УК Орфографический практикум 8

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ 68 с углубленным изучением отдельных предметов

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

ШМО учителейпредметников МАОУ
СОШ №68 с УИОП

Педагогический совет
МАОУ СОШ №68 с
УИОП

Директор МАОУ СОШ
№68 с УИОП

________________________

________________________

___________________

Н.Н. Никифорова
Протокол №1 от «29»
Протокол №1 от «29»
августа 2024 г.
августа 2024 г.

Е.Н.Рогова
Приказ №164-О от «29»
августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 1031920)
учебный курса «Орфографический практикум»
8 класс

Екатеринбург 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования устанавливает требования. в т.ч.. к метапредметным
результатам освоения обучающимися основной образовательной программы
основного общего образования, измеряемые посредством фронтального
метапредметного курса и через испытания в рамках метапредметных олимпиад
- как оценки высшего достижения учащихся.
Краткосрочный курс «Орфографический практикум» позволяет оценить,
в т.ч. сформированность ряда универсальных учебных действий, относящихся к
регулятивным, познавательным, коммуникативным. В частности, курс
направлен на оценку метапредметного результата: умение распознавать
морфему и ошибкоопасные места в слове, подбирать подходящую орфограмму
и выбирать необходимую букву.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРАКТИКУМ»

КУРСА

«ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ

Курс предназначен для учащихся 8 классов. Опора на схемы
ориентировочной основы действий (ООД) позволит успешно освоить базовый
материал как учащимся гуманитарного, так и негуманитарного профиля.
Применение на практике орфографических правил один из самых
трудных
видов
деятельности
учащихся.
Специальное
психологопедагогическое исследование показало, что традиционная методика
преподавания орфографии русского языка в школе расходится с
психологическими закономерностями усвоения знаний именно из-за
требования - знания вначале заучиваются, а только потом применяются.
Поскольку умение действовать по правилам (или на основе знания
правил) приходит в результате обучения самим действиям, в которых это
умение требуется, то и надо сразу учить умению, а знание сформируется в
самом процессе овладения умением – такова психологическая сущность
правильного обучения.
Применительно к изучению орфографии это будет умение писать без
ошибок, то есть со знанием орфографических правил, которые окажутся
усвоенными в процессе их применения при осуществлении соответствующих
действий по выполнению упражнений.
Программа способствует реализации важнейшей цели – научить умению
писать грамотно с соблюдением всех правил орфографии и пунктуации.
Обучение индивидуализировано в максимальной степени: каждый
продвигается в учебном задании своим темпом. Программа имеет
общеобразовательную, воспитательную, развивающую составляющие. Упор
делается на самостоятельную деятельность учащихся, которая протекает в

форме решения ими мыслительных задач, составляющих содержание
упражнений, а схемы ООД служат им четкой программой их мыслительных
действий. При такой организации учебной работы учащихся на учителя
возлагается
функция
управления
самостоятельной
познавательной
деятельностью учеников. Отбирая материал для включения в программу курса,
мы следовали следующим принципам:
 доступности;
 научности;
 (методической и культурной традиции;)
Программа построена на основе теории поэтапного формирования
умственных действий П. Я. Гальперина, которая многократно доказала в
экспериментах
свою
эффективность
как
психологическая
основа
инновационных методик обучения, позволяющих учить быстро и качественно.
Программа предусматривает разнообразные виды ученической деятельности:
 читательскую,
 репродуктивную,
 аналитическую
 письменную
Формат курса - практикум, по итогам деятельности обучающиеся
создают образовательный продукт, в результате чего обеспечивается развитие
универсальных учебных действий, осваиваются различные виды деятельности,
демонстрируется личностный прирост.
К образовательным продуктам, созданным учащимися на курсе
«Орфографический
практикум»,
можно
отнести процессы выполнения
практических заданий различных форм, подлежащие оценке на основании
заранее предъявленных учащемуся критериев. Оценка эффективности работы в
мастерской, результативности прохождения курса носит мониторинговый
характер и предусматривает системность, цикличность и разносторонность.
Особое место занимают процедуры оценивания, разработка критериев и
параметров оценивания.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ПРАКТИКУМ»

ИЗУЧЕНИЯ

КУРСА

«ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ

Цели курса:


Учить учащихся писать
орфографии и пунктуации.

грамотно

с

соблюдением

всех

правил



Развивать способности учащихся обобщать методические приёмы
выполнения учебных задач и способность перенести на другие учебные
предметы.

Задачи курса:






Научить учащихся концентрироваться на проблеме, собирать и
осмысливать информацию.
Формировать методические навыки и склонность к взаимообучению.
Воспитывать самостоятельность, способность объективно воспринимать
и оценивать свою деятельность.
Совершенствовать речевую культуру учащихся
Развивать коммуникативность обучающихся.

МЕСТО КУРСА «ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»
Программа курса рассчитана на 34 часа, которые могут быть
реализованы в течение одного учебного года для обучающихся 8 классов.
Программа является содержательным и методическим ориентиром для
составления педагогами рабочих программ и их реализации во внеурочной
деятельности. Предложенные в программе элементы содержания и алгоритм
деятельности обучающихся могут быть конкретизированы (детализированы
или обобщены) с учетом преобладающего возрастного состава учебной группы,
условий школьной информационно-образовательной среды и возможностей
доступа к работе с источниками.
При проведении занятий предусмотрены такие формы работы, как:
- разнообразные виды дополнительных тренировочных заданий с целью
ликвидации пробелов в знаниях;
- консультационная поддержка и помощь;
- обеспечение эмоционально-психологического комфорта, создание
ситуации успеха.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»
Раздел 1: Введение. Дорога к письменности. Как
люди обходились без письма.
Раздел 2: «Орфография как раздел науки о языке».
Орфография как раздел науки о языке.

Основные принципы русской орфографии.
«Ошибкоопасные места».
Как «оседлать» правило?
Ударение-волшебник.
Коварные словарные слова.
Запомни, как писать!
Орфографический словарь – наш главный помощник.
Проверь себя.
Тест-игра.
Опасные согласные.
Звонкие и глухие «двойняшки».
Старые знакомые Ъ и Ь.
Большие и маленькие (правописание имен собственных).
Слитно, раздельно, через дефис.
Почему так пишем? Что за знак дефис и его функции.
Сколько Н писать? (правописание слов с одной Н).
Сколько Н писать? (правописание слов с НН).
Как «справиться со сложными словами»?
Решение орфографических задач.
История образования и правописания числительных.
Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений).
Орфографические головоломки.
Приставки-труженицы (классификация приставок).
Слова-родственники.
Слова, «убежавшие» от первоначальных значений.
Суффиксы – большие молодцы.
Никуда без окончаний.
Волшебный клубок орфограмм.
Путешествие в страну русского языка. Итоговое занятие: «Орфография в
нашей жизни».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:






осознавать роль языка и речи в жизни людей;
уважительно относиться к русскому языку;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать
своё
отношение
к
героям
прочитанных
произведений, к их поступкам;
 стремиться к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные результаты:
 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
 учиться работать по предложенному
учителем плану.
 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме
(на уровне предложения или небольшого текста);
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
 слушать и понимать речь других;
 учиться работать в паре, группе;
 выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
 представление об основных функциях языка, о роли русского
языка как национального языка русского народа, как
государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о
роли родного языка в жизни человека и общества;
 понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и
его роли в образовании в целом;
 усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание
взаимосвязи его уровней и единиц;
 освоение базовых основ лингвистики;
 овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии русского языка, основными нормами русского
литературного языка;
 опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических
категорий языка;
 проведение различных видов анализа слова, словосочетания,
предложения и текста;
 понимание
коммуникативно-эстетических
возможностей
лексической и грамматической синонимии и использование их в
собственной речевой практике;
 осознание эстетической функции родного языка, способность
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при
анализе текстов художественной литературы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименовани
е разделов и
тем

Дорога к
письменности.
Как
люди
обходились
без письма.
2.
Орфография
как раздел
науки о
языке. Основные
принципы
русской
орфографии.
3. «Ошибкоопасн
ые места».
1.

4. Как «оседлать»
правило?

Кол-во
часов,
отводим
ых на
освоени
е
каждого
раздела
и
те
мы
1

Основное
содержани
е/ЭОР

Форма
проведен
ия
занятий

Виды
деятельнос
ти

https://rusoge.sdamgia.r
u/

Лекция

Просмотр
презентации,
составление
тезисов

1

https://rusoge.sdamgia.r
u/

Лекция с
элементами
беседы

Составление
плана

1

https://rus- Работа в парах
oge.sdamgia.r
u/
https://rusРабота в
oge.sdamgia.r
группах
u/

1

5.

Ударениеволшебник.

1

6.

Коварные
словарные
слова.
Запомни, как
писать!

1

7.

1

https://rusРабота в
oge.sdamgia.r
группах
u/
https://rus- Работа в парах
oge.sdamgia.r
u/
https://rusПрактикум с
oge.sdamgia.r элементами игр
u/
и игровых
элементов

Составление
алгоритмов
рассуждения
Работа с
некоторыми
школьными
правилами,
создание
новых
формулировок
правил.
Составление
ребусов и
шарад.
Составление
словарика
трудных слов.
Запоминание и
правильное
написание
трудных и не
поддающихся

8. Орфографическ
ий словарь –
наш главный
помощник.
9. Проверь себя.
Тест-игра.
10.

Опасные
согласные.

1

1
1

Звонкие и
глухие
«двойняшки».
12.
Старые
знакомые Ъ и Ь.

1

Большие и
маленькие
(правописание
имен
собственных).
14.
Слитно,
раздельно,
через дефис.
Почему мы так
пишем?
15.
Что за знак
дефис и его
функции.
16.
Сколько Н
писать?
(правописание
слов с одной
Н).

1

Сколько Н
писать?
(правописание
слов с НН).

1

11.

13.

17.

1

1

1
1

проверке слов.
https://rus- Самстоятельная Составление
oge.sdamgia.r
работа
орфографического
u/
словаря
https://rusТест-игра в
Решение тестов
oge.sdamgia.r
командах
u/
https://rusПрактикум с
Решение
oge.sdamgia.r элементами игр кроссвордов.
u/
и игровых
элементов
https://rusИгры на
Решение ребусов
oge.sdamgia.r
внимание.
и головоломок
u/
https://rusНаблюдение,
Анализ и
oge.sdamgia.r эксперимент.
обобщение
u/
полученной в ходе
наблюдения
информации
https://rus- Лингвистическа Написаниеие
oge.sdamgia.r
я игра
сочиненияu/
миниатюры.

Составление
алгоритмов
нахождения
правильного
написания.
https://rusПрезентация.
Написание
oge.sdamgia.r
конспекта по
u/
презентации
https://rusПрактикум с
Нахождение
oge.sdamgia.r элементами игр
подсказок,
u/
и игровых
которые
элементов
помогут легко
запомнить
правописание Н
в разных частях
речи,
лингвистические
игры.
https://rusТурнир
Нахождение
oge.sdamgia.r
подсказок,
u/
которые
помогут легко
запомнить
https://rusoge.sdamgia.r
u/

Работа с
текстом

Решение
орфографическ
их задач.

https://rusoge.sdamgia.r
u/

История
образования и
правописания
числительных.
20.
История
образования и
правописания
числительных.

https://rusoge.sdamgia.r
u/

Что вместо
имени у нас? (о
правописании
местоимений)
22.
Решение
орфографическ
их задач.

https://rusoge.sdamgia.r
u/

23. Орфографичес
кие

https://rusoge.sdamgia.r

18.

19.

21.

https://rusoge.sdamgia.r
u/

https://rusoge.sdamgia.r
u/

правописание
НН в разных
частях
речи,
лингвистические
игры.
Практикум с
Орфографичес
элементами
кий анализ
анализа
сложных и
сложносокращ
ённых
слов.
Практикум с
Решение
элементами игр орфографических
и игровых
задач.
элементов
Практикум с
Распознавание
элементами игр числительных.
и игровых
Проведение
элементов
орфографическо
го и
морфологическо
го анализ имён
числительных.
Характеристика
роли имён
числительных в
речи.
Самостоятельна
Слушание и
я работа
анализ докладов
и рефератов
учащихся.
Практикум с Создание устных
элементами
монологических
поиска
высказываний
на основе
жизненных
наблюдений,
чтения научноучебной,
художественной
и научнопопулярной
литературы.
Практикум с
Решение
элементами игр орфографические

головоломки.

u/

Приставкитруженицы
(классификаци
я приставок).
25.
Словародственники.

1

https://rusoge.sdamgia.r
u/

1

Слова,
«убежавшие»
от
первоначальны
х значений.
27. Суффиксы –
большие
молодцы.

1

https://rusoge.sdamgia.r
u/
https://rusoge.sdamgia.r
u/

24.

26.

1

28.

Никуда без
окончаний.

1

29.

Никуда без
окончаний.

1

Волшебный
клубок
орфограмм.
31. Путешествие в
страну
русского
языка.
32.
Итоговое
занятие:
«Орфография
в нашей
жизни».

1

Итоговое
занятие:
«Орфография
в нашей
жизни».
Резервное

1

30.

33.

34.

1

1

1

и игровых
элементов
Работа с
текстом

Составление
таблицы
«Классификация
приставок».
Игра-конкурс
Решение
орфографических
задач.
Работа в
Исследовательска
группах
я
работа учащихся.

https://rusПрактикум с
oge.sdamgia.r элементами игр
u/
и игровых
элементов
https://rusРабота с
oge.sdamgia.r деформированн
u/
ыми текстами.
https://rusРабота с
oge.sdamgia.r деформированн
u/
ыми текстами.
https://rusТурнир
oge.sdamgia.r
u/
https://rusВиртуальное
oge.sdamgia.r путешествие в
u/
страну русского
языка.
https://rusИгра
oge.sdamgia.r
u/

https://rusoge.sdamgia.r
u/

головоломок

Игра

Конференция

Выполнение
практических
упражнений.
Решение
орфографических
задач.
Составление
таблицы
Решение
орфографических
задач.
Написание
лингвистического
сочинения
Создание устных
монологических
высказываний
на основе
жизненных
наблюдений,
чтения научноучебной,
художественной
и научнопопулярной
литературы.
Орфографический
анализ

Слушание и

занятие.
Итого по
разделу
Итого

анализ проектов
33ч
34ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».