КВД Разговоры о важном 5-9

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ 68 с углубленным изучением отдельных предметов

«РАССМОТРЕНО»

«ПРИНЯТО»

«УТВЕРЖДЕНО»

ШМО учителей-предметников
МАОУ СОШ № 68 с УИОП

Педагогический совет
МАОУ СОШ № 68 с УИОП

Директор
МАОУ СОШ № 68 с УИОП

Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.

Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.

Приказ № 164-О
от «29» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
для обучающихся 5-9 классов

Екатеринбург 2024

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОРЫ О
ВАЖНОМ»
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную
мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы,
деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что
внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной
организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их
назначения и целей. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на
нравственное, социальное развитие ребенка.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную
мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы,
деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что
внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной
организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их
назначения и целей.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность
педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие ребёнка. Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки
содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно
добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения
нового термина или понятия. В течение учебного года обучающиеся много раз будут
возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному
осознанному их принятию. Наличие сценариев внеурочных занятий не означает
формального следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается в
сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности
территории, где функционирует данная образовательная организация. Обязательно
учитывается и уровень развития школьников, их интересы и потребности. При
необходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить
(изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнять которые предлагается
вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной,
интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого;
используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную,
поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача
педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и
выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Государственного флага Российской Федерации, слушанием (исп олнением)
Государственного гимна Российской Федерации.
Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся
расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия. При подготовке к
занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и методическими
комментариями к нему. Необходимо обратить внимание на три структурные части
сценария: первая часть – мотивационная, вторая часть – основная, третья часть –
заключительная.
Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы занятия,
выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра

видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную
часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся:
интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы,
обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой
(дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций,
художественное творчество).
Содержание занятий курса.
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь образ будущего – значит иметь ориентир,
направление движения, позитивный образ будущего задаёт жизни определённость и
наполняет её смыслами. Образ будущего страны – сильная и независимая Россия.
Будущее страны зависит от каждого из нас уже сейчас. Образование – фундамент
будущего. Знания – это возможность найти своё место в обществе и быть полезным
людям и стране. Россия – страна возможностей, где каждый может реализовать свои
способности и внести вклад в будущее страны.
Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС.
Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее мировое
агентство, одна из самых цитируемых новостных служб страны. Агентство неоднократно
меняло названия, но всегда неизменными оставались его государственный статус и
функции – быть источником 16 достоверной информации о России для всего мира. В век
информации крайне важен навык критического мышления. Необходимо уметь
анализировать и оценивать информацию, распознавать фейки и не распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая российская
компания, с большой историей, обеспечивающая пассажирские и транспортные
перевозки. Российские железные дороги вносят огромный вклад в совершенствование
экономики страны. Железнодорожный транспорт – самый устойчивый и надёжный для
пассажиров: всепогодный, безопасный и круглогодичный. Развитие транспортной сферы
стратегически важно для будущего страны, а профессии в этих направлениях очень
перспективны и востребованы.
Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль промышленности
нашей страны, главной задачей которой является производство продуктов питания.
Агропромышленный комплекс России выполняет важнейшую миссию по обеспечению
всех россиян продовольствием, а его мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть
всего населения планеты. Сельское хозяйство – это отрасль, которая объединила в себе
традиции нашего народа с современными технологиями: роботами, информационными
системами,
цифровыми
устройствами.
Разноплановость
и
востребованность
сельскохозяйственных профессий, технологичность и экономическая привлекательность
отрасли (агрохолдинги, фермерские хозяйства и т. п.).
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий. Назначение
учителя – социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. В
разные исторические времена труд учителя уважаем, социально значим, оказывает
влияние на развитие образования членов общества. Учитель – советчик, помощник,
участник познавательной деятельности школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России.
Знание истории страны, историческая правда, сохранение исторической памяти – основа
мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить роль России в мировой
истории – одна из стратегий информационной войны против нашей страны.
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность за себя,
своих близких и свою страну. Активная жизненная позиция, созидательный подход к
жизни, умение принимать решения и осознавать их значение, жить в соответствии с

духовно-нравственными ценностями общества – основа взрослого человека. Финансовая
самостоятельность и финансовая грамотность.
Как создать крепкую семью. День отца. Семья как ценность для каждого
гражданина страны. Знания и навыки для построения крепкой семьи в будущем. Почему
важна крепкая семья? Преемственность поколений: семейные ценности и традиции
(любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей). Память о
предшествующих поколениях семьи. Особое отношение к старшему поколению,
проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство – качество,
объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи гостей, кулинарные
традиции народов России. Путешествие по России – это знакомство с культурой, историей
и традициями разных народов. Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой
которого являются поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями
местной кухни и кулинарных традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная
ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества. Ни одно
государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета страны, основной
источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём будущее страны, процветание
России. Каким будет мой личный вклад в общее дело?
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего
человека, способного оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие. Добрые
дела граждан России: благотворительность и пожертвование как проявление добрых
чувств и заботы об окружающих. Здоровый образ жизни как забота о себе и об
окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в доме,
хранительница семейного очага, воспитательница детей. У России женское лицо, образ
«Родины-матери». Материнство – это счастье и ответственность. Многодетные матери:
примеры из истории и современной жизни. «Мать-героиня» – высшее звание Российской
Федерации. Материнство как особая миссия. Роль материнства в будущем страны. Защита
материнства на государственном уровне.
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр? Деятельность
волонтёров как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и
современной жизни. Милосердие и забота – качества волонтёров. Направления
волонтёрской деятельности: экологическое, социальное, медицинское, цифровое и т. д.
День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и мужественные
люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны. Качества героя –
человека, ценою собственной жизни и здоровья спасающего других: смелость и отвага,
самопожертвование и ответственность за судьбу других. Проявление уважения к героям,
стремление воспитывать у себя волевые качества: смелость, решительность, стремление
прийти на помощь. Участники СВО – защитники будущего нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод российских
законов от древних времён до наших дней. Законодательная власть в России. От
инициативы людей до закона: как появляется закон? Работа депутатов: от проблемы – к
решению (позитивные примеры). Участие молодёжи в законотворческом процессе.
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все народы
России. Новый год – любимый семейный праздник. История возникновения новогоднего
праздника в России. Участие детей в подготовке и встрече Нового года. Подарки и
пожелания на Новый год. История создания новогодних игрушек. О чём люди мечтают в
Новый год.
День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том числе
редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той или иной степени

связан с печатью. Российские традиции издательского дела, история праздника.
Информационные источники формируют общественное мнение. Профессиональная этика
журналиста. Издание печатных средств информации – коллективный труд людей многих
профессий. Зачем нужны школьные газеты? Школьные средства массовой информации.
День студента. День российского студенчества: история праздника и его традиции.
История основания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Студенческие годы – это путь к овладению профессией, возможность для творчества и
самореализации. Перспективы получения высшего образования. Как сделать выбор?
Студенчество и технологический прорыв.
БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в современном
мире. БРИКС – символ многополярности мира. Единство и многообразие стран БРИКС.
Взаимная поддержка помогает государствам развивать торговлю и экономику,
обмениваться знаниями и опытом в различных сферах жизни общества. Россия успешно
развивает контакты с широким кругом союзников и партнёров. Значение российской
культуры для всего мира.
Бизнес и технологическое предпринимательство. Экономика: от структуры
хозяйства к управленческим решениям. Что сегодня делается для успешного развития
экономики России? Цифровая экономика – это деятельность, в основе которой лежит
работа с цифровыми технологиями. Какое значение имеет использование цифровой
экономики для развития страны? Механизмы цифровой экономики. Технологическое
предпринимательство как особая сфера бизнеса. Значимость технологического
предпринимательства для будущего страны и её технологического суверенитета.
Искусственный
интеллект
и
человек.
Стратегия
взаимодействия.
Искусственный интеллект – стратегическая отрасль в России, оптимизирующая процессы
и повышающая эффективность производства. Искусственный интеллект – помощник
человека. ИИ помогает только при условии, если сам человек обладает хорошими
знаниями и критическим мышлением. Степень ответственности тех, кто обучает ИИ.
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова. День
защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает
сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина Российской Федерации, проявление
любви к родной земле, Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня рождения
великого русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества российского воина: смелость,
героизм, самопожертвование.
Арктика – территория развития. Арктика – стратегическая территория развития
страны. Почему для России важно осваивать Арктику? Артика – ресурсная база России.
Российские исследователи Арктики. Россия – мировой лидер атомной отрасли. Атомный
ледокольный флот, развитие Северного морского пути. Знакомство с проектами развития
Арктики.
Международный женский день. Международный женский день – праздник
благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе – труженица, мать,
воспитатель детей. Великие женщины в истории России. Выдающиеся женщины ХХ века,
прославившие Россию.
Массовый спорт в России. Развитие массового спорта – вклад в благополучие и
здоровье нации, будущие поколения страны. Здоровый образ жизни, забота о собственном
здоровье, спорт как важнейшая часть жизни современного человека. Условия развития
массового спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека.
История и традиции Артека. После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией Артек
– это уникальный и современный комплекс из 9 лагерей, работающих круглый год. Артек
– пространство для творчества, саморазвития и самореализации.

Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И.
Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога между поколениями и
народами. Роль музыки в жизни человека: музыка сопровождает человека с рождения до
конца жизни. Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Россия – страна с
богатым культурным наследием, страна великих композиторов, писателей, художников,
признанных во всём мире. Произведения П.И. Чайковского, служение своей стране
творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия – великая и
уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим своими природными,
экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному краю, способность любоваться
природой и беречь её – часть любви к Отчизне. Патриот честно трудится, заботится о
процветании своей страны, уважает её историю и культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам понять, как
возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической отрасли. Полёты в
космос – это результат огромного труда большого коллектива учёных, рабочих,
космонавтов, которые обеспечили первенство нашей Родины в освоении космического
пространства. В условиях невесомости космонавты проводят сложные научные
эксперименты, что позволяет российской науке продвигаться в освоении новых
материалов и создании новых технологий.
Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества и каждого
человека. Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная история развития
российской гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и лётчиков испытателей первых российских самолётов. Мировые рекорды российских лётчиков.
Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией.
Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет государственной
политики страны. Современные поликлиники и больницы. Достижения российской
медицины. Технологии будущего в области медицины. Профессия врача играет ключевую
роль в поддержании и улучшении здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто
профессия, это настоящее призвание, требующее не только знаний, но и человеческого
сочувствия, служения обществу. Волонтёры-медики. Преемственность поколений и
профессия человека: семейные династии врачей России.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека и развития
общества. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым и настойчивым, не
бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова), находить пути их преодоления.
Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужно много трудиться. Профессии будущего: что
будет нужно стране, когда я вырасту?
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы – священная
дата, память о которой передаётся от поколения к поколению. Историческая память:
память о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Важно помнить
нашу историю и чтить память всех людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк.
Страницы героического прошлого, которые нельзя забывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций. Детские
общественные организации разных поколений объединяли и объединяют активных,
целеустремлённых ребят. Участники детских общественных организаций находят друзей,
вместе делают полезные дела и ощущают себя частью большого коллектива. Участие в
общественном движении детей и молодежи, знакомство с различными проектами.
Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие нравственные
ориентиры для человека и общества. Духовно-нравственные ценности России,
объединяющие всех граждан страны.
В заключительной части подводятся итоги занятия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны; неприятие любых
форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в
жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность к
участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в
ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России; формирование ценностного отношения к достижениям своей
Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа; уважение к государственным символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм
с учётом осознания последствий поступков; свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества. В сфере физического
воспитания: осознание ценности жизни; соблюдение правил безопасности, в том числе
навыков безопасного поведения в интернет среде; способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать своё эмоциональное
состояние и эмоциональное состояние других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием; формирование навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач; осознание важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности. В сфере экологического воспитания:
ориентация на применение знаний социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных

последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры,
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную
систему научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными
навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды, открытость опыту и знаниям
других; повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе развитие умения учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных
знаний и компетентностей, планировать своё развитие; развитие умений анализировать и
выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; развитие умения оценивать свои
действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления
вызовов, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; применять различные
методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из
источников с учётом предложенной 40 учебной задачи и заданных критериев; выбирать,
анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно
выбирать оптимальную форму представления информации, оценивать надёжность
информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно, систематизировать информацию.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои

суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать
мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнениями, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт
по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями:
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решений в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать ответственность за
решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять
причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать
соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать причины эмоций,
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого,
регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его
мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и
других, не осуждая; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметн ых
областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном».
Русский язык: совершенствование различных видов устной и письменной речевой
деятельности; формирование умений речевого взаимодействия: создание устных
монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений,
чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы; участие в
диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации,
сообщение информации; овладение различными видами чтения (просмотровым,
ознакомительным, изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию
текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной
форме содержания текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и
скрытой информации в тексте, извлечение информации из различных источников, её
осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и
её роли в формировании гражданственности и патриотизма, укреплении единства
многонационального народа Российской Федерации; понимание специфики литературы
как вида искусства, принципиальных отличий художественного текста от текста научного,

делового, публицистического; овладение умениями воспринимать, анализировать,
интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира,
отражённую в литературных произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них
художественных смыслов; овладение умением пересказывать прочитанное произведение,
используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по
прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту; развитие умений
участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на литературные темы,
соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии,
давать аргументированную оценку прочитанному. Иностранный язык: развитие умений
сравнивать, находить сходства и отличия в культуре и традициях народов России и других
стран.
Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной эксплуатации
технических средств информационно-коммуникационных технологий; развитие умения
соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с
приложениями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии
поведения в сети.
История: формирование умений соотносить события истории разных стран и
народов с историческими периодами, событиями региональной и мировой истории,
события истории родного края и истории России, определять современников
исторических событий, явлений, процессов; развитие умений выявлять особенности
развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи;
формирование умения рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах
истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя
понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат,
исторических понятий; развитие умений выявлять существенные черты и характерные
признаки исторических событий, явлений, процессов, устанавливать причинноследственные, пространственные, временны́ е связи исторических событий, явлений,
процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями
XX – начала XXI вв.; формирование умения определять и аргументировать собственную
или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе
используя источники разных типов; приобретение опыта взаимодействия с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур,
уважения к историческому наследию народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о социальных свойствах
человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как
базового социального института, о характерных чертах общества, о содержании и
значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, о процессах и
явлениях в экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни
общества, об основах конституционного строя и организации государственной власти в
Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том
числе несовершеннолетнего), о системе образования в Российской Федерации, об основах
государственной бюджетной и денежно-кредитной, социальной политики, политики в
сфере культуры и образования, противодействии коррупции в Российской Федерации,
обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и
экстремизма; развитие умения характеризовать традиционные российские духовно нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод челов ека,
семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности,
гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое
единство народов России, преемственность истории нашей Родины); формирован ие

умения сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) деятельность
людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни,
их элементы и основные функции; развитие умений устанавливать и объяснять
взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной
жизни, их элементов и основных функций, включая взаимодействие общества и природы,
человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства, связи
политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; развитие
умения использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного)
сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; развитие
умений с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный
социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и
норм своё отношение к явлениям, процессам социальной действительности; развивать
умения анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически
оценивать социальную информацию, соотносить её с собственными знаниями о
моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом;
развитие умений оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм,
экономической
рациональности;
осознание
неприемлемости
всех
форм
антиобщественного поведения; осознание ценности культуры и традиций народов России.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных
свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качеств а
жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных
практических задач своего населённого пункта, Российской Федерации, мирового
сообщества, в том числе задачи устойчивого развития; формирование умения
устанавливать взаимосвязи
между изученными природными, социальными и
экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими
явлениями и процессами; развитие умения оценивать характер взаимодействия
деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с
точки зрения концепции устойчивого развития.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5-9 КЛАССЫ
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество
Основное содержание
часов

1

Образ будущего. Ко
Дню знаний.

1

2

Век информации. 120
лет
Информационному
агентству России
ТАСС.

1

3

Дорогами России.

1

Иметь образ будущего – значит иметь
ориентир, направление движения, позитивный
образ будущего задаёт жизни определённость и
наполняет её смыслами. Образ будущего
страны – сильная и независимая Россия.
Будущее страны зависит от каждого из нас уже
сейчас. Образование – фундамент будущего.
Знания – это возможность найти своё место в
обществе и быть полезным людям и стране.
Россия – страна возможностей, где каждый
может реализовать свои способности и внести
вклад в будущее страны.
Информационное
телеграфное
агентство
России (ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее
мировое агентство, одна из самых цитируемых
новостных
служб
страны.
Агентство
неоднократно меняло названия, но всегда
неизменными оставались его государственный
статус и функции – быть источником 16
достоверной информации о России для всего
мира. В век информации крайне важен навык
критического мышления. Необходимо уметь
анализировать и оценивать информацию,
распознавать фейки и не распространять их.
«Российские железные дороги» – крупнейшая
российская компания, с большой историей,
обеспечивающая пассажирские и транспортные

Основные
виды
деятельности

Цифровые ресурсы

Беседа
с
https://razgovor.edsoo.ru/
обучающимися

Беседа
с
https://razgovor.edsoo.ru/
обучающимися

Беседа
с
https://razgovor.edsoo.ru/
обучающимися

4

Путь зерна

1

5

День учителя.

1

перевозки. Российские железные дороги вносят
огромный
вклад
в
совершенствование
экономики
страны.
Железнодорожный
транспорт – самый устойчивый и надёжный для
пассажиров: всепогодный, безопасный и
круглогодичный. Развитие транспортной сферы
стратегически важно для будущего страны, а
профессии в этих направлениях очень
перспективны и востребованы.
Российское сельское хозяйство – ключевая
отрасль промышленности нашей страны,
главной задачей которой является производство
продуктов
питания.
Агропромышленный
комплекс России выполняет важнейшую
миссию по обеспечению всех россиян
продовольствием, а его мощности позволяют
обеспечивать пшеницей треть всего населения
планеты. Сельское хозяйство – это отрасль,
которая объединила в себе традиции нашего
народа
с
современными
технологиями:
роботами,
информационными
системами,
цифровыми устройствами. Разноплановость и
востребованность
сельскохозяйственных
профессий, технологичность и экономическая
привлекательность отрасли (агрохолдинги,
фермерские хозяйства и т. п.).
Учитель – одна из важнейших в обществе
профессий. Назначение учителя – социальное
служение,
образование
и
воспитание
подрастающего
поколения.
В
разные
исторические времена труд учителя уважаем,
социально значим, оказывает влияние на
развитие образования членов общества.
Учитель – советчик, помощник, участник

Беседа
с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа
с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

6

Легенды о России

1

7

Что значит быть
взрослым?

1

8

Как создать крепкую
семью.

1

9

Гостеприимная
Россия. Ко Дню
народного единства.

1

познавательной деятельности школьников.
Любовь к Родине, патриотизм – качества
гражданина России. Знание истории страны,
историческая правда, сохранение исторической
памяти
–
основа
мировоззренческого
суверенитета страны. Попытки исказить роль
России в мировой истории – одна из стратегий
информационной войны против нашей страны.
Быть взрослым – это нести ответственность за
себя, своих близких и свою страну. Активная
жизненная позиция, созидательный подход к
жизни, умение принимать решения и
осознавать их значение, жить в соответствии с
духовно-нравственными ценностями общества
– основа взрослого человека. Финансовая
самостоятельность и финансовая грамотность.
День отца. Семья как ценность для каждого
гражданина страны. Знания и навыки для
построения крепкой семьи в будущем. Почему
важна крепкая семья? Преемственность
поколений: семейные ценности и традиции
(любовь, взаимопонимание, участие в семейном
хозяйстве, воспитании детей). Память о
предшествующих поколениях семьи. Особое
отношение к старшему поколению, проявление
действенного уважения, внимания к бабушкам
и дедушкам, забота о них.
Гостеприимство – качество, объединяющее все
народы России. Семейные традиции встречи
гостей, кулинарные традиции народов России.
Путешествие по России – это знакомство с
культурой, историей и традициями разных
народов. Гастрономический туризм – это вид
путешествий, основой которого являются

Беседа
с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа
с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа
с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа
с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

10

Твой вклад в общее
дело.

1

11

С заботой к себе и
окружающим.

1

12

День матери.

1

13

Миссия-милосердие
(ко Дню волонтёра).

1

поездки туристов по стране с целью знакомства
с особенностями местной кухни и кулинарных
традиций.
Уплата налогов – это коллективная и личная
ответственность,
вклад
гражданина
в
благополучие государства и общества. Ни одно
государство не может обойтись без налогов, это
основа бюджета страны, основной источник
дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём
будущее страны, процветание России. Каким
будет мой личный вклад в общее дело?
Доброта и забота – качества настоящего
человека, способного оказывать помощь и
поддержку, проявлять милосердие. Добрые
дела граждан России: благотворительность и
пожертвование как проявление добрых чувств и
заботы об окружающих. Здоровый образ жизни
как забота о себе и об окружающих.
Мать, мама – главные в жизни человека слова.
Мать – хозяйка в доме, хранительница
семейного очага, воспитательница детей. У
России женское лицо, образ «Родины-матери».
Материнство – это счастье и ответственность.
Многодетные матери: примеры из истории и
современной жизни. «Мать-героиня» – высшее
звание Российской Федерации. Материнство
как особая миссия. Роль материнства в
будущем страны. Защита материнства на
государственном уровне.
Кто такой волонтёр? Деятельность волонтёров
как социальное служение в военное и мирное
время: примеры из истории и современной
жизни. Милосердие и забота – качества
волонтёров.
Направления
волонтёрской

Беседа
с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа
с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа
с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа
с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

14

День Героев
Отечества.

1

15

Как пишут законы?

1

16

Одна страна – одни
традиции.

1

17

День российской
печати.

1

деятельности:
экологическое,
социальное,
медицинское, цифровое и т. д.
Герои Отечества – это самоотверженные и
мужественные люди, которые любят свою
Родину и трудятся во благо Отчизны. Качества
героя – человека, ценою собственной жизни и
здоровья спасающего других: смелость и
отвага, самопожертвование и ответственность
за судьбу других. Проявление уважения к
героям, стремление воспитывать у себя волевые
качества: смелость, решительность, стремление
прийти на помощь. Участники СВО –
защитники будущего нашей страны.
Для чего нужны законы? Как менялся свод
российских законов от древних времён до
наших дней. Законодательная власть в России.
От инициативы людей до закона: как
появляется закон? Работа депутатов: от
проблемы – к решению (позитивные примеры).
Участие
молодёжи
в законотворческом
процессе.
Новогодние традиции, объединяющие все
народы России. Новый год – любимый
семейный праздник. История возникновения
новогоднего праздника в России. Участие детей
в подготовке и встрече Нового года. Подарки и
пожелания на Новый год. История создания
новогодних игрушек. О чём люди мечтают в
Новый год.
Праздник посвящён работникам печати, в том
числе редакторам, журналистам, издателям,
корректорам, – всем, кто в той или иной
степени связан с печатью. Российские традиции
издательского
дела, история праздника.

Беседа
с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа
с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа
с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа
с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

18

День студента.

1

19

БРИКС (тема о
международных
отношениях).

1

20

Бизнес и
технологическое
предпринимательство.

1

Информационные
источники
формируют
общественное мнение. Профессиональная этика
журналиста.
Издание
печатных средств
информации – коллективный труд людей
многих профессий. Зачем нужны школьные
газеты?
Школьные
средства
массовой
информации.
День российского студенчества: история
праздника и его традиции. История основания
Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова. Студенческие годы –
это путь к овладению профессией, возможность
для творчества и самореализации. Перспективы
получения высшего образования. Как сделать
выбор? Студенчество и технологический
прорыв.
Роль нашей страны в современном мире.
БРИКС – символ многополярности мира.
Единство и многообразие стран БРИКС.
Взаимная поддержка помогает государствам
развивать торговлю и экономику, обмениваться
знаниями и опытом в различных сферах жизни
общества. Россия успешно развивает контакты
с широким кругом союзников и партнёров.
Значение российской культуры для всего мира.
Экономика: от структуры хозяйства к
управленческим решениям. Что сегодня
делается для успешного развития экономики
России?
Цифровая
экономика
–
это
деятельность, в основе которой лежит работа с
цифровыми технологиями. Какое значение
имеет использование цифровой экономики для
развития страны? Механизмы цифровой
экономики.
Технологическое

Беседа
с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа
с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа
с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

21

Искусственный
интеллект и человек.
Стратегия
взаимодействия.

1

22

Что значит служить
Отечеству? 280 лет со
дня рождения Ф.
Ушакова.

1

23

Арктика – территория
развития.

1

24

Международный
женский день.

1

предпринимательство
как особая
сфера
бизнеса.
Значимость
технологического
предпринимательства для будущего страны и её
технологического суверенитета.
Искусственный интеллект – стратегическая
отрасль в России, оптимизирующая процессы и
повышающая эффективность производства.
Искусственный
интеллект
–
помощник
человека. ИИ помогает только при условии,
если сам человек обладает хорошими знаниями
и
критическим
мышлением.
Степень
ответственности тех, кто обучает ИИ.
День защитника Отечества: исторические
традиции. Профессия военного: кто её
выбирает сегодня. Защита Отечества –
обязанность
гражданина
Российской
Федерации, проявление любви к родной земле,
Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со
дня рождения великого русского флотоводца
Ф.Ф. Ушакова. Качества российского воина:
смелость, героизм, самопожертвование.
Арктика – стратегическая территория развития
страны. Почему для России важно осваивать
Арктику? Артика – ресурсная база России.
Российские исследователи Арктики. Россия –
мировой лидер атомной отрасли. Атомный
ледокольный флот, развитие Северного
морского пути. Знакомство с проектами
развития Арктики.
Международный женский день – праздник
благодарности и любви к женщине. Женщина в
современном обществе – труженица, мать,
воспитатель детей. Великие женщины в
истории России. Выдающиеся женщины ХХ

Беседа
с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа
с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа
с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа
с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

25

Массовый спорт в
России.

1

26

День воссоединения
Крыма и Севастополя
с Россией. 100-летие
Артека.

1

27

Служение
творчеством. Зачем
людям искусство? 185
лет со дня рождения
П.И. Чайковского.

1

28

Моя малая Родина
(региональный и
местный компонент).

1

29

Герои космической

1

века, прославившие Россию.
Развитие массового спорта – вклад в
благополучие и здоровье нации, будущие
поколения страны. Здоровый образ жизни,
забота о собственном здоровье, спорт как
важнейшая
часть
жизни
современного
человека. Условия развития массового спорта в
России.
История
и
традиции
Артека.
После
воссоединения Крыма и Севастополя с Россией
Артек – это уникальный и современный
комплекс из 9 лагерей, работающих круглый
год. Артек – пространство для творчества,
саморазвития и самореализации.
Искусство – это способ общения и диалога
между поколениями и народами. Роль музыки в
жизни человека: музыка сопровождает человека
с рождения до конца жизни. Способность
слушать, воспринимать и понимать музыку.
Россия – страна с богатым культурным
наследием, страна великих композиторов,
писателей, художников, признанных во всём
мире.
Произведения
П.И. Чайковского,
служение своей стране творчеством.
Россия – великая и уникальная страна, каждый
из её регионов прекрасен и неповторим своими
природными, экономическими и другими
ресурсами.
Любовь
к
родному краю,
способность любоваться природой и беречь её –
часть любви к Отчизне. Патриот честно
трудится, заботится о процветании своей
страны, уважает её историю и культуру.
Исследования космоса помогают нам понять,

Беседа
с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа
с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа
с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа
с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа

https://razgovor.edsoo.ru/

с

отрасли.

30

Гражданская авиация
России.

1

31

Медицина России.

1

32

Что такое успех? (ко

1

как возникла наша Вселенная. Россия – лидер в
развитии космической отрасли. Полёты в
космос – это результат огромного труда
большого
коллектива
учёных,
рабочих,
космонавтов, которые обеспечили первенство
нашей Родины в освоении космического
пространства.
В
условиях
невесомости
космонавты проводят сложные научные
эксперименты, что позволяет российской науке
продвигаться в освоении новых материалов и
создании новых технологий.
Значение авиации для жизни общества и
каждого человека. Как мечта летать изменила
жизнь человека. Легендарная история развития
российской гражданской авиации. Героизм
конструкторов,
инженеров
и
лётчиковиспытателей первых российских самолётов.
Мировые рекорды российских лётчиков.
Современное
авиастроение.
Профессии,
связанные с авиацией.
Охрана здоровья граждан России – приоритет
государственной
политики
страны.
Современные поликлиники и больницы.
Достижения российской медицины. Технологии
будущего в области медицины. Профессия
врача играет ключевую роль в поддержании и
улучшении здоровья людей и их уровня жизни.
Врач – не просто профессия, это настоящее
призвание, требующее не только знаний, но и
человеческого сочувствия, служения обществу.
Волонтёры-медики.
Преемственность
поколений и профессия человека: семейные
династии врачей России.
Труд – основа жизни человека и развития

обучающимися

Беседа
с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа
с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа

https://razgovor.edsoo.ru/

с

Дню труда).

33

80-летие Победы в
Великой
Отечественной войне.

1

34

Жизнь в Движении.

1

35

Ценности, которые
нас объединяют.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

35

общества. Человек должен иметь знания и
умения, быть терпеливым и настойчивым, не
бояться трудностей (труд и трудно –
однокоренные слова), находить пути их
преодоления. Чтобы добиться долгосрочного
успеха, нужно много трудиться. Профессии
будущего: что будет нужно стране, когда я
вырасту?
День Победы – священная дата, память о
которой передаётся от поколения к поколению.
Историческая память: память о подвиге нашего
народа в годы Великой Отечественной войны.
Важно помнить нашу историю и чтить память
всех людей, перенёсших тяготы войны.
Бессмертный полк. Страницы героического
прошлого, которые нельзя забывать.
19 мая – День детских общественных
организаций.
Детские
общественные
организации разных поколений объединяли и
объединяют
активных,
целеустремлённых
ребят. Участники детских общественных
организаций находят друзей, вместе делают
полезные дела и ощущают себя частью
большого коллектива. Участие в общественном
движении детей и молодежи, знакомство с
различными проектами.
Ценности – это важнейшие нравственные
ориентиры для человека и общества. Духовнонравственные ценности России, объединяющие
всех граждан страны.

обучающимися

Беседа
с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа
с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа
с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».