УКВД Практика публичных выступлений 7

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ 68 с углубленным изучением отдельных предметов

«РАССМОТРЕНО»

«ПРИНЯТО»

«УТВЕРЖДЕНО»

ШМО учителей-предметников
МАОУ СОШ № 68 с УИОП

Педагогический совет
МАОУ СОШ № 68 с УИОП

Директор
МАОУ СОШ № 68 с УИОП

Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.

Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.

Приказ № 164-О
от «29» августа 2024 г.

Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности
«Практика публичных выступлений»
для обучающихся 7 класса

Екатеринбург 2024г

Актуальность программы «Практика публичных выступлений»
Актуальность курса внеурочной деятельности «Практика публичных выступлений»
обусловлена тем, что каждый современный человек большую часть жизни проводит на
людях, постоянно вступает в разнообразные социальные контакты. Однако большинство
отмечают, что самое болезненное и неудобное в общении – это публичное выступление.
Это связывается со снижением уровня читательской культуры, речевой активности,
низким уровнем сформированности у обучающихся личностных оснований для
коммуникативной компетентности, что негативно отражается на качестве грамматических
умений, способностей к конструктивному диалогу и на личностной самореализации и
социальной продуктивности.
Цель курса «Практика публичных выступлений» – способствовать
формированию у обучающихся навыков эффективного публичного выступления.
Основные задачи курса «Практика публичных выступлений» – раскрыть
общественную значимость ораторской деятельности и ответственности оратора за свое
речевое поведение; - познакомить обучающегося с рациональной и эффективной
технологией подготовки публичного выступления; - познакомить с основными техниками
успешного публичного выступления; - познакомить с видами, функциональными
группами и жанрами красноречия (монологическими и диалогическими), которые
наиболее полно соответствуют личностным запросам обучающихся; - провести
практические занятия, направленные на получение реальных навыков публичного
выступления.
Место курса «Практика публичных выступлений» Программа курса рассчитана
на 34 часа, которые могут быть реализованы в течение одного учебного года в составе
группы из обучающихся 7 классов. Программа является содержательным и методическим
ориентиром для составления педагогами рабочих программ и их реализации во
внеурочной деятельности. Предложенные в программе элементы содержания и алгоритм
деятельности обучающихся могут быть конкретизированы (детализированы или
обобщены) с учетом преобладающего возрастного состава учебной группы, условий
школьной информационно-образовательной среды и возможностей доступа к работе с
краеведческими материалами. При проведении занятий предусмотрены такие формы
работы, как беседы, дискуссии, виртуальные экскурсии и др. Особенностью программы
является привлечение и активное использование в образовательном процессе
традиционных источников информации (учебники по истории края, ресурсы местных
библиотек и краеведческих музеев) и современных цифровых информационных ресурсов
(порталы и сайты историкопросветительской и историко-культурной направленности –
Открытые данные Министерства культуры Российской Федерации, Археолог.РУ,
Культура.РФ, История.РФ и др.), которые содержат текстовые, видео- и фотоматериалы о
памятных историко-культурных объектах и наиболее значимых событиях и личностях
российской и региональной истории.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания Программа курса
разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания,
предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов, нацелена
на достижение всех основных групп образовательных результатов – личностных,
метапредметных, предметных. Программа носит общекультурную направленность, что
позволяет обеспечить достижение следующих целевых ориентиров воспитания на уровне
основного общего образования: – способность взаимодействия со сверстниками,
старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми
нравственными нормами на нравственно-этических началах; – сформирует потребность
повышать свой культурный уровень; - потребность самореализации в различных видах

деятельности;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Практика
публичных выступлений»

Тема 1. «Ораторское искусство – наука о красноречии»
Риторика – одна из самых древних наук на земле. Синонимичные понятия – наука о
красноречии, ораторское искусство, мастерство публичного выступления. Понятие об
ораторском искусстве. «Инструменты» оратора. Риторика в античные времена. Первый
учебник риторики на русском языке - « Краткое руководство к риторике на пользу
любителей сладкоречия» М.В.Ломоносова (1743 г.). Разделы современной риторики.
Дискуссия о трактовке изречения Платона «Риторика – искусство управлять
умами».
Тема 2. «Грамотная красивая речь – залог успешного выступления»
Говорящий и слушающий, оратор и аудитория. Какой должна быть речь
говорящего. Секреты звучащей речи, или чему учиться у артистов. Составные
компоненты техники речи (дыхание, голос, дикция). Культура речи. Мышечные зажимы,
мешающие свободному и красивому голосу. Снятие мышечных зажимов.
Типы дыхания. Связь голоса и личности оратора. Секреты акустики и дыхание.
Звук голоса (тембр). Основные характеристики голоса (сила, полетность, выразительность
и т.д.).
Звуковая картина речи (интонация). Речевые ошибки говорящего.
Тема 3. «Подготовка к выступлению. Структура выступления»
Цели и задачи выступления. Типы аудитории и стиль выступления (разговорный,
официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный).
Форма проведения – беседа. Итог беседы – составление опорной схемы «Стили
выступления».
Структура выступления. Закон композиции. Роль вступления и заключения, особое
значение и содержание вступления и заключения. Основная часть. Выход из контакта.
Типы выступления (развлекательные, торжественные, информирующие,
побуждающие выступления). Речевые жанры (диалог, монолог, полилог).
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста.
Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Разнообразие текстов, которые
встречаются в жизни: рассказ о случае из жизни, научная статья, газетный отчет, обзор,
рецензия, приглашения, поздравления, рекламные сообщения, информационные письма,
поэтический текст, скороговорки, считалки, загадки и др. и их произнесение с учётом
особенностей этих текстов.
Программа подготовки выступления. Приемы подготовки к устному выступлению.
Использование цитат в устном выступлении. Составление монолога для устного
выступления. Завершение работы над устным выступлением.
Тема 4. «Учимся владеть аудиторией»
Взаимодействие оратора и аудитории в процессе речевого общения. Роль и
значение зрительного контакта. Установление и поддержание контакта с аудиторией.
Постановка позы и жестикуляции. Взаимосвязь моторики, речи и эмоционального
настроя. Ораторская поза. Принципы жестикуляции.
Тема 5. «Психологическая готовность к публичному выступлению»
Природа волнения. В чем проявляется волнение или страх оратора. Работа по
преодолению волнения и страха публичного выступления. Методы самонастройки перед
предстоящим выступлением.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Практика публичных выступлений»
Результаты освоения программы распределяются по двум уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (в
области коммуникативно-речевой культуры) в ситуациях общения со сверстниками
внутри классного коллектива. Усвоение представлений о самопрезентации; формирование
навыков грамотной, четкой и уверенной речи, умения слушать и слышать собеседника,
способности убеждать и договариваться с собеседником, готовность участвовать в
дискуссии, работать в команде сверстников. Участие в голосо-речевом тренинге,
выразительное чтение стихотворений, подготовка и проведение самопрезентаций, конкурс
чтецов (на уровне класса).
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания базовых
ценностей общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) и
позитивного отношения к ним, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Данный уровень достигается посредством формирования у подростков навыков успешной
социализации, социальной компетентности, представлений об общественных приоритетах
и ценностях в области коммуникативно-речевой культуры через организацию практики
общественных отношений с представителями различных социальных групп (в кругу
сверстников, младших школьников, педагогов, родителей).
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– формирование действий по организации и планированию учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретение
опыта такой работы, практическое освоение морально-этических и психологических
принципов общения и сотрудничества;
– практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной
компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать
с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и
поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть
нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию,
учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии
коммуникации;
– развитие речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых
средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции
собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
– патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины – России, к боевым подвигам и трудовым
достижениям народа; уважение к историческому и природному наследию, памятникам,
традициям разных народов нашей страны;
– духовно-нравственное воспитание: представление о традиционных духовнонравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы
современного российского общества в ситуациях нравственного выбора;
– эстетическое воспитание: восприимчивость к традициям и творчеству своего и
других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества;
– физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; умение осознавать эмоциональное состояние
себя и других, умение управлять 9 собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии; – трудовое воспитание: установка на активное

участие в решении практических задач в рамках организации, города, края; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности;
– ценность научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений; овладение основными навыками исследовательской
деятельности; осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества,
о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение
навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и
сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного
сознания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные познавательные действия:
– базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные
признаки объектов (явлений); систематизировать и обобщать исторические факты;
выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинноследственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и
различия; формулировать и обосновывать выводы;
– базовые исследовательские действия: проводить по самостоятельно
составленному плану небольшое исследование на основе регионального материала;
систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию
исторических событий; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по
результатам проведенного исследования, определять новизну и обоснованность
полученного результата;
– работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы
при поиске и отборе информации или данных из источников; 10 выбирать, анализировать,
систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления; осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации,
извлекать информацию из источника; высказывать суждение о достоверности и значении
информации источника. Универсальные учебные коммуникативные действия:
– общение: участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать
различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку
зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты
выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного
взаимодействия в школе и социальном окружении;
– совместная деятельность: участвовать в групповых формах работы; принимать
цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные исследования и
проекты по истории на основе регионального материала; определять свое участие в общей
работе, координировать свои действия с другими членами группы, оценивать полученные
результаты и свой вклад в общую работу. Универсальные учебные регулятивные
действия:
– самоорганизация: ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); составлять
план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать
ответственность за решение;
– самоконтроль: владеть способами самоконтроля и рефлексии; объяснять причины
достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному
опыту, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации; вносить коррективы в
деятельность; оценивать соответствие результата цели и условиям;
– эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать
мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций;
– принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
– владение навыками публичных выступлений;
– умение работать с текстом, информацией;
– умение вести эффективную самопрезентацию;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1
1

2

3

4

5
6
7
8

Наименование
разделов
и
тем

Кол-во
Основное
Форма
Виды
часов,
содержание/
проведения
деятельности
отводимых
ЭОР
занятий
на
освоение
каждого
раздела и
темы
2
3
4
5
Тема 1. «Ораторское искусство – наука о красноречии» - 4 часа
Риторика –
2
Дискуссия о
Урок-лекция,
Дискуссия, беседа
наука и
трактовке
практическое
искусство
изречения
занятие
устной речи.
Платона
«Риторика –
Образ оратора
2
искусство
управлять
умами».
Собираем
«копилку»
пословиц,
посвященных
речи и
ораторскому
мастерству
Тема 2. «Грамотная красивая речь – залог успешного выступления» - 12 часов
Говорящий и
2
Система
Урок-лекция,
Дискуссия, беседа,
слушающий,
упражнений на
практическое
практикум
оратор и
развитие
занятие
публичного
аудитория
удлиненного
выступления
продолжительн
Какой должна
2
ого речевого
быть речь
выдоха;
говорящего
развитие
Дыхание и голос
2
диафрагмально
оратора.
й голосоподачи;
Тренируем
2
развитие
дикцию
голосовых
Интонационно2
возможностей
выразительные
в высотном и
средства речи
динамическом
Речевые ошибки
2
диапазоне
говорящего

Тема 3. «Подготовка к выступлению. Структура выступления» - 12 часов
9
Цели и задачи
4
Цели и задачи
Урок-лекция,
Дискуссия, беседа,
выступления.
выступления.
практическое
практикум
Типы аудитории
Структура
занятие
публичного
и стиль
выступления.
выступления
выступления
Типы
Программа
выступления.
подготовки
Текст как
выступления.
смысловое и
Приемы
тематическое
подготовки к
единство.
устному
Программа
выступлению.
подготовки
Использование
выступления
цитат в устном
выступлении.
Составление
монолога для
устного
выступления.
Завершение
работы над
устным
выступлением.
10
Структура
1
выступления.
Закон
композиции.
11 Роль вступления
2
и заключения,
особое значение
и содержание
вступления и
заключения.
Основная часть.
Выход из
контакта.
12

Типы
выступления

Текст как
смысловое и
тематическое
единство. Тема и
основная мысль
текста. Текст и
заголовок
текста.
Ключевые
(опорные) слова.
14 Разнообразие
текстов,
13

1
2

2

которые
встречаются в
жизни.
Тема 4. «Учимся владеть аудиторией» - 2 часа
15 Взаимодействие
2
Мастерство
Урок-лекция,
Дискуссия, беседа,
оратора и
изложения
практическое
практикум
аудитории в
материала.
занятие
публичного
процессе
выступления
речевого
общения. Роль и
значение
зрительного
контакта.
Постановка
позы и
жестикуляции
Тема 5. «Психологическая готовность к публичному выступлению» - 4 часа
16
Природа
2
Работа по
Урок-лекция,
Дискуссия, беседа,
волнения.
преодолению
практическое
практикум
Работа по
волнения и
занятие
публичного
преодолению
страха
выступления
волнения и
публичного
страха
выступления.
публичного
выступления.
17
Методы
2
самонастройки
перед
предстоящим
выступлением.
Собираем свою
«копилку»
приемов
самонастройки.
Итого
34ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».