УКВД Практикум по обществознанию 9

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ 68 с углубленным изучением отдельных предметов

«РАССМОТРЕНО»

«ПРИНЯТО»

«УТВЕРЖДЕНО»

ШМО учителей-предметников
МАОУ СОШ № 68 с УИОП

Педагогический совет
МАОУ СОШ № 68 с УИОП

Директор
МАОУ СОШ № 68 с УИОП

Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.

Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.

Приказ № 164-О
от «29» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«Практикум по обществознанию»
для обучающихся 9 классов

Екатеринбург 2024

Актуальность программы «Практикум по обществознанию»
Рабочая программа практикума по обществознанию составлена на
основе положений и требований к результатам освоения основной
образовательной
программы,
представленных
в
Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, в
соответствии
с
Концепцией
преподавания
учебного
предмета
«Обществознание» (2018 г.), а также с учѐтом федеральной рабочей
программы воспитания. Обществознание играет ведущую роль в выполнении
школой функции интеграции молодѐжи в современное общество: учебный
предмет позволяет последовательно раскрывать обучающимся подросткового
возраста особенности современного общества, различные аспекты
взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными
институтами государства и гражданского общества, регулирующие эти
взаимодействия социальные нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском
обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах
конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и
гражданина,
способствует
воспитанию
российской
гражданской
идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности
нацио­нальным ценностям. Привлечение при изучении обществознания
различных источников социальной информации помогает обучающимся
освоить язык современной культурной, социально-экономической и
политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование
метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать,
преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир
культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и
утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии,
оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
Цель курса:
•
проверить готовность обучающихся, ориентированных на сдачу
основного государственного экзамена по обществознанию, к повторению и
усвоению материала, необходимого для успешной сдачи экзамена по данному
предмету;
•
практически применять теоретический материал при решении
заданий экзаменационных работ различного уровня сложности;
•
научить учащихся мыслить, ориентировать на активную
продуктивную деятельность с определённой глубиной, широтой и
самостоятельностью решения;
•
устранить пробелы в знаниях;
•
познакомить обучающихся с видами деятельности, необходимыми

для успешной сдачи основного государственного экзамена.
Задачи курса:
•
закрепить, систематизировать и расширить знания обучающихся
по обществознанию, формировать умения решать задания экзаменационных
работ различного уровня сложности;
•
осуществлять межпредметную и курсовую связь, а также связь
обществознания с жизнью;
•
расширить знания обучающихся о различных видах заданий
экзаменационных работ, продолжить формирование навыков самостоятельной
работы;
•
научить обучающихся мыслить, ориентироваться в проблемной
ситуации, развивать учебно-коммуникативные умения.
Место курса «Практикум по обществознанию».
Программа курса рассчитана на 34 часа для обучающихся 9 классов.
Программа является содержательным и методическим ориентиром для составления
педагогами рабочих программ и их реализации во внеурочной деятельности.
Предложенные в программе элементы содержания и алгоритм деятельности
обучающихся могут быть конкретизированы (детализированы или обобщены) с
учетом преобладающего возрастного состава учебной группы, условий школьной
информационно-образовательной среды и возможностей доступа к работе с
краеведческими материалами. При проведении занятий предусмотрены такие
формы работы, как беседы, дискуссии, виртуальные экскурсии и др.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания.
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей
программы воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной
деятельности педагогов, нацелена на достижение всех основных групп
образовательных результатов – личностных, метапредметных, предметных.
Программа носит гражданскопатриотическую направленность, что позволяет
обеспечить достижение следующих целевых ориентиров воспитания на уровне
основного общего образования: осознанное принятие обучающимися своей
российской гражданской идентичности в поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе, первоначальное представление о
своих гражданских правах и обязанностях, ответственности в обществе и
государстве, понимание значения гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и
защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными
результатами
выпускников
основной
школы,
формируемыми при изучении содержания элективного курса по
обществознанию, являются
• мотивированность и направленность на активное и созидательное
участие;
• заинтересованность в личном успехе;
Метапредметные результаты
• умении сознательно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с
научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в
контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать
адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых
основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• умении выполнять познавательные и практические задания;
Предметными результатами являются:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о
сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного
обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии,
культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии;
умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для
сознательного выполнения старшими подростками основных социальных
ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных
источниках;
адекватно
ее
воспринимать,
применяя
основные
обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с
решаемой
задачей
(анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций
одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил,
понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение
применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных
ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и
правилами в обществе.

Содержание курса внеурочной деятельности.
Курс состоит из введения и 6 разделов, включающих в себя теорию и
практику:
Введение (2 часа):
Знакомство
обучающихся
с
основными
структурными
и
содержательными
характеристиками
экзаменационной
работы
по
обществознанию в форме ОГЭ. Требования к уровню подготовки выпускников
основной школы, определенные в государственном образовательном
стандарте по обществознанию. Совместная разработка индивидуального чеклиста для подготовки к ОГЭ по обществознанию. Первичное знакомство с
программой mind.maps.app (для построения интеллект-карты).
Раздел 1. «Личность и общество» (6 часов):
Биологическое и социальное в человеке. Человек и его ближайшее
окружение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как динамичная
система. Как стать личностью. Межличностные отношения (практический
тренинг, решение ситуативных задач по теме).
Раздел 2. «Духовная сфера» (5 часов):
Понятие «Духовная культура». Личность и мораль, образование. Долг и
совесть. Практический тренинг. Решение ситуативных задач по разделу.
Раздел 3. «Экономическая сфера» (6 часов):
Экономика: понятие, роль в жизни общества. Экономические системы.
Потребности и ресурсы. Экономический рынок. «Семейный бюджет» практический тренинг. Практический тренинг по содержательной линии.
Решение практических задач.
Раздел 4. Отклоняющееся поведение и Уголовный Кодекс (4 часа)
Девиантное поведение: предпосылки и причины. Регулирование
отклоняющегося поведения уголовным кодексом. Практический тренинг по
содержательной линии.
Раздел 5. Право в жизни подростка (5 часов)
Правоотношения. Обязанности граждан. Права подростка и их защита.
Практический тренинг по содержательной линии в виде построения
интеллект-карты. Решение ситуативных задач по содержательной части курса.
Раздел 6. Интеллект-карта как выходной продукт курса (6 часов)
Повторительно-обобщающий
урок
по
курсу.
Разработка
индивидуальной
интеллект-карты.
Корректирование
интеллект-карт.
Публичное представление своей мыслительной карты.

Тематическое планирование
№
п/п

Наименование
разделов
и
тем

Кол-во
часов,
отводим
ых на
освоение
каждого
раздела и
те
мы

Основное
содержание/ЭОР

1

Основные структурные и
содержательные
характеристики
экзаменационной работы
по обществознанию в
форме ГИА. Требования к
уровню подготовки
выпускников основной
школы, определенные в
государственном
образовательном
стандарте по
обществознанию.
Технические
характеристики работы с
программой. Основные
моменты построения чеклиста.

Фор
ма
пров
еден
ия
занят
ий

Виды
деятельности

Лекция

Прослушивание
материала

Введение – 2 часа

1
Основные
требования к
выпускникам и
содержательные
характеристики
экзаменационной
работы.
Знакомство с
программой
mind.maps.app.

Библиотека ЦОК
Тестирование

1

https://m.edsoo.ru/7f41b41
4
Совместная разработка
Разработка
чек-листа и построения
интелектинтеллект-карты.
карты
Индивидуальная работа с
ИК.

Тестирование

Раздел 1 «Личность и общество» 6ч
1 Биологическое и
1
Общественные
Лекция
Прослушивание
материала
социальное в
отношения, виды
человеке.
общественных
отношений, общество и
природа, взаимосвязь
2
Человек и его
1
общества и природы;
ближайшее
основные сферы
окружение.
общественной жизни:
3
1
Жизненные
экономическая,
ценности и
социальная,
ориентиры.
политическая, духовная.
4
Общество как
1
Биологическое и
динамичная
социальное в человеке,
система.
личность, подросток,
5
Как стать
1
Групповая и анализ таблиц, схем

6

личностью.
Практический
тренинг.
Решение
ситуативных
задач,
восприятие
текста и
нахождение в
нем
необходимой
информации на
тему:
«Межличностны
е отношения».

1

особенности
индивидуальн
подросткового возраста, ая работа
качества личности;
деятельность человека
(игра, учение, труд),
потребности,
способности.
Межличностные
отношения, общение,
группа, малая группа,
групповая динамика,
формы межличностных
отношений, структура
общения, виды и
функции общения.
Межличностные
конфликты, виды
конфликтов, фазы
конфликтов,
последствия
конфликтов и способы
решения.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Раздел 2. Духовная сфера – 5 часов
1
Понятие
1
Духовная культура,
Лекция
Прослушивание
материала
«Духовная
особенности, формы
культура».
духовной культуры,
наука, научные знания.
2
Личность и
1
Образование и его
мораль.
значимость,
Образование.
информационное
3 Долг и совесть.
1
общество, характерные
4
Практический
1
черты ИО, основные
тренинг по
тенденции в развитии
содержательной
образования, функции
линии
образования, пути
5
Решение
1
Групповая и выполнение работ
получения
образования.
индивидуальн
практикума
ситуативных
право на свободу
ая работа
задач,
совести, мораль,
восприятие
нравственность,
текста и
гуманизм, патриотизм,
нахождение в
гражданственность.
нем
Библиотека ЦОК
необходимой
https://m.edsoo.ru/7f41b414
информации по
данному разделу.
Раздел 3. Экономическая сфера – 6 часов
1
Экономика:
1
Экономика, роль
Лекция
Прослушивание
материала
понятие, роль в
экономики,
жизни общества
производство, обмен,
потребление,
2 Экономические
1
распределение, товары и
системы

3
4

5

6

Экономический
рынок
Практический
тренинг
«Семейный
бюджет»
Практический
тренинг по
содержательной
линии
Решение
ситуативных
задач,
восприятие
текста и
нахождение в
нем
необходимой
информации

1
1

1

1

услуги, ресурсы и
потребность,
ограниченность
ресурсов.
Экономические
системы, типы ЭС,
собственность, формы
собственности,
производство,
производительность
труда, разделение труди Групповая и выполнение работ
и специализация.
индивидуальн
практикума
Обмен, торговля, рынок, ая работа
рыночный механизм,
спрос, предложение,
конкуренция,
предпринимательство,
формы
предпринимательства.
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b41
4

Раздел 4. Отклоняющееся поведение и Уголовный Кодекс – 4 часа
1
Девиантное
1
Изучение понятий.
Лекция
Прослушивание
материала
поведение:
предпосылки и
причины.
2 Регулирование
1
отклоняющегося
поведения
Уголовный Кодекс.
Уголовным
Кодексом РФ
3
Практический
1
Библиотека ЦОК
тренинг по
https://m.edsoo.ru/7f41b414
содержательной
линии
4
Решение
1
Групповая и выполнение работ
индивидуальн
практикума
ситуативных
ая
работа
задач,
восприятие
текста и
нахождение в
нем
необходимой
информации
Раздел 5. Право в жизни подростка – 5 часов
1
Правоотношения
1
Право, норма права,
Лекция
Прослушивание
материала
правоотношения,
государственной власти,
1
Обязанности
правоохранительные
граждан
органы, обязанности
1
3 Права подростка
гражданина.
и их защита

4

5

Практический
тренинг по
содержательной
линии в виде
построения
интеллект-карты
Решение
ситуативных
задач по
содержательной
части курса

1

1

Права подростка и их
защита, гражданские
правоотношения,
семейные
правоотношения,
трудовые
правоотношения,
административные
правоотношения,
уголовная
ответственность.
Библиотека ЦОК

Групповая и выполнение работ
индивидуальн
практикума
ая работа

https://m.edsoo.ru/7f41b41
4

Интеллект-карта как выходной продукт курса – 6 часов
1 Повторительно1
Повторение, итоговый Групповая и выполнение работ
индивидуальн
практикума
обобщающий
тест
ая
работа
урок
2
Разработка
2
Работа в программе,
Групповая и
индивидуальн
индивидуальной
построение
ая работа
интеллект-карты
3 Корректирование
интеллект-карт
4

Публичное
представление
своей
мыслительной
карты

1

2

Итого

Внесение поправок

Групповая и
индивидуальн
ая работа
Представление и защита Групповая и Защита проектов
индивидуальн
выходного продукта
ая работа

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».