7 Аргументируй свое мнение 2025-2026 уч

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство
образования и молодежной политики Свердловской области Департамент
образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ 68 с углубленным изучением отдельных предметов

РАССМОТРЕНО

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

ШМО учителейпредметников МАОУ
СОШ №68 с УИОП

Педагогический совет
МАОУ СОШ №68 с
УИОП

Директор МАОУ СОШ
№68 с УИОП

________________________ ________________________ ________________________
Протокол № 1
Протокол № 1
Приказ № 173-О
от «29» августа 2025 г.
от «29» августа 2025 г.
от «29» августа 2025 г.

Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности
«Аргументируй свое мнение»для - основного общего образования
Срок освоения: 1 год (7 классы)

Екатеринбург 2025г

Актуальность программы «Аргументируй свое мнение»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования устанавливает требования. в т.ч.. к метапредметным результатам освоения
обучающимися основной образовательной программы основного общего образования,
измеряемые посредством фронтального метапредметного курса и через испытания в рамках
метапредметных олимпиад - как оценки высшего достижения учащихся.
Краткосрочный курс «Аргументируй свое мнение», позволяющий оценить, в т.ч.
сформированность ряда универсальных учебных действий, относящихся к регулятивным,
познавательным, коммуникативным. В частности, курс направлен на оценку
метапредметного результата: умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое
мнение.
На разных возрастных этапах логические операции проявляются в виде различных
по сложности уровней: в младшем школьном возрасте это – объяснение, в подростковом –
доказательство, в юношеском – опровержение. Каждый последующий уровень включает
предыдущие. Таким образом, например, у учащихся 7-х классов, на которых рассчитаны
предлагаемые испытания, должны сформироваться умения аргументировать тезисы,
подбирать аргументы к противоположным высказываниям одновременно, опираясь на
понятийное мышление в решении поставленной интеллектуальной задачи.
Актуальность умения аргументировать различные точки зрения подтверждается,
прежде всего, в процессе обучения, при решении сложных интеллектуальных задач, при
выборе жизненного пути, при оценке поступков окружающих людей, а также своих, в
различных видах деятельности.
Умение аргументировать противоположные точки зрения позволит учащимся
научиться анализировать и сравнивать различные мнения, сопоставлять противоположные
суждения, приводить доказательства, объяснения и примеры для обоснования
противоположных тезисов. Кроме того, умение понять ту точку зрения, с которой они,
возможно, не согласны, поможет учащимся либо укрепить свою аргументацию в споре,
либо начать сотрудничать в разрешении какого-либо жизненного конфликта или проблемы.
Цель курса:
1. Развитие базовых способностей в аргументации.
2. Развитие коммуникативной компетенции, выражающейся в способности к
публичному выступлению, конструктивной критике.
3. Развитие рефлексивной компетенции, способности к саморегуляции, саморазвитию,
самооценке.
Задачи
1. Познакомить учащихся с основными понятиями.
2.Научить учащихся аргументировать свое мнение, находить контраргументы.
3. Научить учащихся эффективно и корректно вести различные диалоги, дискуссии, дебаты.
4. Познакомить с приемами ведения дискуссии, дебатов.
5. Разработать с обучающимися критерии оценивания дискуссии, дебатов.
6. Научить учащихся применять полученные знания в образовательной деятельности.

2

Место курса «Аргументируй свое мнение» Программа курса рассчитана на 17
часов, которые могут быть реализованы в течение одного учебного года для обучающихся
7 классов. Программа является содержательным и методическим ориентиром для
составления педагогами рабочих программ и их реализации во внеурочной деятельности.
Предложенные в программе элементы содержания и алгоритм деятельности обучающихся
могут быть конкретизированы (детализированы или обобщены) с учетом преобладающего
возрастного состава учебной группы, условий школьной информационно-образовательной
среды и возможностей доступа к работе с источниками. При проведении занятий
предусмотрены такие формы работы, как беседы, дискуссии, дебаты и др.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания Программа курса
разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания,
предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов, нацелена на
достижение всех основных групп образовательных результатов – личностных,
метапредметных, предметных.

Содержание курса внеурочной деятельности «Аргументируй свое
мнение»
Раздел 1: Специфика и структура аргументирующей речи. Особенности аргументирующей
речи. Чем спор отличается от дискуссии. Требования к формулированию тезиса.
Требования, предъявляемые к аргументам. Знакомство с понятиями «мнимые» и «прямые»
аргументы, «безличная аргументация».
Раздел 2: Отработка навыков аргументации. Умение выделить из текста тезис и
аргументировать его с опорой на текст; найти в тексте «тезис», «антитезис», аргументы в
пользу обоих утверждений, примеры к аргументам; аргументировать два противоположных
тезиса с опорой на личный опыт; формулировать и аргументировать свое мнение с опорой
на текст; отстоять свою позицию в процессе дискуссии с опорой на текст как источник
сильных аргументов, а также с опорой на личный опыт и текст.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Аргументируй свое мнение»

КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ

Курс разработан с целью работы над метапредметными и личностными
результатами учащихся.
В ходе работы учащиеся должны:
уметь анализировать текст, выделять аргумент, контраргумент;
использовать критическое мышление для построения аргументации;
организовывать наработанный материал; правильно строить речь; вести записи;
опровергать аргумент оппонента; приводить доказательства к выдвинутому
аргументу;
уметь определить и вычленить проблему;
уметь делать выводы и заключения;
уметь оценивать доказательства, собственный мыслительный процесс;
уметь работать в команде.
На первом этапе организуется работа по подбору аргументов из одного источника
(текста) в защиту уже сформулированного тезиса. В тексте учащийся находит фрагменты,
подтверждающие тезис. Главная сложность – понять смысл тезиса и подобрать аргументы.
Объектом оценивания является созданное учеником устное высказывание,
содержащее данный тезис, подобранные из текста аргументы и собственный пример,
подтверждающий тезис. Высказывание по объему должно представлять собой не менее
трех полных предложений. Устное выступление учащегося должно отражать понимание
3

смысла тезиса, умение сопоставлять аргументы из текста со смысловым содержанием
тезиса, отличать прямые аргументы в поддержку данного тезиса от фактов, не
доказывающих тезис, и приводить аргументы в поддержку тезиса, исходя из своих знаний,
представлений о мире, своего опыта.
После усвоения схемы «тезис – аргументы» развитие способности к аргументации
идет по двум взаимосвязанным направлениям. Различие этих направлений обусловлено
наличием или отсутствием адресата аргументации – того субъекта (или тех субъектов) к
которым обращена аргументация. Следует различать два вида аргументации:
1. Безличная аргументация. Доказательство, обоснование тезиса проводится в отсутствие
реального субъекта, которому оно адресовано, или адресат аргументации скрыт, не
обозначен явно. Скрытым адресатом чаще всего выступает учитель, тьютор. При этом
отсутствует обратная связь, ученик ни к кому не обращается.
2. Аргументация, имеющая адресата, аргументация в дискуссии. В этом случае обоснование
тезиса, подбор аргументов проводится не вообще, а для конкретного субъекта или группы
субъектов. Предполагаемое или физическое присутствие адресатов коммуникации
изменяет сам строй доказательств, обоснований. Появляется иная точка зрения. Возникает
ситуация столкновения различных тезисов, аргументов в их поддержку. Ученик,
приводящий аргументы, должен и даже вынужден учитывать, что есть другая точка зрения.
Безличная аргументация Развитие способности к безличной аргументации также
предполагает ряд этапов. В связке «тезис – аргументы» следующей ступенькой является
необходимость самостоятельно сформулировать тезис при наличии проблемного вопроса –
вопроса, который не предполагает однозначного ответа. Первоначальная схема тезис
→текст → аргументы усложняется: текст → проблемный вопрос → тезис → аргументы
Данная схема реализуется в направлении безличной аргументации, причем ее усложнение
обусловлено предъявлением более высоких требований к аргументам: различением
сильных и слабых аргументов, приоритетом сильных, аргументации с учетом жанра
источника, приведением примеров, подтверждающих аргументы.
При развитии аргументации в дискуссии крайне важным является понимание
учащимися того, что противоположные по смыслу тезисы, позиция и оппозиция имеют
собственные ряды обоснований и доказательств. Именно поэтому сначала оценивается
способность учащихся к формулировке и обоснованию собственной точки зрения при
сравнении двух источников, в которых высказываются и обосновываются
противоположные точки зрения. текст ↘ тезис → аргументы «анти-текст» ↗
Второй, более сложный уровень заключается в том, что учащемуся даются два
противоположных тезиса, к каждому из которых он должен подобрать аргументы. При этом
источники аргументов не даются в явном виде. Это могут быть знакомые учащемуся
тексты, личный опыт. Данный вид мониторинга реализуется в следующей схеме: тезис →
поиск и анализ источников → аргументы антитезис → поиск и анализ источников →
аргументы.
Оценка аргументации в реальной дискуссии принципиально меняет объект
оценивания. Им становится процесс дискуссии, в котором учащийся отстаивает
собственный тезис, формулирует аргументы, приводит контраргументы, опровергает
аргументы реального противника в реальной схватке. Условия реальной публичной
дискуссии принципиально меняют как требования к объекту оценивания, так и
критериальную базу. Главным становится не только и не столько поиск и формулировка
аргументов, сколько удержание тезиса и предъявление аргументов, контраргументов и
опровержений в ходе обмена репликами. Оцениванию подлежит аргументация
4

собственного тезиса в ходе реальной дискуссии. Принципиальная схема: тезис →
подготовка к дискуссии → аргументация собственного тезиса в дискуссии
Наконец, еще более высокий результат предполагает опровержение оппонента в
дискуссии. Под «опровержением» понимается речевое высказывание, являющееся
реакцией на те или иные аргументы оппонента и подвергающие сомнению его позицию.
Опровержение оценивается в ходе реальной дискуссии, к которой группы учащихся
готовятся заранее. Первый этап дискуссии, на котором предъявляются заранее
подготовленные аргументы каждой из сторон, является тем исходным «текстом», который
используется для опровержения противоположной точки зрения. Учащиеся должны
записать, понять, обсудить аргументы противника и предложить собственные
опровержения этих аргументов. Данный уровень развития способности к аргументации
отличается высокой степенью ситуативности, требует от учеников активной работы «здесь
и теперь». Приведем схему процедуры мониторинга: тезис → подготовка к дискуссии →
первый этап дискуссии → опровержения антитезис → подготовка к дискуссии → первый
этап дискуссии → опровержения.
Формат курсов - мастерская, по итогам деятельности обучающиеся
создают образовательный продукт, в результате чего обеспечивается развитие
универсальных учебных действий, осваиваются различные виды деятельности,
демонстрируется личностный прирост.
К образовательным продуктам, созданным учащимися на курсе «Аргументируй
свое мнение», можно отнести процессы участия в дебатах и дискуссии, подлежащие
оценке на основании заранее предъявленных учащемуся критериев. Оценка
эффективности работы в мастерской, результативности прохождения курса носит
мониторинговый характер и предусматривает системность, цикличность и
разносторонность. Особое место занимают процедуры оценивания, разработка критериев и
параметров оценивания.

Тематическое планирование
№
п/п

1
1

2

Наименование
разделов и тем

Кол-во
часов,
отводимых
на
освоение
каждого
раздела и
темы
3

2
Зачем нужно
1
уметь спорить?
Чем спор
отличается от
дискуссии?
Полемики? Дебат
ов?

Выявление
способов
аргументации

2

Основное
содержание/
ЭОР

Форма
проведения
занятий

4
5
Раздел «1» 6 ч
Ознакомление с Беседа
понятием
Знакомство с
«аргументация» понятиями
, «типы
Работа в группах
аргументов»,
«контраргумент
», «сильный
аргумент»,
«слабый
аргумент»
5

Виды
деятельности

Найти аргументы в
защиту тезиса
Найти «мнимые» и
«прямые» аргументы
с опорой на текст.
Дискуссия, дебаты

3

Отработка
навыков
аргументации

3

4.Умение
2
выделить из
текста
тезис и
аргументировать
его с опорой на
текст
5.Умение выбрать 2
и обосновать
свою позицию на
основе сравнения
двух текстов на
общую тему но с
противоположны
ми точками
зрения с опорой
на тексты
6.Умение
2
аргументировать
два
противоположны
х тезиса с опорой
на личный опыт

7.Умение

1

Знакомство с
понятиями
«мнимые» и
«прямые»
аргументы,
«безличная
аргументация»
Раздел «2» 11 ч
Понятия
Индивидуальная
«Сильные» и работа
«слабые»
аргументы»

Работа с
Индивидуальная
текстами на
работа
формирование
умений
выбирать и
обосновывать
собственную
позицию с
использованием
для опоры
предложенные
тексты
Знакомство с Работа в группах
понятием
«Аргументация
в дискуссии».
Правила
ведения
дискуссии
·
Выполнение
технического
задания: работа
с
противоположн
ыми тезисами
на
формирование
умений
выбирать и
обосновывать
собственную
позицию с
опорой на
личный опыт
Выполнение
Работа в группах
6

выделить тезис и
аргументировать его
с опорой на текст

Выбрать и
обосновать свою
позицию, используя
личный опыт

Подобрать научно-

формулировать и
аргументировать
свое мнение с
опорой на текст
как источник
аргументов

8.Умение отстоять 1
свою позицию в
процессе
дискуссии с
опорой на текст
как источник
сильных
аргументов

технического
задания: работа
с текстом.
Сформулироват
ьи
аргументироват
ь свою
позицию,
используя текст
как источник
аргументов
·
Оценивание
работы по
критериям
·
Работа в парах
Формирование
умений
отстоять свою
позицию с
опорой на
текст.

популярный текст.
Обозначить
проблему.
Выделить тезис.
Подобрать из текста
аргументы.

Подобрать
контраргументы к
аргументам
соперника.

·
Состязание в
парах.

9.Умение отстоять 1
свою позицию в
процессе
дискуссии с
опорой на
личный опыт и
текст, как
источник
сильных
аргументов

·
Оценивание по
критериям
(умение
отстоять свою
позицию и
соблюдение
правил ведения
дискуссии)
·
Работа в парах
Формирование
умений
отстоять свою
позицию с
опорой на текст
и на личный
опыт.
·
Состязание в
парах.
Использование
контраргументо
в.
7

Использование и
развитие навыков
аргументации в
дискуссии

10.
Состязание
между
участниками
группы
Итого

·
Оценивание по
критериям
(умение
отстоять свою
позицию и
соблюдение
правил ведения
дискуссии)
Итоговые
Работа в группах
состязания

2

·
Рефлексия
17ч

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

Тема урока

Кол-во
часов
Всего

1

Что такое спор и чем он
отличается от
дискуссии

1

2

Выявление способов
аргументации

1

3

Выявление способов
аргументации

1

4

Отработка навыков
аргументации

1

5

Отработка навыков
аргументации

1

6

Отработка навыков
аргументации

1

7

Выделение тезиса и
умение его
аргументировать

1

8

Как обосновать свою
позицию?

1

9

Как обосновать свою
позицию?

1

10

Умение аргументировать
два противоположных

1

Дата изучения
По
плану

По факту
(дата)

8

Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы

Дополнительная
информация

тезиса с опорой на
личный опыт
11

Как составить аргумент
с опорой на текст

1

12

Как составить аргумент
с опорой на текст

1

13

Умение отстоять свою
позицию с опорой на
сильные аргументы

1

14

Умение отстоять свою
позицию с опорой на
сильные аргументы

1

15

Умение отстоять свою
позицию с опорой на
личный опыт

1

16

Состязание между
участниками группы

1

17

Состязание между
участниками группы

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».