5-6_ 8 ВУД Финансовая грамотность 2025-2026 уч

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ 68 с углубленным изучением отдельных предметов

РАССМОТРЕНО

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО

ШМО учителейпредметников МАОУ
СОШ №68 с УИОП

Педагогический совет
МАОУ СОШ №68 с
УИОП

Директор МАОУ СОШ
№68 с УИОП

________________________ ________________________ ________________________
Протокол № 1
от «29» августа 2025 г.

Протокол № 1
от «29» августа 2025 г.

Приказ № 173-О
от «29» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
для обучающихся 5-6, 8 классов

Екатеринбург 2025

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой
грамотности» для 5-6,8 классов составлена на основе требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, представленных в федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, рабочей
программы воспитания, а также с учетом Методических рекомендаций по
разработке

региональных

программ

по

повышению

финансовой

грамотности (или региональных программ (подпрограмм) с иным
наименованием, направленных на повышение финансовой грамотности
населения и защиту прав потребителей финансовых услуг) для органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Единой рамки
компетенций по финансовой грамотности, одобренной межведомственной
координационной комиссией по реализации Стратегии повышения
финансовой грамотности и формирования финансовой культуры в
Российской Федерации на 2023—2030 гг.
В программе делается акцент на последовательное освоение
обучающимися

элементов

финансовой

компетентности,

которые

преобразуются в финансовую культуру личности. Они включаются в
следующие содержательные блоки: «Деньги в цифровом обществе»,
«Личность и экономические отношения», «Культура потребления»,
«Услуги в сфере финансов», «Риски и финансовая безопасность» и
образуют тематическую основу курса.
Содержание

программы

учитывает

возрастные

особенности

обучающихся и направлено на постепенное освоение всего комплекса
метапредметных и предметных умений в контексте формирования
финансовой культуры. Учебный материал для 5–6 классов носит вводный
характер. Он включает вопросы основ финансового планирования и роли
денег в жизни семьи и общества, а также обращение к ценностным
основам финансового поведения школьников. Следует отметить, что

содержание курса по финансовой культуре опирается на систему
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, таких как
созидательный
права и

труд,

свободы

взаимопомощь

и

крепкая

семья,

человека,

гражданственность,

справедливость,

взаимоуважение,

милосердие.

коллективизм,
В

8

классе

рассматриваются содержательные блоки о роли труда в жизни человека и
общества,

основы

мошенничеству,

в

финансовой
том

числе

безопасности,
в

цифровой

противодействия

среде,

направления

цифровизации, связанные с финансовыми отношениями, потребности
подростков, реализуемые в сфере финансов, страхование, банки и их
услуги. Особое место занимают вопросы о роли государства в обеспечении
общественных благ, социальной помощи на современном этапе.
Планируемые

личностные

и

метапредметные

результаты

представлены с учетом особенностей преподавания тем по формированию
финансовой культуры на уровне основного общего образования.
Задачи

реализации

курса

внеурочной

деятельности

«Основы

финансовой грамотности»:
формирование компонентов финансовой культуры у обучающихся
подросткового возраста с опорой на прочные знания в области
финансового

планирования,

о

роли

денег

в

современном

мире,

осуществления банковских операций, роли государства в обеспечении
финансовых

отношений,

возможностей

социальной

инвестирования,

защиты,

страхования,

налогообложения,

будущего

пенсионного

обеспечения;
развитие

личности

на

исключительно

важном

этапе

ее

социализации – в младшем и среднем подростковом возрасте, становление
ее финансовой культуры,
уважении

социального

поведения,

основанного

на

закона и правопорядка; развитие интереса к финансовым

технологиям, особенностям финансового планирования; способности к
личному

самоопределению,

самореализации,

самоконтролю

при

использовании

финансовых

высокопроизводительной,

сбережений;

наукоемкой

мотивации

трудовой

к

деятельности,

ориентированной на получение доходов;
освоение

комплекса

умений

по

обеспечению

финансовой

безопасности, защите персональных данных при использовании интернетсервисов, антикоррупционного поведения;
развитие компетентностей функционально грамотного человека в
области

финансово-экономических

разнообразных

источников

отношений:

получать

из

и критически осмысливать финансовую

информацию, систематизировать, анализировать полученных данных о
деньгах,

банковских

коммуникативной,

услугах;

практической

освоение

способов

деятельности,

познавательной,

необходимых

для

активного участия в экономической жизни общества, семьи;
создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами для реализации
личностного потенциала в современном динамично развивающемся
российском обществе;
формирование опыта применения полученных финансовых знаний и
умений для

выстраивания

национальностей и
семейно-бытовой

отношений

вероисповеданий

между
в

людьми

различных

общегражданской

и

сферах; для соотнесения своих действий и действий

других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законом; содействия правовыми способами и средствами
защите правопорядка в обществе.
Курс «Основы финансовой грамотности» позволяет реализовать
межпредметные связи с учебными предметами, «Обществознание»,
«История», Математика», «География».
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Общее число часов, отведенных на изучение курса внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности», – 102 ч (один час в неделю в каждом
классе): 5–6 классы – 34 ч; 8 класс – 34 ч.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
5 КЛАСС

Раздел 1. Деньги и общество
Деньги и их виды. История денег. Функции денег. Российский рубль
– национальная валюта. Сущность, причины и виды инфляции. Дефляция.
Раздел 2. Планирование и личные деньги
Роль денег в достижении жизненных целей. Личное финансовое
планирование. Личный бюджет. Семейный бюджет. Доходы семейного
бюджета.

Сбережения.

Накопления.

Дефицит.

Профицит.

Баланс

семейного бюджета. Виды доходов семейного бюджета Софинасирование
семейных расходов. Источники доходов семейного бюджета. Расходы
семейного бюджета. Виды расходов семейного бюджета. Бюджетная
дисциплина. Налоговое поведение. Контроль расходов. Дорогие покупки.
Раздел 3. Деньги и ответственность
Подушка финансовой безопасности. Обмен. Благополучие семьи и
финансы. Управление личным временем и финансами. Виды финансовых
решений. Альтернативы финансовых решений. Стереотипы и потребности.
Ответственное

и разумное потребление. Рациональное финансовое

поведение. Собственность. Имущество и обязательства. Финансовые
риски. Личная ответственность при использовании денег.
6 КЛАСС
Раздел 1. Труд, предпринимательство и деньги
Трудовые ресурсы. Разделение и специализация труда. Наемный
труд. Заработная плата. Самозанятость. Виды предпринимательской
деятельности.

Доходы

и

расходы

предпринимателя.

Налоги.

Предпринимательские проекты и их цели. Формы предпринимательства.
Ответственность предпринимателей. Выбор профессии.

Раздел 2. О деньгах, климате и повседневности
Зеленые технологии и семейный бюджет. Зеленые финансы.
Энергоэффективность. Сбор и утилизация мусора. Деньги и защита
окружающей среды. Многоквартирный дом. Расходы на жилище.
Жилищно-коммунальные услуги.
Раздел 3. Потребитель. Финансовые инструменты и услуги
Потребитель финансовых услуг. Финансовая услуга. Финансовые
потребности личности. Управление личным временем и финансами.
Финансовый

рынок

Финансовый

договор.

и

его

участники.

Конкуренция

Финансовые

на

рынке

инструменты.

финансовых

услуг.

Хозяйствующие субъекты. Финансовые организации. Финансовая реклама.
Защита

от

финансовых

манипуляций.

Защита

прав

потребителей

финансовых услуг. Эмоциональный интеллект.
8 КЛАСС
Раздел 1. Банки и банковские услуги
Банк и его функции. Наличные деньги. Безналичные деньги. Виды
счетов. Банковский
вкладов.

вклад.

Депозиты.

Система

страхования

Операции с драгоценными металлами. Кредит. Виды кредитов.

Потребительский кредит. Автокредитование. Ипотека. Поручительство.
Рефинансирование. Виды банковских карт. Овердрафт. Комиссии банков.
Дистанционное

банковское

обслуживание.

Мобильные

приложения

банков. Национальная платежная система. Быстрые платежи. Расчетнокассовые операции. Валюта и операции с ней.
Раздел 2. Потребление в долг
Отличия
организации.

займа

от

кредита.

Потребительские

Микрозаем.

кооперативы,

Микрофинансовые

ломбарды.

Кредитная

история и рейтинг. Виды кооперативов. Коллекторы. Личное банкротство.
Защита от кредиторов.
Раздел 3. Страхование

Природа

страхования.

Участники

рынка

страхования.

Виды

страхования. Страхование имущества. Страхование ответственности.
Автострахование. Страхование рисков. Страхование бизнеса. Страховой
договор.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность».
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы курса внеурочной
деятельности

«Финансовая

культура»

для

основного

общего

образования (5–8 классы):
1) Гражданское

воспитание:

готовность

к

выполнению

обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека; представление об
основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
нормах

и

правилах

социальных

межличностных отношений в поликультурном и

многоконфессиональном

обществе;

представление

о

способах

противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное
участие

в

школьном

самоуправлении;

готовность

к

участию

в

гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся
в ней).
2) Патриотическое

воспитание:

осознание

российской

гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение

к

символам

России,

государственным

праздникам;

историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных

народов, проживающих в родной стране.
3) Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
4) Эстетическое воспитание: восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального

воздействия

искусства;

осознание

важности

художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических
культурных

традиций

и

народного

творчества;

стремление

к

самовыражению в разных видах искусства.
5) Физическое

воспитание,

формирование

культуры

здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности,
в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и не осуждая других; сформированность
навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
6)

Трудовое воспитание: установка на активное участие в решении

практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города,

края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе

на основе применения изучаемого

предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности;

осознанный

выбор

и

построение

индивидуальной

траектории образования и жизненных планов с учетом личных и
общественных интересов и потребностей.
7) Экологическое

воспитание:

ориентация

на

применение

знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирование поступков и оценка возможных
последствия своих действий для окружающей среды; повышение уровня
экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
8) Ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную

систему

научных

представлений

об

основных

закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; овладение языковой и
читательской культурой как средством познания мира; овладение
основными навыками исследовательской деятельности; установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные

результаты,

обеспечивающие

адаптацию

обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах,

включая

профессиональной

семью,

деятельности,

группы,
а

также

сформированные
в

рамках

по

социального

взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность
обучающихся

взаимодействовать

в

условиях

неопределенности,

открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, открытость
опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность,

в

том

числе умение учиться у

других людей; приобретать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и
связывания образов, способность формирования новых знаний, в том
числе способность формулировать

идеи,

понятия, гипотезы

об

объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое
развитие;

умение

характерным

распознавать конкретные примеры понятия по

признакам,

выполнять

операции

в

соответствии

с

определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать
понятие
решении

примерами,
задач

использовать

(далее

–

понятие

оперировать

и

его

свойства при

понятиями),

а

также

оперировать
терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение

анализировать

и

выявлять

взаимосвязи

природы,

общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом
влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления

вызовов,

возможных

глобальных

последствий;

обучающихся

осознавать

стрессовую

происходящие

изменения

и

их

способность

ситуацию,

последствия;

оценивать

воспринимать

стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые
действия;

формулировать

и

оценивать

решения

и

риски и последствия,

формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение познавательными универсальными учебными действиями
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки финансовых
отношений;

устанавливать

существенный

признак

классификации

социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа с опорой на финансовую информацию;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности

и

противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать

критерии

для

противоречий; выявлять

выявления
дефицит

закономерностей

информации,

и

данных,

необходимых для решения
поставленной задачи в сфере финансовой грамотности;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов; делать
и

выводы

с

использованием

дедуктивных

индуктивных

умозаключений,

умозаключений

по

аналогии,

формулировать

гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно
(сравнивать

выбирать

несколько

способ

вариантов

решения

решения,

учебной

выбирать

подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).

задачи
наиболее

Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать

вопросы,

фиксирующие

разрыв

между

реальным
и

желательным

состоянием

ситуации,

объекта,

самостоятельно

устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать

на

применимость

и

достоверность

информацию,

полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить
опровергающие

сходные
одну

и

аргументы
ту

же

(подтверждающие

идею,

версию)

в

или

различных

информационных источниках;
самостоятельно

выбирать

информации; оценивать

оптимальную
надежность

форму

представления

информации

по

критериям,
педагогическим

предложенным
работником

самостоятельно.

или

сформулированным

эффективно

запоминать

и

систематизировать информацию.
Овладение
действиями

коммуникативными

универсальными

учебными

Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою
точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать

намерения

других,

проявлять

уважительное

отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои
возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования,
проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные

тексты

с

использованием

использовать

преимущества

иллюстративных

материалов.
Совместная деятельность:
понимать
индивидуальной

и

работы

при

решении

командной

конкретной

и

проблемы,

обосновывать

необходимость

применения

групповых

форм

взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по

ее

достижению:

распределять

роли,

договариваться,

обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою
роль

(с

учетом

предпочтений

взаимодействия),

распределять

и

возможностей

задачи

между

всех

участников

членами

команды,

участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно

сформулированным

участниками

взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды
в достижение результатов,
проявлять

разделять

сферу

ответственности

и

готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение регулятивными универсальными учебными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;

составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения
новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и
рефлексии; давать оценку ситуации и предлагать план ее
изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности,

которые могут

возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
объяснять

причины

достижения

(недостижения)

результатов

деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и
эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать
свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других,
не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные

результаты

внеурочной деятельности

освоения

««Основы

рабочей

программы

финансовой

курса

грамотности»»

на

уровне основного общего образования:
1) освоение и применение системы знаний о роли и формах
денег

в цифровом

обществе;

личном финансовом планировании,

жизненных целях, семейном и личном бюджете; российской национальной
валюте, национальной платежной системе; государственном бюджете,
налогах, правомерном налоговом поведении, государственных гарантиях
социальной защиты и помощи российским семьям; банках и их функциях,
банковских вкладах; инфляции и ее последствиях; человеческом капитале;
роли наемного труда; роли предпринимательства и его видах; основах
инвестирования,

страхования,

пенсионного

обеспечения;

цифровых

услугах, рисках и способах защиты и обеспечения безопасности при
использовании

цифровых

финансовых

услуг;

видах

финансового

мошенничества; защите прав потребителей финансовых услуг;
2) умение характеризовать традиционные российские духовнонравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и
свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству,
нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость,
взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России,
преемственность истории нашей Родины);
3) умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации)
действий

участников

финансовых

отношений;

государственной

социальной помощи российским семьям; использования сбережений,
изменения стоимости активов; способов защиты персональных данных,
использования банковских карт; налогов; выбора депозитов и иных
финансовых инструментов; кредитов; государственных электронных
услуг;
4) обладать умениями, раскрывающими грамотное и ответственное

поведение в сфере финансов: составлять личный финансовый план,
связанный с конкретными финансовыми целями, определять пути
достижения этих целей
и

прогнозировать

сроки

их

достижения;

предпринимать

меры

предосторожности при использовании различных видов денег и операциях
с ними; оценивать полезность приобретаемого товара или услуги с
его

ценой;

участвовать в составлении семейного бюджета; выделять

плюсы и минусы использования заемных средств; находить информацию о
товарах и услугах, в том числе финансовых, и осознавать назначение этой
информации; предпринимать меры предосторожности при использовании
различных видов денег и операциях с ними; прогнозировать риски,
связанные с использованием финансовых продуктов, банковских услуг;
обладать навыками обеспечения своей финансовой безопасности (в том
числе при пользовании наличными деньгами, банковскими картами,
банкоматами, обменом валют и др.);
5) умение устанавливать и объяснять взаимосвязи между личными
целями

и

финансовым

формированием

семейного

планированием,
и

личного

инвестированием;

бюджета,

бюджетной

дисциплиной личности; роли финансов в обеспечении рационального
и ответственного потребления ресурсов и защиты окружающей среды;
государственной политикой и социальными гарантиями;
6) умение
(устного и
процессов,

использовать

письменного)

полученные

знания

для

объяснения

сущности,

взаимосвязей

явлений,

связанных с использованием финансов, в том числе для

аргументированного

объяснения

роли

информации

и

финансовых

технологий в современном мире при использовании финансов; социальной
и личной значимости здорового образа жизни, рационального финансового
поведения, роли непрерывного образования, опасности наркомании и
алкоголизма для человека и общества; необходимости правомерного
налогового поведения, противодействия коррупции; для осмысления

личного

социального

опыта

при

исполнении

типичных

для

несовершеннолетнего социальных ролей при вступлении в финансовые
отношения;
7) умение с опорой на финансовые знания, факты общественной
жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки
зрения социальных ценностей и норм свое отношение к финансовым
явлениям, налогам, роли государства в поддержке молодежи;
решать

в

рамках

практические
типичных

изученного

финансовые

материала

задачи,

умение

познавательные и

отражающие

выполнение

для несовершеннолетнего социальных ролей, типичные

социальные взаимодействия в сфере финансов;
8) овладение смысловым чтением текстов по финансовой тематике,
в том числе извлечений из законодательства Российской Федерации;
умение составлять на их основе план, преобразовывать текстовую
информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать
предложенные модели в текст;
9)

овладение

приемами

поиска

и

извлечения

социальной

информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме
из различных адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций средств массовой информации (далее — СМИ)
с соблюдением правил информационной безопасности при работе в
Интернете;
10) умение

анализировать,

обобщать,

систематизировать,

конкретизировать и критически оценивать социальную информацию,
включая экономико- статистическую, из адаптированных источников (в
том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с
собственными
поведения

знаниями

человека,

о

моральном

личным

и правовом регулировании

социальным

опытом;

используя

обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;

11) умение оценивать собственные поступки и поведение других
людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным
видам социальных норм, экономической рациональности (включая
вопросы, связанные с личными финансами и предпринимательской
деятельностью, для оценки рисков осуществления финансовых махинаций,
применения недобросовестных практик); осознание неприемлемости всех
форм антиобщественного поведения;
12) приобретение опыта использования полученных знаний по
финансовой
проектов

грамотности,

в

индивидуально и

повседневной

жизни

для

практической
в

(включая

группе)

выполнение

деятельности,

в

реализации и защиты прав человека и

гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых
услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей;
для анализа потребления домашнего хозяйства; составления личного
финансового плана;
собственных

для

выбора

профессии

и

оценки

перспектив в профессиональной сфере; а также опыта

публичного представления результатов своей деятельности в соответствии
с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
13) приобретение опыта самостоятельного заполнения формы (в
том числе электронной) и составления простейших документов (заявления,
обращения, декларации, доверенности, личного финансового плана,
резюме).
5–6 классы
Осваивать и применять знания о деньгах, инфляции, личном
финансовом

планировании;

личном

бюджете,

семейном

бюджете;

бюджетном балансе;
приводить примеры доходов семейного бюджета; легальных и
нелегальных доходов; источников доходов семейного бюджета; виды
расходов семейного бюджета; персональных данных; считать расходы и
доходы (личные и семейные) в краткосрочном периоде;

осваивать и применять знания о сбережениях и накоплениях;
решать задачи о бюджетной дисциплине; налоговом поведении;
бюджетном балансе; расчете, времени на накопление определенной суммы
денег с учетом текущих доходов и расходов;
овладеть смысловым чтением простых финансовых документов;
оценивать собственные поступки и поведение других людей в
контексте знаний о постановке жизненных целей, выбора финансовых
инструментов;
осознавать риски, связанные с хранением сбережений

в

наличной и безналичной форме;
приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при
решении финансовых задач, осуществлении проектной деятельности.
8 класс
Осваивать и применять знания о видах страхования; об управлении
финансовыми рисками; природе страхования; об ответственности за
нарушение прав участника страховой сделки; банках и их функциях;
микрозаймах; небанковских организациях;
определять и аргументировать необходимость получения кредитов;
выявлять отличия займа от кредита;
решать

задачи

по

управлению

финансовыми

рисками,

их

прогнозированию и оценке финансовых услуг и инструментов, в том числе
при

пользовании

цифровыми

ресурсами;

рассчитывать

размер

финансовой подушки безопасности;
характеризовать

поручительство,

рефинансирование,

комиссии

банков, мобильные приложения банков;
устанавливать
вкладом

и

и

объяснять

системой

взаимосвязи

страхования

между

вкладов;

банковским

инфляцией

и

платежеспособностью населения; микрозаймами в микрофинансовых
организациях, потребительских кооперативах, ломбардах;
приводить

примеры

условий

депозитов,

банковских

услуг,

банковских операций, в том числе валютных операций;
решать задачи на проценты по кредитам, микрозаймам; проявлять
интерес к существующим в цифровой среде инструментам, помогающим
осуществлять вычисления, связанные с вкладами и кредитами;
овладевать смысловым чтением финансовых документов, в том
числе договоров банковского вклада, кредитного договора; выделять
основную информацию в договоре по заимствованию средств (размер и
периодичность платежей, общую сумму возврата, полную стоимость
кредита и др.);
искать и извлекать информацию о паевых инвестиционных фондах;
защите при работе с цифровыми устройствами; определять отличия
мошеннических предложений от подлинных инвестиционных продуктов;
искать и извлекать информацию о цифровом банкинге;
анализировать,

обобщать,

систематизировать

информацию

по

кредитной истории, о видах банковских карт и их функциях;
принимать грамотные решения относительно целесообразности
обращения за займом и/или кредитом; обращаться за консультацией по
займам (в том числе кредитам) и сберегательным продуктам в надежные,
информированные источники до принятия финансовых решений;
приобретать опыт совместной деятельности в учебных группах при
решении финансовых задач, осуществлении проектной деятельности.

Тематическое планирование 5 класс
№
1.
2.
3.
4.

Тема
Деньги и общество
Планирование и личные деньги
Деньги ответственность
Итоговое повторение
Всего часов

Кол-во часов
10 часов
13 часов
16 часов
1 час
34

Тематическое планирование 6 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.

Тема
Труд, предпринимательство и деньги
О деньгах, климате и повседневности
Потребитель. Финансовые инструменты и услуги
Проектная деятельность
Итоговое повторение
Всего часов

Кол-во часов
11 часов
6 часов
15 часов
1 час
1 час
34

Тематическое планирование 8 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.

Тема
Банки и банковские услуги
Потребление в долг
Страхование
Проектная деятельность
Итоговое повторение
Всего часов

Кол-во часов
15 часов
7 часов
10 часов
1 час
1 час
34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№
п/
п

1
2
3

Тема урока

Кол-во
часов
Всего

Деньги
Инфляция
Практикум

1
1

Дата изучения
По
плану

По факту
(дата)

Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы

1 неделя

https://dni-fg.ru/

2 неделя

https://dni-fg.ru/

1

3
неделя

https://dnifg.ru/

4

Жизненные цели и
финансовый план

1

4
неделя

https://dnifg.ru/

5

Жизненные цели и
финансовый план

1

5
неделя

https://dnifg.ru/

6

Жизненные цели и
финансовый план

1

6
неделя

https://dnifg.ru/

1

7
неделя

https://dnifg.ru/

1

8
неделя

https://dnifg.ru/

7
8
9

Доходы и их виды
Доходы и их виды
Доходы и их виды

1

Расходы и их виды

10
11
12
13
14
15
16
17
18

1
Расходы и их виды
Расходы и их виды
Личный и семейный
бюджет, сбережения,
накопления
Личный и семейный
бюджет, сбережения,
накопления
Личный и семейный
бюджет, сбережения,
накопления
Практикум
Деньги и их роль в семье
Деньги и их роль в семье

9 неделя

https://dni-fg.ru/

10
неделя

https://dni-fg.ru/

1

11
неделя

https://dnifg.ru/

1

12
неделя

https://dnifg.ru/

1

13
неделя

https://dnifg.ru/

1

14
неделя

https://dnifg.ru/

1

15
неделя

https://dnifg.ru/

1

16
неделя

https://dnifg.ru/

1

17
неделя

https://dnifg.ru/

1

18
неделя

https://dni-

Дополнительная
информация

fg.ru/

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Деньги и их роль в семье
Деньги и их роль в семье
Финансовые решения и
способы их принятия.
Налоговое поведение
Финансовые решения и
способы их принятия.
Налоговое поведение
Финансовые решения и
способы их принятия.
Налоговое поведение
Финансовые решения и
способы их принятия.
Налоговое поведение
Сбережения. Экономия
Сбережения. Экономия
Сбережения. Экономия
Способы правильного
потребления и личная
ответственность
Способы правильного
потребления и личная
ответственность
Способы правильного
потребления и личная
ответственность

1

19
неделя

https://dnifg.ru/

1

20
неделя

https://dnifg.ru/

1

21
неделя

https://dnifg.ru/

1

22
неделя

https://dnifg.ru/

1

23
неделя

https://dnifg.ru/

1

24
неделя

https://dnifg.ru/

1

25
неделя

https://dnifg.ru/

1

26
неделя

https://dnifg.ru/

1

27
неделя

https://dnifg.ru/

1

28
неделя

https://dnifg.ru/

1

29
неделя

https://dnifg.ru/

1

30
неделя

https://dnifg.ru/

31

Риски и способы их
снижения

1

31
неделя

https://dnifg.ru/

32

Риски и способы их
снижения

1

32
неделя

https://dnifg.ru/

33

Практикум

1

33
неделя

34

Итоговое повторение

1

34
неделя

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

6 класс
№
п/
п

Тема урока

Кол-во
часов
Всего

Дата изучения
По
плану

По факту
(дата)

Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы

1

Труд как экономическое
явление

1

2

Труд как экономическое
явление

1

3

Экономическая
активность

1

3
неделя

https://dnifg.ru/

4

и трудовая деятельность
человека

1

4
неделя

https://dnifg.ru/

5

Экономическая
активность

1

5
неделя

https://dnifg.ru/

1

6
неделя

https://dnifg.ru/

6

Налоги

1 неделя

https://dni-fg.ru/

2 неделя

https://dni-fg.ru/

7

Предпринимательство и
самозанятость

1

7
неделя

https://dnifg.ru/

8

Предпринимательство и
самозанятость

1

8
неделя

https://dnifg.ru/

9

Подросток и будущая
профессия

1

10

Подросток и будущая
профессия

1

11

Практикум

1

11
неделя

https://dnifg.ru/

12

Повседневные затраты
для обслуживание своих
личных интересов

1

12
неделя

https://dnifg.ru/

13

Жилищно-коммунальные
услуги

1

13
неделя

https://dnifg.ru/

14

Финансовое обеспечение
привычного уровня
жизни

1

14
неделя

https://dnifg.ru/

15

Зеленые технологии и
личные финансы

1

15
неделя

https://dnifg.ru/

16

Зеленые технологии и
личные финансы

1

16
неделя

https://dnifg.ru/

17

Практикум

1

17
неделя

https://dnifg.ru/

18

Финансовый рынок и его

1

18

https://dni-

9 неделя

https://dni-fg.ru/

10
неделя

https://dni-fg.ru/

Дополнительная
информация

участники

неделя

fg.ru/

19

Финансовый рынок и его
участники

1

19
неделя

https://dnifg.ru/

20

Финансовый рынок и его
участники

1

20
неделя

https://dnifg.ru/

21

Виды финансовых
инструментов и услуг

1

21
неделя

https://dnifg.ru/

22

Виды финансовых
инструментов и услуг

1

22
неделя

https://dnifg.ru/

23

Виды финансовых
инструментов и услуг

1

23
неделя

https://dnifg.ru/

24

Потребитель финансовых
услуг и его возможности

1

24
неделя

https://dnifg.ru/

25

Потребитель финансовых
услуг и его возможности

1

25
неделя

https://dnifg.ru/

26

Потребитель финансовых
услуг и его возможности

1

26
неделя

https://dnifg.ru/

1

27
неделя

https://dnifg.ru/

1

28
неделя

https://dnifg.ru/

1

29
неделя

https://dnifg.ru/

27
28
29

Финансовые организации
Финансовые организации
Финансовые организации

30

Рациональный выбор
финансовых услуг

1

30
неделя

https://dnifg.ru/

31

Рациональный выбор
финансовых услуг

1

31
неделя

https://dnifg.ru/

32

Рациональный выбор
финансовых услуг

1

32
неделя

https://dnifg.ru/

1

33
неделя

1

34
неделя

33
34

Проектная деятельность
Итоговое повторение

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

8 класс
№
п/
п

Тема урока

Кол-во
часов
Всего

1

Банки

1

2

Банки

1

3
4
5
6
7
8

Банковские операции
Банковские операции
Депозиты и вклады
Депозиты и вклады
Кредитование
Кредитование

1
1
1
1
1
1

9

Банковские карты

1

10

Банковские карты

11
12
13
14
15
16

17

18
19

Обмен валюты и
банковские ячейки
Обмен валюты и
банковские ячейки
Банки и цифровая среда
Банки и цифровая среда
Практикум
Потребитель и заемные
средства
Некредитные
финансовые
организации и их
особенности
Кредитная история
Кредитная история

Дата изучения
По
плану

По факту
(дата)

Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы

1 неделя

https://dni-fg.ru/

2 неделя

https://dni-fg.ru/

3 неделя

https://dnifg.ru/

4 неделя

https://dnifg.ru/

5 неделя

https://dnifg.ru/

6 неделя

https://dnifg.ru/

7 неделя

https://dnifg.ru/

8 неделя

https://dnifg.ru/

9 неделя

https://dni-fg.ru/

1

10
неделя

https://dni-fg.ru/

1

11
неделя

https://dnifg.ru/

1

12
неделя

https://dnifg.ru/

1

13
неделя

https://dnifg.ru/

1

14
неделя

https://dnifg.ru/

1

15
неделя

https://dnifg.ru/

1

16
неделя

https://dnifg.ru/

17
неделя

https://dnifg.ru/

1

18
неделя

https://dnifg.ru/

1

19

https://dni-

1

Дополнительная
информация

20
21
22
23
24
25
26
27

28

29

30

31
32

Защита от кредиторов
Защита от кредиторов
Практикум
Страхование и его виды
Страхование и его виды
Риски и личное
страхование
Риски и личное
страхование
Риски и личное
страхование
Участники рынка
страхования и
потребители страховых
услуг
Участники рынка
страхования и
потребители страховых
услуг
Участники рынка
страхования и
потребители страховых
услуг
Страхование бизнеса
Страхование бизнеса

неделя

fg.ru/

1

20
неделя

https://dnifg.ru/

1

21
неделя

https://dnifg.ru/

1

22
неделя

https://dnifg.ru/

1

23
неделя

https://dnifg.ru/

1

24
неделя

https://dnifg.ru/

1

25
неделя

https://dnifg.ru/

1

26
неделя

https://dnifg.ru/

1

27
неделя

https://dnifg.ru/

28
неделя

https://dnifg.ru/

29
неделя

https://dnifg.ru/

30
неделя

https://dnifg.ru/

1

31
неделя

https://dnifg.ru/

1

32
неделя

https://dnifg.ru/

1

1

1

33

Проектная деятельность

1

34

Итоговое повторение

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

33
неделя
34
неделя


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».