8 УК Право 2025-2026 уч

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ 68 с углубленным изучением отдельных предметов

РАССМОТРЕНО

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

ШМО учителейпредметников МАОУ
СОШ №68 с УИОП

Педагогический совет
МАОУ СОШ №68 с
УИОП

Директор МАОУ СОШ
№68 с УИОП

________________________ ________________________ ________________________
Протокол № 1
от «29» августа 2025 г.

Протокол № 1
от «29» августа 2025 г.

Приказ № 173-О
от «29» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Право»
для обучающихся 8 классов
Срок реализации: 1 год

Екатеринбург 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа создана на основании ФГОС ООО, утвержденном
Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» от 17 декабря 2010 г. N 1897, в ред. Приказов
Минобрнауки России от 29.12.2014 г., 31.12.2015 г., 11.12.2020 г.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Право»
Учебный предмет «Право» играет ведущую роль в выполнении
системой образования функции интеграции молодежи в современное
общество и направлен на формирование правовой культуры учащихся,
знакомство с основами права, повышение уровня правовых знаний, выбора
будущей профессии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Право»








воспитание
общероссийской
идентичности,
гражданской
ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за
достижения страны в различных областях жизни, уважения к
традиционным ценностям и культуре России, правам и свободам
человека и гражданина, закрепленным в Конституции Российской
Федерации;
развитие личности в период ранней юности, становление ее духовнонравственных позиций и приоритетов, выработка правового
сознания, политической культуры, мотивации к предстоящему
самоопределению в различных областях жизни: семейной, трудовой,
профессиональной;
развитие способности обучающихся к личному самоопределению,
самореализации, самоконтролю;
развитие интереса обучающихся к освоению социальных и
гуманитарных дисциплин;
освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование
целостной картины общества, адекватной современному уровню
научных знаний и позволяющей реализовать требования к
личностным, метапредметным и предметным результатам освоения
образовательной программы, представленным в Федеральном





государственном образовательном стандарте среднего общего
образования;
овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и
систематизировать социальную информацию из различных
источников,
преобразовывать
ее
и
использовать
для
самостоятельного
решения
учебно-познавательных,
исследовательских задач, а также в проектной деятельности;
совершенствование опыта обучающихся в применении полученных
знаний (включая знание социальных норм) и умений в различных
областях общественной жизни: в гражданской и общественной
деятельности, включая волонтерскую, в сферах межличностных
отношений, отношений между людьми различных национальностей
и вероисповеданий, в противодействии коррупции, в семейнобытовой сфере, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций,
социальных фактов, поведения людей и собственных поступков.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом предмет «Право» на базовом уровне
изучается в 8 классе. Общее количество учебного времени составляет 34
часа. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ПРАВО»
Теория государства и права
Теории происхождения государства и права. Правовое государство. Право в
объективном и субъективном смысле. Признаки права. Функции права.
Система права. Предмет правового регулирования. Метод правового
регулирования. Источники права. Нормативно-правовой акт. Виды
нормативно-правовых актов. Действие нормативно-правовых актов.
Социальные нормы. Структура и классификация правовых норм. Система
российского права. Формы реализации права. Субъекты и объекты
правоотношения. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.
Юридические факты. Гарантии законности и правопорядка. Правосознание.
Опасность коррупции для гражданина, общества и государства.
Антикоррупционные меры, принимаемые на государственном уровне.
Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность.
Презумпция невиновности.
Конституционное право
Конституционное право. Виды конституций. Конституция Российской
Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Форма
государственного устройства Российской Федерации. Источники
конституционного права Российской Федерации. Гражданство Российской
Федерации: основания приобретения, принципы, основания прекращения
гражданства. Права и свободы гражданина Российской Федерации.
Уполномоченный по правам человека. Конституционные обязанности
гражданина РФ.
Гражданское право
Виды гражданско-правовых отношений. Субъекты гражданских
правоотношений. Физические лица. Признаки и виды юридических лиц.
Гражданская право- и дееспособность. Право собственности. Виды
правомочий собственника. Гражданско-правовой договор. Формы защиты
гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность. Защита прав
потребителей
Семейное право

Правовое регулирование отношений супругов. Брачный договор. Условия
вступления в брак. Порядок регистрации и расторжения брака. Права и
обязанности членов семьи. Ответственность родителей по воспитанию детей.
Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Усыновление. Опека и попечительство. Приемная семья.
Трудовое право
Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник
и работодатель. Права и обязанности работника. Порядок приема на работу.
Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения.
Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Особенности правового
регулирования труда несовершеннолетних. Трудовые споры.
Дисциплинарная ответственности.
Административное право
Источники и субъекты административного права. Признаки и виды
административного правонарушения. Административная ответственность и
административные наказания.
Уголовное право
Принципы и источники уголовного права. Признаки, виды и состав
преступления. Уголовная ответственность. Виды наказаний в уголовном
праве. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Налоговое право
Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Права и обязанности
налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды налогов. Налоговые
правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Образовательное право
Источники образовательного права. Права и обязанности участников
образовательного процесса.
Основы российского судопроизводства
Конституционное судопроизводство. Предмет, источники и принципы
гражданского процессуального права. Стадии гражданского процесса.
Арбитражное процессуальное право. Принципы и субъекты уголовного

судопроизводства. Особенности процессуальных действий с участием
несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса. Меры процессуального
принуждения. Суд присяжных заседателей. Особенности судебного
производства по делам об административных правонарушениях.
Профессия юрист
Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы,
следователи. Особенности профессиональной деятельности юриста.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «Право»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающимися программы среднего
общего образования по предмету «Право» (базовый уровень) должны
отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться
сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных
ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного
опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
 сформированность
гражданской позиции обучающегося как
активного и ответственного члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
 принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей; уважение ценностей
иных культур, конфессий;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
 готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении школы и детско-юношеских
организаций;
 умение
взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности.
Патриотического воспитания:
 сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и
культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;





ценностное отношение к государственным символам, историческому
и природному наследию, памятникам, традициям народов России;
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
идейная убежденность, готовность к служению Отечеству и его
защите, ответственность за его судьбу.

Духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, этического поведения;
 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на
основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России.
Физического воспитания: активное неприятие вредных привычек и
иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности,
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и
реализовывать собственные жизненные планы; мотивация к
эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к
учету общественных потребностей при предстоящем выборе сферы
деятельности;
 готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении жизни.
Экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических
проблем;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

Ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки, включая социальные науки, и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего
осознанию своего места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира; языковое и речевое
развитие человека, включая понимание языка социальноэкономической и политической коммуникации;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в
группе;
 мотивация к познанию и творчеству, обучению и самообучению на
протяжении всей жизни, интерес к изучению социальных и
гуманитарных дисциплин.
В
процессе достижения
личностных результатов
освоения
обучающимися программы среднего общего образования (на базовом
уровне) у них совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
 самосознания,
включающего
способность
понимать
свое
эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе в межличностном
взаимодействии и при принятии решений;
 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым
новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели
и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из
своих возможностей;
 готовность и способность овладевать новыми социальными
практиками, осваивать типичные социальные роли;
 эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;



социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы среднего общего
образования по предмету «Обществознание» (базовый уровень) должны
отражать:
1. Овладение
универсальными учебными познавательными
действиями
Базовые логические действия:
 самостоятельно формулировать и актуализировать социальную
проблему, рассматривать ее всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения социальных объектов, явлений и
процессов;
 определять цели познавательной деятельности, задавать параметры и
критерии их достижения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
социальных явлениях и процессах;
 вносить коррективы в деятельность (с учетом разных видов
деятельности), оценивать соответствие результатов целям, оценивать
риски последствий деятельности;
 координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем, в
том числе учебно-познавательных.
Базовые исследовательские действия:
 развивать
навыки
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности, навыки разрешения проблем;
 проявлять способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных
методов социального познания;
 осуществлять деятельность по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов;

формировать научный тип мышления, применять научную
терминологию, ключевые понятия и методы социальных наук;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
 выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и
процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
 анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
 давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания
социальных объектов, в социальных отношениях; оценивать
приобретенный опыт;
 уметь переносить знания об общественных объектах, явлениях и
процессах
в
познавательную
и
практическую
области
жизнедеятельности;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и
решения;
 ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.
Работа с информацией:
 владеть навыками получения социальной информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
 оценивать достоверность, легитимность информации различных
видов и форм представления (в том числе полученной из интернетисточников), ее соответствие правовым и морально-этическим
нормам;
 владеть
навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
 осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты;


владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные
ситуации;
 развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств.
Совместная деятельность:
 понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по ее достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать
результаты совместной работы;
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
 самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и в жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
 давать оценку новым ситуациям, возникающим в познавательной и
практической деятельности, в межличностных отношениях;
 расширять
рамки учебного предмета на основе личных
предпочтений;
 делать осознанный выбор стратегий поведения, решений при
наличии альтернатив, аргументировать сделанный выбор, брать
ответственность за принятое решение;
 оценивать приобретенный опыт;
 способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный
и культурный уровень.
Самоконтроль:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и


оснований; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
 уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности.
Принятие себя и других:
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности;
 признавать свое право и право других на ошибки;
 развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 относительно целостное представление о праве, государстве и роли
человека в нем;
 знание ключевых правовых понятий;
 знания, умения и ценностные установки, необходимые для
сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в
пределах своей дееспособности;
 приверженность гуманистическим и демократическим ценностям,
патриотизму и гражданственности.
 умение решать правовые задачи.

ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

1. Теория государства и права
1.1

Теории происхождения государства и
права

1

1.2

Правовое государство

2

1.3

Система права

2

1.4

Нормативно-правовые акты

1

1.5

Социальные и правовые нормы

1

1.6

Субъекты и объекты
правоотношения.

1

1.7

Юридическая ответственность

2

Итого по разделу

10

2. Конституционное право
2.1

Основы конституционного строя
Российской Федерации

2

2.2

Права, свободы и обязанности
гражданина РФ

2

Итого по разделу

4

Проверочные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

3. Гражданское право
3.1

Виды гражданско-правовых
отношений

2

3.2

Гражданско-правовая
ответственность

1

Итого по разделу
4.

3

Семейное право

4.1

Правовое регулирование отношений
супругов

1

4.2

Права и обязанности членов семьи.

1

Итого по разделу

2

5. Трудовое право
5.2

Основные понятия трудового права

2

5.3

Особенности правового регулирования
труда несовершеннолетних

1

Итого по разделу

3

6. Административное право
6.1

Административное право

Итого по разделу

2
2

7. Уголовное право
7.1

Принципы и источники уголовного права

2

7.2

Уголовная ответственность
несовершеннолетних.

1

Итого по разделу
8. Налоговое право

3

8.1

Основные принципы налогового права

Итого по разделу

1
1

9. Образовательное право
9.1

Основные принципы образовательного
права

Итого по разделу

1
1

10. Основы российского судопроизводства
10.1

Основы российского судопроизводства

2

10.2

Судебная система Российской Федерации

1

Итого по разделу

3

11. Профессия юрист
11.1

Юридические профессии: судьи,
адвокаты, прокуроры, нотариусы,
следователи.

1

11.2

Особенности профессиональной
деятельности юриста.

1

Итого по разделу

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Конституция Российской Федерации.
2. Основы правовых знаний. Учебное пособие. 8-9 классы. Часть 1 и 2.//
Володина С.И., Полиевктова А.М., Спасская В.В. 2022 г.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
РЭШ. Раздел «Право» - https://resh.edu.ru/subject/41/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».