Главная цель: изучить основания психологического подхода к определению природы
активности животных и человека; определить место эмоций в общей структуре психической
активности.
Обобщить житейские представления обучающихся о нормативной психической
активности человека и факторах, вызывающих нарушения поведения человека.
Учить вычитыванию (чтению и комментированию) авторских научных текстов
психологического содержания, объясняющих. Определение критериев для различения текстов
научного содержания по стилистике (научный, научно-популярный, псевдонаучный).
3. Как работает сознание
Когда мы говорим, что человек обладает сознанием? Деятельность и сознание.
Неосознаваемые процессы в психической активности человека, их природа и проявления.
Синонимичны ли термины подсознательно, бессознательно, неосознанно… Механизмы
психологической защиты. Защитное поведение. Что можно считать нарушением психики?
Человек знает больше, чем может об этом сказать. Как формируются образы сознания?
Психологические образования, определяющие принадлежность к роду человеческому.
Основная цель связана с актуализацией представлений подростков (содержания
обыденного сознания) о том, как строится образ реальности:
- выявление схем интерпретации подростками активности живых существ, объяснение
оснований научного анализа этих явлений в разных психологических школах;
- способа научного анализа собственного поведения; выявление трудностей
исследования неосознаваемых процессов активности;
- объяснение механизма психологической защиты, анализ видов защитного поведения.
- схематизация соотношения понятий потребности, желания, действия;
- определение содержания понятия самосознания, описание форм существования Я в
структуре самосознания.
4. «Человек и привычки»
«Привычка свыше нам дана …» или о чем написал поэт? Управление поведением как
управление образами нашего сознания. «Человек привычки» как сила, которая нами управляет.
6

Сколько у человека привычек? Вредные и полезные привычки. Кому и зачем нужны вредные
привычки? Привычки общения: о стереотипах и аттитюдах в восприятии людьми друг друга.
Выявление ресурсов коммуникации и коммуникативных барьеров – феноменология общения «по
привычке». Как быть с плохими привычками: борьба с самим собой или … ? Как происходит
отучивание от привычек? Конструктивное и защитное поведение.
Основная цель связана с определением содержания проблемы управления человеком
собственным поведением, в получении опыта осознания связи физиологического и психического
в природе человеческих действий. Дополнительная цель определяется необходимостью
организации возможности для практического изучения подростком природы типичных форм
поведения в различных проекциях собственной жизни.
5. «Человек воли»
Высшая психическая функция как функциональный орган человека (А.А. Ухтомский, Н.А.
Бернштейн, П.К. Анохин). Воля умная и тупая. Как мы научаемся управлять собою и другими
людьми. Насильственное и ненасильственное управление. Насилие явное и скрытое. Слабоволие и
способы его понимания или о чем мы спрашиваем , задавая вопрос: «У тебя есть сила воли?» Сила
воли как способность управлять своим умом.
Основная цель состоит в изучении родовых способностей человека. В рамках занятия
предполагается разработка диагностического инструмента для исследования активности человека
различной направленности, освоение тренингового упражнения «волевое действие».
6. «Человек нравственный»
Человек как индивид, как субъект, как индивидуальность и как личность. Зачем так
много слов? Быть или не быть личностью? Что такое нравственный выбор? «Хороший человек
с плохим характером» – кто это? Личность и подвиг. Личность и нравственное
подвижничество.
Основная цель состоит во введении участников в философско-психологический
контекст понимания того, что такое «личность», в обнаружении и рефлексии связи личностного и
нравственного в человеке. Дополнительная цель – развести понимание «личное» и «личностное»
и попытаться ответить на вопросы: «Каждый ли человек личность?» и «Всегда ли я личность?».
Различение утилитарно-вещного отношения к человеку как носителю набора полезных качеств и
нравственного отношения к человеку (И. Кант).
Ожидаемый результат состоит в пересмотре обыденных представлений о человеческой
личности как о «мешке со способностями, эмоциями, мотивами и чертами характера».
Предполагаемый итог – понимание интенциональности личности: «Человек, чтобы оставаться
человеком, должен превосходить самого себя» (А.С. Арсеньев).
7. «Педагогика и психология. Связь»
Изучение понятий. Психология исследует закономерности психического развития, а
педагогика, опираясь на эти знания, формирует и развивает человека через обучение и
воспитание, учитывая индивидуальные психические особенности учащихся для повышения
эффективности образовательного процесса.
Психологические знания позволяют педагогу понять мотивацию, способности и
процессы восприятия, что необходимо для построения эффективных образовательных методик и
решения возникающих в процессе обучения проблем.
8. «Возраст и человек»
Хронотоп жизни человека. Периоды (возрастные ступени) жизненного цикла: научный
подход к определению возраста. Нужно ли обычному человеку знание периодизации развития.
7

Чем измеряется возраст людей, живущих в различные исторические эпохи, в различных
формациях? Возраст биологический и психологический.
Как понимать переходы от одного возраста к другому? Основные понятия возрастной
психологии.
Основная цель занятий в этой теме связана с обнаружением культурных оснований для
выделения возрастных периодов и выявлением житейских показателей для характеристики границ
возрастов, с определением места подросткового возраста в общем цикле жизни человека.
Осуществление педагогического подхода с учетом возраста.
9.«Люди обычные и необычные: одаренность, умственное инобытие, расстройства
поведения»
От чего зависит развитие ребенка. Физиологическое созревание и целенаправленное
воспитание: что важнее. Психологически гармонический путь развития.
Гении, одаренные, «умственно отсталые»: кто они. Чем человек наделен от природы и
что формируется в нем прижизненно. Интеллектуальный коэффициент как показатель
одаренности.
Как послушный малыш превращается в «трудного ребенка». Может ли «трудный»
стать «девиантом». Девиантное поведение человека, научное объяснение его природы. Что
известно об умственной отсталости, как понимать умственное инобытие.
Основная цель занятий: расширить осведомленность подростков в области нетипичного
развития человека, сформулировать основания корректного отношения к людям, которые
отличаются от большинства.
10. «Подросток в книге и жизни»
Что известно о подростке? Гормональный бунт подросткового возраста: о чем
говорят физиологи. Психологический потенциал подростка: итоги предыдущих этапов развития.
Задачи возраста: почему самоопределение становится проблемой. Потребность в смысле жизни
и жизненная перспектива. Я - вчера», Я – сегодня, Я – завтра: привычка «обдумывать свое
житье». Как научиться рефлексии.
Подросток глазами взрослых людей и подросток сам о себе: о чем рассказывают
самоописания. Личные границы человека в отношениях с другими. Чем определяются
психологические границы подростка в отношениях с Миром.
Управляемость поведения в подростковом возрасте. Тренинг управления чувствами и
эмоциями.
Основная цель состоит в конструирования опыта обретения подростками способности
рефлексивного отношения к реальности собственной психической жизни, осознания подростком
возможностей и ограничений в отношениях с Миром, в получении опыта осознанного
проектирования перспективы самоопределения.
11. «Цифровой образ жизни современного человека: риски, угрозы и совладание с
ними»
«VUCA-мир» как метафора современной жизни. Виртуальная реальность – продукт
культурного развития человека. Электронный мир: современная трактовка искусственной
реальности жизни. Ценности цифровой эпохи.
«Цифровой разрыв» между родителями и детьми. Проблема межпоколенческих
отношений. «Цифровой образ жизни» современного подростка. «Цифровые аборигены»: мифы и
реальность. Становятся ли современные дети умнее или глупее предыдущего поколения.
8

Безопасность как потребность человека. Риски, угрозы и опасности онлайн-среды и
совладание с ними. Индивидуальное восприятие риска.
Основная цель: конструирование рефлексивного отношения к цифровым реалиям жизни
современного подростка, определение потенциала развития в условиях электронного мира,
формулирование личной позиции в отношении рисков и угроз онлайн-среды.
12. «Теория поколений»
Знакомство с социологической концепцией, которая предполагает, что люди,
рожденные в определенный период и выросшие в схожих условиях, обладают общим набором
ценностей, взглядов и поведенческих паттернов, формируемых под влиянием общих
исторических, социальных и культурных событий.
Теория помогает понять различия между людьми разных возрастов и используется в
маркетинге, HR и других областях для улучшения коммуникации и взаимодействия.
13. «Защита итоговых индивидуальных работ на выбранную тему»
Основная цель в определении образовательных достижений в освоении материала
учебного курса.
Тематическое планирование. Модуль 1 «Человек и его сознание»
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

1

«Я- человек. Кто я?».
Тема: «Введение»

2

«Я-человек. Кто я?».
Тема: «Я в мире»

3

«Что такое психика и
как она устроена».
Тема: «Грани
психического»

Содержание

Количество часов
Количество Электронные
часов
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Знакомство с
1
понятиями
«педагогика» и
«психология». История
вопроса. Зачем и
почему появилась такая
профессия.
Персоналии. Обучение
работы с научным
текстом.
Индивидуальная работа 1
«Я сам о себе» и/или
«Я глазами других
людей». Социальная
значимость труда
педагога. Особенности
педагогической
профессии. Спектр
педагогических
специальностей.
Знакомство с
1
понятиями «методы
психологии»,
«инроспекция»,
«наблюдение»,
9

психика», «бытие» и
«сознание».

4

«Что такое психика и
как она устроена».
Тема: «Психика
человека и психика
животного»

5

«Что такое психика и
как она устроена».
Тема:
«Интеллектуальное
поведение животных».
«Что такое психика и
как она устроена».
Тема: «Психические
процессы и функции»

6

7

8

9

10

Проведение
экспериментов.
Просмотр научнопопулярного фильма
BBC «Человек».
Обучение приемам
анализа и самоанализа.
Психологическое
изучение животного и
человека. Познаваема
ли психика?

Тренинг с элементами
лекции «Высшие
психические функции.
Как устроен человек».
Обучение в
микрогруппах.
«Что такое психика и
Лекционные занятия.
как она устроена».
Внимание, память,
Тема: «Высшие
мышление и речь.
психические функции». Практика – как
проверить уровень
внимания, памяти, что
будет, если эти
процессы нарушены.
«Что такое психика и
Учение о трех блоках
как она устроена».
мозга. Вклад
Тема: «Психические
российских ученых в
процессы и функции». мировую науку в
области психологии и
педагогики.
«Что такое психика и
Как возникают
как она устроена».
потребности? Описание
Тема: «Нужда и
процесса мотивации,
потребность».
основные понятия и
законы. Практика –
изучение уровня
мотивации
обучающихся.
«Что такое психика и
Как различать:
как она устроена».
ощущение, аффект,
Тема: «Эмоции,
эмоцию и чувство.
чувства и ощущения».
Базовые эмоции, как
понимать свои эмоции
и эмоции других.
10

1

1

1

1

1

1

1

11

«Что такое психика и
как она устроена».
Тема: «Развитие
психики».

12

«Как работает
сознание». Тема:
«Бытие и сознание»
«Как работает
сознание» Тема: «Три
уровня сознания»

13

14

«Как работает
сознание» Тема:
«Психологические
защиты»

15

«Как работает
сознание» Тема: «Я в
структуре
самосознания»

16

«Человек привычки».
Тема: «Привычка
свыше нам дана …»

Развитие психики в
онтогенезе и
филогенезе. Какие
бывают нарушения в
развитии психики.
История вопроса
«Сознание». Различные
определения.
Знакомство с понятием
«Динамические теории
личности». Игра
«Сознание как
айсберг». Обучение
методу
самонаблюдения.
Введение понятий
«психологические
защиты»,
«совладающее
поведение», «копингстратегии».
Диагностика «Какие у
меня механизмы
психологической
защиты». Начало
работы над проектом
«Я – человек. Кто я?».
Схематизация
соотношения понятий
потребности, желания,
действия; определение
содержания понятия
самосознания,
описание форм
существования Я в
структуре
самосознания.
Актуализация темы,
обсуждение
художественного
творчества про
привычки. Беседа «Я и
мои привычки.
Принятие себя».

11

1

1

1

1

1

1

17

«Человек привычки».
Тема: «Привычка и
поведение».

18

«Человек привычки».
Тема: «Привычки
общения»

19

«Человек привычки».
Тема: «Полезные и
вредные привычки».

20

Тема: «Привычка как
способ работы над
собой».

21

«Человек воли». Тема:
«Воля и психика»

Исследовательская
работа – обучение
обучающихся
скринингу среды,
методу анкетирования.
Подведение итогов по
темам: «Полезные
привычки», «Вредные
привычки», «Привычки
будущего», «Привычки
прошлого».
Стереотипы в
коммуникации.
Обучение навыкам
эффективного
общения. Тренинг по
развитию навыков
конструктивного
общения «Я сообщаю».
Занятие арт-тренинг
«Вербальное и
невербальное
общение».
Понятия «хороших» и
«вредных» привычек.
Объяснение, как
формируется
зависимость
различного свойства.
Кому и зачем нужны
вредные привычки?
Как происходит
отучивание от
привычек? Обсуждение
последних данных,
полученных в ходе
отечественных и
зарубежных.
исследований
Конструктивное и
защитное поведение.
Обзор инновационных
методик работы над
привычками.
Высшая психическая
функция как
функциональный орган
человека (А.А.
Ухтомский, Н.А.
Бернштейн, П.К.
Анохин).
12

1

1

1

1

2

22

«Человек воли». Тема:
«Человек и воля»

23

Тема: «Сила воли»

24

«Человек воли». Тема:
«Воля, как способ
управления людьми».

25

«Человек
нравственный». Тема:
«Человек как индивид,
как субъект, как
индивидуальность и
как личность».

Просмотр
документальных
фильмов про волю.
Воля умная и тупая.
Как мы научаемся
управлять собою и
другими людьми.
Просмотр фильма
«Нарушение воли»,
обсуждение.
Проработка плана, как
работать над
укреплением воли. Как
мы научаемся
управлять собою и
другими людьми.
Соотнесение
характеристик
личности с волевыми
качествами. Что
является волей, а что
безволием?
Слабоволие и способы
его понимания, или, о
чем мы спрашиваем,
задавая вопрос: «У тебя
есть сила воли?» Сила
воли как способность
управлять своим умом.
Диагностика своих
волевых качеств. Воля,
как высшая
психическая функция.
Насильственное
ненасильственное
управление. Насилие
явное и скрытое.
Тренинг навыков
управления своим
поведением и
поведением других.
Сравнительная
характеристика
понятий «индивид»,
«индивидуальность» и
«личность».
Гуманистическая
концепция личности.
Просмотр фрагментов
видеофильмов,
сравнение мнений.
Обучение навыкам
13

1

1

1

1

26

«Человек
нравственный». Тема:
«Быть личностью»

27

«Человек
нравственный». Тема:
«Хороший человек с
плохим характером –
кто это?»

28

«Человек
нравственный». Тема:
«Личность и подвиг»

29

«Понятие педагогика»

30

«Понятие психология»

31

«Связь педагогики и
психологии»

анализа поведения и
характера
Метапредметный урок:
«Личность в истории».
Обсуждение
моральных и
нравственных норм.
Практическое занятие:
«Изучаем характер»,
«Изучаем ценности»,
«развитие культуры
личности»
Вопрос субъективной
оценки характера
другого человека.
Типология черт
личности.
Практическое
применение навыков
диагностики и умения
интерпретировать
полученные
результаты.
Работа над проектом
«Я-человек. Кто я?».
Обсуждение вопроса:
«Хороший человек с
плохим характером» –
кто это? Личность и
подвиг. Личность и
нравственное
подвижничество.
Изучение основных
понятий
Изучение основных
понятий
Применение знаний и
умения
интерпретировать
полученные результаты
Презентация, анализ

Защита итоговых
индивидуальных работ
на тему «Я – человек.
Кто я?»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
32

14

1

1

1

1
1
1

2

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Модуль 1 «Человек и его сознание»

№
п/п

Кол-во
часов
Тема
Всего

1

«Я-человек. Кто я?».
Тема: «Введение»

1

2

«Я-человек. Кто я?».
Тема: «Я в мире»

1
1

3

«Что такое психика и
как она устроена».
Тема: «Грани
психического»

1

4

«Что такое психика и
как она устроена».
Тема: «Психика
человека и психика
животного»

1

5

«Что такое психика и
как она устроена».
Тема:
«Интеллектуальное
поведение животных».

1

6

«Что такое психика и
как она устроена».
Тема: «Психические
процессы и функции»

1

7

«Что такое психика и
как она устроена».
Тема: «Высшие
психические функции».

1

8

«Что такое психика и
как она устроена».
Тема: «Психические
процессы и функции».

1

9

«Что такое психика и как
она устроена». Тема:
«Нужда и потребность».

10

«Что такое психика и как
она устроена». Тема:

1

Дата изучения
По
плану

По
факту
(дата)

15

Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы

Дополнительная
информация

«Эмоции, чувства и
ощущения».
1

11

«Что такое психика и
как она устроена».
Тема: «Развитие
психики».

1

12

«Как работает
сознание». Тема:
«Бытие и сознание»

1

13

«Как работает
сознание» Тема: «Три
уровня сознания»

1

14

«Как работает
сознание» Тема:
«Психологические
защиты»

1

15

«Как работает
сознание» Тема: «Я в
структуре
самосознания»

1

16

«Человек привычки».
Тема: «Привычка
свыше нам дана …»

1

17

«Человек привычки».
Тема: «Привычка и
поведение».

1

18

«Человек привычки».
Тема: «Привычки
общения»

1

19

«Человек привычки».
Тема: «Полезные и
вредные привычки».

1

20

Тема: «Привычка как
способ работы над
собой».

21

«Человек воли». Тема:
«Воля и психика»

2

22

«Человек воли». Тема:
«Человек и воля»

1

23

Тема: «Сила воли»

1

16

1

24

«Человек воли». Тема:
«Воля, как способ
управления людьми».

1

25

«Человек
нравственный». Тема:
«Человек как индивид,
как субъект, как
индивидуальность и как
личность».

1

26

«Человек
нравственный». Тема:
«Быть личностью»

1

27

«Человек
нравственный». Тема:
«Хороший человек с
плохим характером –
кто это?»

1

28

«Человек
нравственный». Тема:
«Личность и подвиг»

29

«Понятие педагогика»

1

30

«Понятие психология»

1

31

«Связь педагогики и
психологии»

1

32

Разработка
индивидуального
маршрута действий

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Тематическое планирование. Модуль 2 «Возрастная психология»
№
п/п

1

Наименование
разделов и тем
программы
«Возрасты в жизни
человека». «Введение»

Содержание

Знакомство с
возрастной
периодизацией в
советской школе
психологии, и в
зарубежной школе.
17

Количество часов
Количество Электронные
часов
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1

2

«Возрасты в жизни
человека». Тема: «Тема
возраста в истории
человечества»

3

«Возрасты в жизни
человека». Тема:
«Возраст биологический
и психологический»

4

«Возрасты в жизни
человека». Тема:
«Возрастные кризисы»

5

«Люди обычные и
необычные:
одаренность,
умственное инобытие,
расстройства
поведения» Тема:
«Одаренность»

6

«Люди обычные и
необычные:
одаренность,
умственное инобытие,
расстройства
поведения» Тема:
«Особые
образовательные
потребности или
Умственное инобытие»

Возраст и эпоха. Чем
измеряется возраст
людей, живущих в
различные
исторические эпохи, в
различных формациях?
Возраст биологический
и психологический. .
Проведение тренинга
«Возрастные периоды».
Виды возрастов.
Актуализация знаний
по психологии,
педагогики, биологии и
обществознанию.
Определение своего
психологического
возраста.
Знакомство с
понятиями «кризис 3-х
лет», «возрастной
кризис», «кризис
младшего школьника»,
«подростковый
кризис». Как
справиться с
кризисами?
Нормативное и
ненормативное
протекание кризисов.
Тренинг «Такая разная
одарённость». Что мы
понимаем под
термином
«гениальность»,
«высокий интеллект»,
«одаренность».
Примеры одаренных
людей в истории.
Подготовка
презентаций и докладов
на заданную тему.
Тренинг с элементами
лекции «Партнёрское
общение». Подходы к
образованию детей с
особыми
образовательными
потребностями. Беседа:
«Обучение особого
ребенка. А что
дальше?!». Обучение в
18

2

1

2

2

1

7

«Люди обычные и
необычные:
одаренность,
умственное инобытие,
расстройства
поведения» Тема:
«Различия в поведении»

8

«Люди обычные и
необычные:
одаренность,
умственное инобытие,
расстройства
поведения» Тема:
«Гармоничный путь
развития или
Нормальность»
«Подросток в жизни и
книге». Тема:
«Классические знания о
подростковом возрасте»

9

10

«Подросток в жизни и
книге». Тема:
«Особенности возраста»

11

«Подросток в жизни и
книге». Тема:
«Потребность в смысле
жизни и жизненная
перспектива».

микрогруппах.
Лекционные занятия.
Знакомство с
понятиями
«девиантность»,
«расстройство
поведения»,
«деликвентное
поведение»,
«асоциальное
поведение»,
«агрессивное
поведение»,
«ювенальная юстиция».
История вопроса
«Гармоничное
развитие». Различные
определения. Понятие
«норма». Знакомство со
стратегиями развития.
Написание работы «От
чего зависит развитие
ребенка?»
Знакомство с понятием
«подростковый
возраст», какой бывает
подростковый кризис,
новообразования
возраста. Размышления
на тему: «А что будет,
когда закончится
подростковый
возраст?»
Анатомо–
физиологические
особенности
подростков,
психологические
особенности
подросткового
возраста,
поведенческие
особенности
подросткового
возраста.
Концепции смысла
жизни. Смысл жизни и
подростковый возраст.
Что такое жизненная
перспектива?

19

2

1

1

1

1

12

«Подросток в жизни и
книге». Тема:
«Психологический
потенциал подростка»

13

«Подросток в жизни и
книге» Тема:
«Потенциал подростка»

14

«Подросток в жизни и
книге» Тема:
«Подросток глазами
взрослых людей и
подросток сам о себе»

15

«Подросток в жизни и
книге» Тема: «Личные
границы человека в
отношениях с другими».

16

«Цифровой образ жизни
современного человека:
риски, угрозы и
совладание с ними»
Тема: «Современность и
гаджеты»

17

«Цифровой образ жизни
современного человека:
риски, угрозы и
совладание с ними».
Тема: «Электронный

Итоги предыдущих
этапов развития. Задачи
возраста: почему
самоопределение
становится проблемой.
Я-сейчас, Я-в прошлом
и Я-в будущем. Планы
жизни, какие задачи
решает современный
подросток. Рефлексия и
управляемое
поведение, развитие
навыка
самопрезентации.
Целоеполагание
Поднятие темы
«подросток глазами
взрослых людей», чего
от него ждут
окружающие и чего он
хочет сам. Развитие
навыка
«самоописания».
Метапредметный урок.
Знакомство с
литературными
произведениями о
подростках
Личные границы
человека в отношениях
с другими, проведение
тренинга «Личностные
границы». Чем
определяются
психологические
границы подростка в
отношениях с Миром.
Лекционные занятия на
актуализацию темы,
обсуждение
своременных
тенденций в жизни
людей, новые
технологии. Раскрытие
темы: «Цифровая
жизнь: польза или вред
для человека?»
Виртуальная
реальность – прошлое
настоящее и будущее,
представление о
виртуальной
20

1

1

1

2

1

1

мир и виртуальная
реальность»

18

19

20

21

реальности в
литературе. Изучение
современных
тенденций развития
рынка электроники и
попытка
спрогнозировать
будущее с их учетом.
«Цифровой образ жизни Продолжение обучения
современного человека: работы с научной
риски, угрозы и
литературой: чтение и
совладание с ними».
анализ данных.
Тема: «Цифровая жизнь: Практическая работа:
польза или вред для
выдвижение гипотез,
человека?»
сбор данных,
подтверждение или
опровержение гипотез,
подведение итогов.
«Цифровой образ жизни Исследовательская
современного человека: работа – обучение
риски, угрозы и
обучающихся
совладание с ними».
анализировать данные
Тема: «Ценности новой
статистики. Работа с
эпохи»
ресурсами ВЦИОМ,
РосСтат электронной
статистки и т.п.
Проведение анализа
ценностей в жизни
каждого человека.
«Цифровой образ жизни Становятся ли
современного человека: современные дети
риски, угрозы и
умнее или глупее
совладание с ними».
предыдущего
Тема: «Мифы и
поколения? Дискуссии,
реальность».
просмотр
документального
фильма про
современный мир и
будущее «Большой
скачок»
«Цифровой образ жизни Стереотипы в
современного человека: коммуникации в
риски, угрозы и
рамках цифрового
совладание с ними».
общение. Сочинение на
Тема: «Риски эпохи
темы «Если бы
компьютеризации»
реальность была
виртуальной?».
Обсуждение книги А.
Жвалевского и Е.
Пастернак «Время
всегда хорошее», как
примера того, что
21

1

1

2

1

22

«Цифровой образ жизни
современного человека:
риски, угрозы и
совладание с ними».
Тема: «Проблема
межпоколенческих
отношений».

23

«Цифровой образ жизни
современного человека:
риски, угрозы и
совладание с ними».
Тема: «Безопасность как
потребность человека»

24

«Цифровой образ жизни
современного человека:
риски, угрозы и
совладание с ними»
Тема: «Совладание с
угрозами интернета».

25

«Теория поколений»

может быть, если мир
образования будет
цифровым. навыкам
эффективного общения.
Характеристика
различных аспектов в
отношениях между
поколениями;
классификация
межпоколенных
отношений в семье.
Функции, которые
выполняет современная
семья. Виды
отношений,
формируемые в семье
при взаимодействии
разных поколений, а
также проблема
участия представителей
старшего поколения
семьи в воспитании
детей.
Повышение цифровой
компетентности,
расширение
представлений о
возможностях
интернета, образе
жизни и особенностях
цифрового поколения,
влиянии на развитие.
Безопасность как
потребность человека.
Риски, угрозы и
опасности онлайнсреды и совладание с
ними. Индивидуальное
восприятие риска.
Знакомство с
понятиями,
разъяснение
Презентация, анализ

Защита итоговых
индивидуальных работ
на выбранную тему
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
26

22

1

1

2

2

2

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Модуль 2 «Возрастная психология»

№
п/п

Кол-во
часов
Тема
Всего

1

«Возрасты в жизни
человека». «Введение»

1
2

2

«Возрасты в жизни
человека». Тема: «Тема
возраста в истории
человечества»

1

3

«Возрасты в жизни
человека». Тема:
«Возраст биологический
и психологический»

2

4

«Возрасты в жизни
человека». Тема:
«Возрастные кризисы»

2

5

«Люди обычные и
необычные: одаренность,
умственное инобытие,
расстройства поведения»
Тема: «Одаренность»

1

6

«Люди обычные и
необычные: одаренность,
умственное инобытие,
расстройства поведения»
Тема: «Особые
образовательные
потребности или
Умственное инобытие»

2

7

«Люди обычные и
необычные: одаренность,
умственное инобытие,
расстройства поведения»
Тема: «Различия в
поведении»

1

8

«Люди обычные и
необычные: одаренность,
умственное инобытие,
расстройства поведения»
Тема: «Гармоничный

Дата изучения
По
плану

По
факту
(дата)

23

Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы

Дополнительная
информация

путь развития или
Нормальность»
1

9

«Подросток в жизни и
книге». Тема:
«Классические знания о
подростковом возрасте»

1

10

«Подросток в жизни и
книге». Тема:
«Особенности возраста»

1

11

«Подросток в жизни и
книге». Тема:
«Потребность в смысле
жизни и жизненная
перспектива».

1

12

«Подросток в жизни и
книге». Тема:
«Психологический
потенциал подростка»

1

13

«Подросток в жизни и
книге» Тема:
«Потенциал подростка»

1

14

«Подросток в жизни и
книге» Тема: «Подросток
глазами взрослых людей
и подросток сам о себе»

2

15

«Подросток в жизни и
книге» Тема: «Личные
границы человека в
отношениях с другими».

1

16

«Цифровой образ жизни
современного человека:
риски, угрозы и
совладание с ними»
Тема: «Современность и
гаджеты»

1

17

«Цифровой образ жизни
современного человека:
риски, угрозы и
совладание с ними».
Тема: «Электронный мир
и виртуальная
реальность»

24

1

18

«Цифровой образ жизни
современного человека:
риски, угрозы и
совладание с ними».
Тема: «Цифровая жизнь:
польза или вред для
человека?»

1

19

«Цифровой образ жизни
современного человека:
риски, угрозы и
совладание с ними».
Тема: «Ценности новой
эпохи»

2

20

«Цифровой образ жизни
современного человека:
риски, угрозы и
совладание с ними».
Тема: «Мифы и
реальность».

1

21

«Цифровой образ жизни
современного человека:
риски, угрозы и
совладание с ними».
Тема: «Риски эпохи
компьютеризации»

1

22

«Цифровой образ жизни
современного человека:
риски, угрозы и
совладание с ними».
Тема: «Проблема
межпоколенческих
отношений».

1

23

«Цифровой образ жизни
современного человека:
риски, угрозы и
совладание с ними».
Тема: «Безопасность как
потребность человека»

2

24

«Цифровой образ жизни
современного человека:
риски, угрозы и
совладание с ними»
Тема: «Совладание с
угрозами интернета».

25

25

«Теория поколений»

2
2

26

Защита итоговых
индивидуальных работ
на выбранную тему

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ:
Модуль 1 «Человек и его сознание»-34 часа
Модуль 2 «Возрастная психология»-34 часа
Итого: 68 часов

26

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение включает в себя учебно-методический комплекс, состоящий из:
- программы курса;
- учебного пособия;
- методических рекомендаций и дидактических материалов для педагога;
- медиа.
Материально-техническое обеспечение.
Урок проходит в помещениях общеобразовательной организации: учебном кабинете,
соответствующем требованиям, представленным в основной образовательной программе
общеобразовательной организации.
При проведении занятий кабинет оснащен:
- персональным компьютером (ноутбуком);
- мультимедиапроектором с экраном / интерактивной доской;
- принтером (МФУ);
- аудиторная доска с магнитной поверхностью;
- доступ к информационным ресурсам (интернет).

Методические материалы для учителя
1. Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова [и др.]. – М.: Академия, 2023. – 208
с.
2. Глинский, А.А. Кто и что формирует имидж педагога современной школы? / А.А. Глинский //
Народная асвета. – 2023. – № 9. – С. 20–26.
3. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика: учеб. пособие / Н.Ф. Голованова. – СПб. : Речь, 2005. –
640 с.
4. Казимирская, И.И. Общие основы педагогической профессии: практикум / И.И. Казимирская,
А.В. Торхова. – Молодечно, 2023. – 82 с.
5. Коломинский, Я.Л. Человек: психология: книга для учащихся / Я.Л. Коломинский. –
Минск,2023.
6. Левитес, Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит / Д.Г. Левитес. –
М.; Воронеж, 2024. – 256 с.
7. Лобанов, А.П. Практикум по общей и когнитивной психологии: практикум / А.П.Лобанов. –
Минск, 2024. – 144 с.
8. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: учеб. пособие /
Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – М.: Просвещение, 2024. – 246 с.
9. Общие основы педагогической профессии: учеб. пособие / авт.-сост. И.И. Цыркун [и др.]; под
ред. Ж.Е. Завадской, Т.А. Шингирей. – Минск: БГПУ, 2025. – 195 с.
10. Орлова, Л.В. Психологические особенности создания профессионального имиджа учителя /
Л.В. Орлова // Народная асвета. – 2022. – № 9. – С. 26–29.
11. Сергейко, С.А. Общие основы педагогической профессии: учебное пособие для студентов
педагогических специальностей / С.А. Сергейко, Л.М. Тарантей. – Гродно: ГрГУ, 2023. – 250 с.
12. Платонов, К.К. Занимательная психология / К.К. Платонов. – СПб., 2023. – 288 с.
13. Пономаренко, Л.П. Психология для старшеклассников: пособие для педагога / Л.П.
Пономаренко, Р.В.Белоусова. – М., 2023. – 222 с.
14. Рогов, Е.И. Психология познания / Е.И. Рогов. – М., 2024. – 176 с.
15. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения:
практическое пособие для педагогов и подростков; часть I / К.Фопель. – М, 2024.
17. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. – 2-е изд.
– СПб., 2024.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».