УКВД Практикум по написанию сочинений и изложений 9

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ 68 с углубленным изучением отдельных предметов

«РАССМОТРЕНО»

«ПРИНЯТО»

«УТВЕРЖДЕНО»

ШМО учителей-предметников
МАОУ СОШ № 68 с УИОП

Педагогический совет
МАОУ СОШ № 68 с УИОП

Директор
МАОУ СОШ № 68 с УИОП

Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.

Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.

Приказ № 164-О
от «29» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«Практикум по написанию сочинений и изложений»
для обучающихся 9 классов

Екатеринбург 2024г

Актуальность программы «Практикум по написанию сочинений и изложений»
Актуальность данного курса достаточно высока, так как он готовит обучающихся к
одной из самых сложных частей государственного экзамена по русскому языку –
написанию изложения и сочинения-рассуждения. Данному виду работы по развитию речи
в программе русского языка 5-9 класса уделяется недостаточное внимание, что не дает
возможности должным образом подготовить учащихся к выполнению задания 1 и 13.3
ОГЭ. Ситуация осложняется еще и тем, что учащиеся должны быть готовы к написанию
двух форм работы: изложения и трех видов сочинения-рассуждения: сочинение –
рассуждение на лингвистическую тему (13.1); сочинение – рассуждение, связанное с
анализом текста (13.2); сочинение – рассуждение на морально – этическую тему (13.3).
Актуальность программы состоит ещё и в том, что она обеспечивает понимание системы
знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование
речевой культуры.
Цель курса «Практикум по написанию сочинений и изложений»: обеспечить
обучающимся 9-х классов качественную подготовку к прохождению итоговой
аттестации по русскому языку, а именно: совершенствовать и развивать умение
конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения на
заданную тему.
Основные задачи курса «Практикум по написанию сочинений и изложений» –
-учить адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную
мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
-учить обрабатывать информацию звучащего текста;
познакомить с основными приемами сжатия текста (исключение, обобщение,
упрощение);
-учить сжато излагать содержание прослушанного текста;
-учить анализировать содержание читаемого текста;
развивать умение формулировать собственное мнение и аргументировано его
доказывать; развивать умение структурировать собственный текст и композиционно
правильно оформлять письменную работу;
-учить ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста
собственного сочинения;
развивать умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии
с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;
-учить и использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции
и лексическое богатство языка;
-учить оформлять речь в соответствии с орфографическими пунктуационными и
грамматическими и речевыми нормами.
Место курса «Практикум по написанию сочинений и изложений».
Программа курса рассчитана на 34 часа, которые могут быть реализованы в
течение одного учебного года в составе обучающихся 9 классов. Программа является
содержательным и методическим ориентиром для составления педагогами рабочих
программ и их реализации во внеурочной деятельности. Предложенные в программе
элементы содержания и алгоритм деятельности обучающихся могут быть
конкретизированы (детализированы или обобщены) с учетом преобладающего
возрастного состава учебной группы, условий школьной информационно-образовательной
среды и возможностей доступа к работе с краеведческими материалами. При проведении
занятий предусмотрены такие формы и методы работы, как:1) объяснительноиллюстративный; 2) репродуктивный; 3) проблемное изложение изучаемого материала; 4)
частично-поисковый или эвристический; 5) исследовательский. Используемые

технологии: 1) развивающее обучение; 2) проблемное; 3) развитие критического
мышления через чтение и письмо; 4) здоровье сберегающие.
Особенностью программы является привлечение и активное использование в
образовательном процессе традиционных источников информации и современных
цифровых информационных ресурсов.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания Программа курса
разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания,
предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов, нацелена
на достижение всех основных групп образовательных результатов – личностных,
метапредметных, предметных.
СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОГО

КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПРАКТИКУМ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ И ИЗЛОЖЕНИЯ»
Тема 1. Введение. Значение курса, его задачи (1 час).
Тема 2. Сжатое изложение (9 ч)
Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку.
Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Работа с бланками ответов,
демонстрационным вариантом ОГЭ. Знакомство со структурными особенностями сжатого
изложения. Работа с текстом, границы микротем исходного текста, определение темы,
идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство и отработка основных приёмов компрессии
исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы.
Тема 3. Типы текста (1 ч)
Отличительные признаки типов речи
Тема 4. Стилистические особенности текста типа рассуждения (1 ч)
Стилистические особенности текста типа рассуждения.
Тема 5. Структура текста – рассуждения (1 ч)
Структура текста – рассуждения. Особенности текста типа рассуждения, структура
текста, композиция текста типа рассуждения. Композиция, вступление, основная часть,
аргументы, заключение
Тема 6. Опорные слова для построения текста сочинения-рассуждения (2 часа)
Опорные слова для построения текста сочинения-рассуждения
Признаки текста. Виды связи предложений в тексте. Стиль и тип текста.
Тема 7. Сочинение на лингвистическую тему (8 часов)
Структура текста на лингвистическую тему. Аргументы лингвистического характера.
Речевые ошибки. Речевые «формулы» для обучения сочинению на лингвистическую тему.
Тема 8. Сочинение на морально-этическую тему (8 часов)
Выразительные средства языка. Структура текста рассуждения. Тезис, аргументы, вывод.
Тема и основная мысль. Тезисы на морально-этическую тему
Тема 9. Типы речевых и грамматических ошибок (2 часа).
Разграничение речевых и грамматических ошибок.
Тема 10. Итоговое занятие
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРАКТИКУМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ И
ИЗЛОЖЕНИЯ»
Содержание программы «Памятные места моего края» направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа;









осознание эстетической ценности русского языка;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
готовность к самостоятельной творческой деятельности;
толерантное сознание и поведение в обществе;
навыки сотрудничества со сверстниками;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
готовность и способность к самообразованию.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Познавательные УУД:
 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
 владение разными видами чтения;
 способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
 овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
 умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
 способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате
чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
 способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
 способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
 умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Регулятивные УУД:
 применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
 способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам;
 применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном
уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).
Коммуникативные УУД:
 коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого
общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
 овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской
Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о
связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества.
2. Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей
личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования.
3. Владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста,
основной и дополнительной информации);
 владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим)
текстов разных стилей и жанров;
 владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы),
приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
 способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в
том числе и на электронных носителях;

 адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами
аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с
выборочным извлечением информации);
 умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к
определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств.
Говорение и письмо:
 умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с
заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
 способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие
теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
 умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла,
адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо,
расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию
языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
 владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников
с небольшими сообщениями, докладом;
 соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное
использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил
орфографии и пунктуации;
 способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно
пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
 осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её
содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных
коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
4. Усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц.
5. Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные
единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи.
6.
Проведение
различных
видов
анализа
слова
(фонетический,
морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания
и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры,
принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей
языкового оформления, использования выразительных средств языка.
7. Осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону
речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование
разделов
и
тем

1

2

1

Значение курса,
его задачи

Кол-во
часов,
отводимых
на
освоение
каждого
раздела и
темы
3
1

Основное
содержание/
ЭОР

Форма
проведения
занятий

4
5
Раздел «Введение» 1ч
https://rusЛекция
oge.sdamgia.ru/

Виды
деятельности

Написание конспекта

2

3

4

5

6

7

Знакомство с
тестом в
формате ОГЭ.
Комментарий
заданий
Знакомство со
структурными
особенностями
сжатого
изложения
Текст. Основное
содержание
текста. Тема и
микротемы
текста
Текст. Основное
содержание
текста. Тема и
микротемы
текста
Смысловая
цельность
изложения.
Абзацное
членение
Способы
сжатия текста

Способы
сжатия текста.
Обобщение,
исключение,
упрощение
9
Практическая
работа.
Отработка
навыков
написания
сжатого
изложения
8

Раздел « Сжатое изложение» 9ч
1
https://rus- Работа с текстом Составление плана
oge.sdamgia.ru/

1

https://rusoge.sdamgia.ru/

Презентация

Составление плана

1

https://rusoge.sdamgia.ru/

Работа в парах

Практическая
работа.

1

https://rusoge.sdamgia.ru/

Работа в парах

Практическая
работа.

1

https://rusoge.sdamgia.ru/

Работа в парах

Практическая
работа.

1

https://rusРабота в группах
Коллективное
oge.sdamgia.ru/
выполнение заданий
по дидактическому
материалу с
последующей
взаимопроверкой.
https://rusРабота в парах
Практическая
oge.sdamgia.ru/
работа.

1

1

https://rusoge.sdamgia.ru/

Работа в парах

Раздел «Типы текста» 1ч
https://rusПрезентация
oge.sdamgia.ru/

Практическая
работа.

10 Отличительные
1
Составление плана
признаки типов
речи
Раздел «Стилистические особенности текста типа рассуждения» 1ч
11 Стилистические
1
https://rusРабота в группах
Практическая
особенности
oge.sdamgia.ru/
работа.
текста типа
рассуждения.

12

13

14

15

16
17

18

19

20

21

22

Раздел «Структура текста – рассуждения» 1ч
1
https://rusПрактикум
oge.sdamgia.ru/

Композиция,
Выполнение
вступление,
тренировочных
основная часть,
упражнений.
аргументы,
заключение
Раздел «Опорные слова для построения текста сочинения-рассуждения» 1ч
Опорные слова
1
https://rusРабота в парах
Коллективное
для построения
oge.sdamgia.ru/
выполнение заданий
текста
по дидактическому
сочиненияматериалу с
рассуждения
последующей
взаимопроверкой
Признаки
1
https://rusРабота в группах
Коллективное
текста. Виды
oge.sdamgia.ru/
выполнение заданий
связи
по дидактическому
предложений в
материалу с
тексте. Стиль и
последующей
тип текста.
взаимопроверкой
Раздел «Сочинение на лингвистическую тему» 8ч
Структура
1
https://rusЛекция
Написаниеи
текста на
oge.sdamgia.ru/
конспекта
лингвистическую
тему
Аргументы
1
https://rusПрактикум
Выполнение
лингвистическог
oge.sdamgia.ru/
тренировочных
о характера
упражнений
Цитаты на
1
https://rusВикторина
Коллективное
лингвистическую
oge.sdamgia.ru/
выполнение заданий
тему
по дидактическому
материалу
Аргументы к
1
https://rusПрактикум
Выполнение
тезисам в
oge.sdamgia.ru/
тренировочных
сочинении на
упражнений
лингвистическую
тему
Редактирование
1
https://rusПрактикум
Выполнение
текста.
oge.sdamgia.ru/
тренировочных
Устранение
упражнений
речевых
недочетов
Подготовка к
1
https://rusРабота в парах
Практическая
сочинению на
oge.sdamgia.ru/
работа
лингвистическую
тему.
Сочинение на
1
https://rusИндивидуальная
Самостоятельная
лингвистическую
oge.sdamgia.ru/
работа
работа
тему
Анализ
1
https://rusРабота в парах
Практическая
сочинений на
oge.sdamgia.ru/
работа
лингвистическую
тему
Раздел «Сочинение на морально-этическую тему» 8ч

Тезисы на
моральноэтическую тему

1

24 Выразительные
средства языка.

1

23

https://rusРабота в группах
Коллективное
oge.sdamgia.ru/
выполнение заданий
по дидактическому
материалу с
последующей
взаимопроверкой
https://rusКонкурс
Коллективное
oge.sdamgia.ru/
выполнение заданий
по дидактическому
материалу
https://rusИндивидуальная
Самостоятельная
oge.sdamgia.ru/
работа
работа
https://rusПрактикум
Коллективное
oge.sdamgia.ru/
выполнение заданий
по дидактическому
материалу
https://rusРабота в парах
Практическая
oge.sdamgia.ru/
работа

25 Тема и основная
1
мысль.
26
Аргументы к
1
тезисам на
моральноэтическую тему
27
Заключение в
1
сочинении на
моральноэтическую тему.
28 Подготовка к
1
https://rusРабота в группах
Практическая
сочинению на
oge.sdamgia.ru/
работа
морально –
этическую тему
по данному
началу (тексту).
29 Сочинение на
1
https://rusИндивидуальная Гаписание сочинния
моральноoge.sdamgia.ru/
работа
по плану
этическую тему
30
Анализ
1
https://rusРабота в парах
Практическая
сочинений на
oge.sdamgia.ru/
работа
моральноэтическую тему
Раздел «Типы речевых и грамматических ошибок» 2ч
31 Речевые ошибки,
1
https://rusПрактикум
Выполнение
грамматические
oge.sdamgia.ru/
тренировочных
ошибки
упражнений
32 Разграничение
1
https://rusПрактикум
Выполнение
речевых и
oge.sdamgia.ru/
тренировочных
грамматических
упражнений
ошибок
Раздел «Итоговое занятие» 1ч
33 Анализ ошибок.
1
https://rusПрактикум
Выполнение
Итоговое
oge.sdamgia.ru/
тренировочных
занятие
упражнений
34 Анализ ошибок.
1
https://rusПрактикум
Выполнение
Итоговое
oge.sdamgia.ru/
тренировочных
занятие
упражнений
Итого:
34ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».