МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ 68 с углубленным изучением отдельных предметов
«РАССМОТРЕНО»
«ПРИНЯТО»
«УТВЕРЖДЕНО»
ШМО учителей-предметников
МАОУ СОШ № 68 с УИОП
Педагогический совет
МАОУ СОШ № 68 с УИОП
Директор
МАОУ СОШ № 68 с УИОП
Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.
Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.
Приказ № 164-О
от «29» августа 2024 г.
Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности
«Практика публичных выступлений»
для обучающихся 7 класса
Екатеринбург 2024г
Актуальность программы «Практика публичных выступлений»
Актуальность курса внеурочной деятельности «Практика публичных выступлений»
обусловлена тем, что каждый современный человек большую часть жизни проводит на
людях, постоянно вступает в разнообразные социальные контакты. Однако большинство
отмечают, что самое болезненное и неудобное в общении – это публичное выступление.
Это связывается со снижением уровня читательской культуры, речевой активности,
низким уровнем сформированности у обучающихся личностных оснований для
коммуникативной компетентности, что негативно отражается на качестве грамматических
умений, способностей к конструктивному диалогу и на личностной самореализации и
социальной продуктивности.
Цель курса «Практика публичных выступлений» – способствовать
формированию у обучающихся навыков эффективного публичного выступления.
Основные задачи курса «Практика публичных выступлений» – раскрыть
общественную значимость ораторской деятельности и ответственности оратора за свое
речевое поведение; - познакомить обучающегося с рациональной и эффективной
технологией подготовки публичного выступления; - познакомить с основными техниками
успешного публичного выступления; - познакомить с видами, функциональными
группами и жанрами красноречия (монологическими и диалогическими), которые
наиболее полно соответствуют личностным запросам обучающихся; - провести
практические занятия, направленные на получение реальных навыков публичного
выступления.
Место курса «Практика публичных выступлений» Программа курса рассчитана
на 34 часа, которые могут быть реализованы в течение одного учебного года в составе
группы из обучающихся 7 классов. Программа является содержательным и методическим
ориентиром для составления педагогами рабочих программ и их реализации во
внеурочной деятельности. Предложенные в программе элементы содержания и алгоритм
деятельности обучающихся могут быть конкретизированы (детализированы или
обобщены) с учетом преобладающего возрастного состава учебной группы, условий
школьной информационно-образовательной среды и возможностей доступа к работе с
краеведческими материалами. При проведении занятий предусмотрены такие формы
работы, как беседы, дискуссии, виртуальные экскурсии и др. Особенностью программы
является привлечение и активное использование в образовательном процессе
традиционных источников информации (учебники по истории края, ресурсы местных
библиотек и краеведческих музеев) и современных цифровых информационных ресурсов
(порталы и сайты историкопросветительской и историко-культурной направленности –
Открытые данные Министерства культуры Российской Федерации, Археолог.РУ,
Культура.РФ, История.РФ и др.), которые содержат текстовые, видео- и фотоматериалы о
памятных историко-культурных объектах и наиболее значимых событиях и личностях
российской и региональной истории.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания Программа курса
разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания,
предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов, нацелена
на достижение всех основных групп образовательных результатов – личностных,
метапредметных, предметных. Программа носит общекультурную направленность, что
позволяет обеспечить достижение следующих целевых ориентиров воспитания на уровне
основного общего образования: – способность взаимодействия со сверстниками,
старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми
нравственными нормами на нравственно-этических началах; – сформирует потребность
повышать свой культурный уровень; - потребность самореализации в различных видах
деятельности;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Практика
публичных выступлений»
Тема 1. «Ораторское искусство – наука о красноречии»
Риторика – одна из самых древних наук на земле. Синонимичные понятия – наука о
красноречии, ораторское искусство, мастерство публичного выступления. Понятие об
ораторском искусстве. «Инструменты» оратора. Риторика в античные времена. Первый
учебник риторики на русском языке - « Краткое руководство к риторике на пользу
любителей сладкоречия» М.В.Ломоносова (1743 г.). Разделы современной риторики.
Дискуссия о трактовке изречения Платона «Риторика – искусство управлять
умами».
Тема 2. «Грамотная красивая речь – залог успешного выступления»
Говорящий и слушающий, оратор и аудитория. Какой должна быть речь
говорящего. Секреты звучащей речи, или чему учиться у артистов. Составные
компоненты техники речи (дыхание, голос, дикция). Культура речи. Мышечные зажимы,
мешающие свободному и красивому голосу. Снятие мышечных зажимов.
Типы дыхания. Связь голоса и личности оратора. Секреты акустики и дыхание.
Звук голоса (тембр). Основные характеристики голоса (сила, полетность, выразительность
и т.д.).
Звуковая картина речи (интонация). Речевые ошибки говорящего.
Тема 3. «Подготовка к выступлению. Структура выступления»
Цели и задачи выступления. Типы аудитории и стиль выступления (разговорный,
официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный).
Форма проведения – беседа. Итог беседы – составление опорной схемы «Стили
выступления».
Структура выступления. Закон композиции. Роль вступления и заключения, особое
значение и содержание вступления и заключения. Основная часть. Выход из контакта.
Типы выступления (развлекательные, торжественные, информирующие,
побуждающие выступления). Речевые жанры (диалог, монолог, полилог).
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста.
Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Разнообразие текстов, которые
встречаются в жизни: рассказ о случае из жизни, научная статья, газетный отчет, обзор,
рецензия, приглашения, поздравления, рекламные сообщения, информационные письма,
поэтический текст, скороговорки, считалки, загадки и др. и их произнесение с учётом
особенностей этих текстов.
Программа подготовки выступления. Приемы подготовки к устному выступлению.
Использование цитат в устном выступлении. Составление монолога для устного
выступления. Завершение работы над устным выступлением.
Тема 4. «Учимся владеть аудиторией»
Взаимодействие оратора и аудитории в процессе речевого общения. Роль и
значение зрительного контакта. Установление и поддержание контакта с аудиторией.
Постановка позы и жестикуляции. Взаимосвязь моторики, речи и эмоционального
настроя. Ораторская поза. Принципы жестикуляции.
Тема 5. «Психологическая готовность к публичному выступлению»
Природа волнения. В чем проявляется волнение или страх оратора. Работа по
преодолению волнения и страха публичного выступления. Методы самонастройки перед
предстоящим выступлением.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Практика публичных выступлений»
Результаты освоения программы распределяются по двум уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (в
области коммуникативно-речевой культуры) в ситуациях общения со сверстниками
внутри классного коллектива. Усвоение представлений о самопрезентации; формирование
навыков грамотной, четкой и уверенной речи, умения слушать и слышать собеседника,
способности убеждать и договариваться с собеседником, готовность участвовать в
дискуссии, работать в команде сверстников. Участие в голосо-речевом тренинге,
выразительное чтение стихотворений, подготовка и проведение самопрезентаций, конкурс
чтецов (на уровне класса).
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания базовых
ценностей общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) и
позитивного отношения к ним, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Данный уровень достигается посредством формирования у подростков навыков успешной
социализации, социальной компетентности, представлений об общественных приоритетах
и ценностях в области коммуникативно-речевой культуры через организацию практики
общественных отношений с представителями различных социальных групп (в кругу
сверстников, младших школьников, педагогов, родителей).
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– формирование действий по организации и планированию учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретение
опыта такой работы, практическое освоение морально-этических и психологических
принципов общения и сотрудничества;
– практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной
компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать
с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и
поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть
нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию,
учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии
коммуникации;
– развитие речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых
средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции
собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
– патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины – России, к боевым подвигам и трудовым
достижениям народа; уважение к историческому и природному наследию, памятникам,
традициям разных народов нашей страны;
– духовно-нравственное воспитание: представление о традиционных духовнонравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы
современного российского общества в ситуациях нравственного выбора;
– эстетическое воспитание: восприимчивость к традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества;
– физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; умение осознавать эмоциональное состояние
себя и других, умение управлять 9 собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии; – трудовое воспитание: установка на активное
участие в решении практических задач в рамках организации, города, края; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности;
– ценность научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений; овладение основными навыками исследовательской
деятельности; осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества,
о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение
навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и
сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного
сознания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные познавательные действия:
– базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные
признаки объектов (явлений); систематизировать и обобщать исторические факты;
выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинноследственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и
различия; формулировать и обосновывать выводы;
– базовые исследовательские действия: проводить по самостоятельно
составленному плану небольшое исследование на основе регионального материала;
систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию
исторических событий; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по
результатам проведенного исследования, определять новизну и обоснованность
полученного результата;
– работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы
при поиске и отборе информации или данных из источников; 10 выбирать, анализировать,
систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления; осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации,
извлекать информацию из источника; высказывать суждение о достоверности и значении
информации источника. Универсальные учебные коммуникативные действия:
– общение: участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать
различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку
зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты
выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного
взаимодействия в школе и социальном окружении;
– совместная деятельность: участвовать в групповых формах работы; принимать
цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные исследования и
проекты по истории на основе регионального материала; определять свое участие в общей
работе, координировать свои действия с другими членами группы, оценивать полученные
результаты и свой вклад в общую работу. Универсальные учебные регулятивные
действия:
– самоорганизация: ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); составлять
план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать
ответственность за решение;
– самоконтроль: владеть способами самоконтроля и рефлексии; объяснять причины
достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному
опыту, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; вносить коррективы в
деятельность; оценивать соответствие результата цели и условиям;
– эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать
мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций;
– принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
– владение навыками публичных выступлений;
– умение работать с текстом, информацией;
– умение вести эффективную самопрезентацию;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
1
2
3
4
5
6
7
8
Наименование
разделов
и
тем
Кол-во
Основное
Форма
Виды
часов,
содержание/
проведения
деятельности
отводимых
ЭОР
занятий
на
освоение
каждого
раздела и
темы
2
3
4
5
Тема 1. «Ораторское искусство – наука о красноречии» - 4 часа
Риторика –
2
Дискуссия о
Урок-лекция,
Дискуссия, беседа
наука и
трактовке
практическое
искусство
изречения
занятие
устной речи.
Платона
«Риторика –
Образ оратора
2
искусство
управлять
умами».
Собираем
«копилку»
пословиц,
посвященных
речи и
ораторскому
мастерству
Тема 2. «Грамотная красивая речь – залог успешного выступления» - 12 часов
Говорящий и
2
Система
Урок-лекция,
Дискуссия, беседа,
слушающий,
упражнений на
практическое
практикум
оратор и
развитие
занятие
публичного
аудитория
удлиненного
выступления
продолжительн
Какой должна
2
ого речевого
быть речь
выдоха;
говорящего
развитие
Дыхание и голос
2
диафрагмально
оратора.
й голосоподачи;
Тренируем
2
развитие
дикцию
голосовых
Интонационно2
возможностей
выразительные
в высотном и
средства речи
динамическом
Речевые ошибки
2
диапазоне
говорящего
Тема 3. «Подготовка к выступлению. Структура выступления» - 12 часов
9
Цели и задачи
4
Цели и задачи
Урок-лекция,
Дискуссия, беседа,
выступления.
выступления.
практическое
практикум
Типы аудитории
Структура
занятие
публичного
и стиль
выступления.
выступления
выступления
Типы
Программа
выступления.
подготовки
Текст как
выступления.
смысловое и
Приемы
тематическое
подготовки к
единство.
устному
Программа
выступлению.
подготовки
Использование
выступления
цитат в устном
выступлении.
Составление
монолога для
устного
выступления.
Завершение
работы над
устным
выступлением.
10
Структура
1
выступления.
Закон
композиции.
11 Роль вступления
2
и заключения,
особое значение
и содержание
вступления и
заключения.
Основная часть.
Выход из
контакта.
12
Типы
выступления
Текст как
смысловое и
тематическое
единство. Тема и
основная мысль
текста. Текст и
заголовок
текста.
Ключевые
(опорные) слова.
14 Разнообразие
текстов,
13
1
2
2
которые
встречаются в
жизни.
Тема 4. «Учимся владеть аудиторией» - 2 часа
15 Взаимодействие
2
Мастерство
Урок-лекция,
Дискуссия, беседа,
оратора и
изложения
практическое
практикум
аудитории в
материала.
занятие
публичного
процессе
выступления
речевого
общения. Роль и
значение
зрительного
контакта.
Постановка
позы и
жестикуляции
Тема 5. «Психологическая готовность к публичному выступлению» - 4 часа
16
Природа
2
Работа по
Урок-лекция,
Дискуссия, беседа,
волнения.
преодолению
практическое
практикум
Работа по
волнения и
занятие
публичного
преодолению
страха
выступления
волнения и
публичного
страха
выступления.
публичного
выступления.
17
Методы
2
самонастройки
перед
предстоящим
выступлением.
Собираем свою
«копилку»
приемов
самонастройки.
Итого
34ч