МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ 68 с углубленным изучением отдельных предметов
«РАССМОТРЕНО»
«ПРИНЯТО»
«УТВЕРЖДЕНО»
ШМО учителей-предметников
МАОУ СОШ № 68 с УИОП
Педагогический совет
МАОУ СОШ № 68 с УИОП
Директор
МАОУ СОШ № 68 с УИОП
Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.
Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.
Приказ № 164-О
от «29» августа 2024 г.
Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности «Естествознание»
для обучающихся 7 класса
Екатеринбург 2024г
Актуальность программы «Естествознание»
При изучении курса «Естествознание» обучающиеся получают общее представление о
новом школьном предмете.
Среди проблем в преподавании химии наибольшие сложности для педагогов составляют
две:
- первая сложность заключается в значительной перегрузке курса химии основной
школы в связи с переходом на концентрическую систему. Интенсивность прохождения
материала в 8-м классе не позволяет создать условия для развития познавательного интереса к
предмету, для постепенного усвоения сложных базовых химических понятий. Не случайно по
результатам мониторинга в рамках федерального эксперимента по совершенствованию
структуры и содержания общего образования обучающиеся называют химию в числе самых
нелюбимых предметов.
- вторая проблема заключается в сокращении объема часов на изучение химии на
базовом уровне в старшей профильной школе. Одного часа в неделю недостаточно даже для
беглого знакомства с органическими веществами, составляющими основу жизни на Земле. В
11-м классе значительная часть учебного времени расходуется на повторение, а точнее,
повторное прохождение основательно забытых понятий, теорий и законов общей химии,
рассмотренных, но недостаточно прочно усвоенных в основной школе.
Начало системного изучения химии в 7-м классе позволяет:
- уменьшить интенсивность прохождения учебного материала в основной школе;
- получить возможность изучать, а не проходить этот материал, иметь время для
отработки и коррекции знаний учащихся;
- формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;
- интегрировать химию в систему естественнонаучных знаний для формирования
химической картины мира как составной части естественнонаучной картины.
Цель курса «Естествознания» подготовить учащихся к изучению учебного предмета
«Химия».
Основные задачи курса «Естествознания»
- формирование у обучающихся химической картины мира как органической части его
целостной естественнонаучной картины;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей,
обучающихся в процессе изучения ими химической науки и ее вклада в современный научнотехнический прогресс; формирование важнейших логических операций мышления (анализ,
синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших
понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах химических веществ; воспитание
убежденности в том, что применение полученных знаний и умений по химии является
объективной необходимостью для безопасной работы с веществами и материалами в быту и на
производстве; проектирование и реализация выпускниками основной школы личной
образовательной траектории: выбор профиля обучения в старшей школе или
профессионального образовательного учреждения; овладение ключевыми компетенциями
(учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными).
Место курса «Естествознание» Программа курса рассчитана на 17 часов, которые
могут быть реализованы в течение одного учебного года в составе группы из обучающихся 7
классов. Программа является содержательным и методическим ориентиром для составления
педагогами рабочих программ и их реализации во внеурочной деятельности. Предложенные в
программе элементы содержания и алгоритм деятельности обучающихся могут быть
конкретизированы (детализированы или обобщены) с учетом преобладающего возрастного
состава учебной группы, условий школьной информационно-образовательной среды и
возможностей доступа к лабораторным и практическим работам. При проведении занятий
предусмотрены такие формы работы, как лекции, практические, самостоятельные и др. работы.
Особенностью программы является привлечение и активное использование в образовательном
процессе традиционных источников информации (учебники по химии, физики, биологии и
географии, ресурсы местных библиотек и естество-научных музеев) и современных цифровых
информационных ресурсов (порталы и сайты), которые содержат текстовые, видео- и
фотоматериалы о процессах происходящих в окружающем нас мире.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы
воспитания, предполагает объединение учебной и воспитательной деятельности педагогов,
нацелена на достижение всех основных групп образовательных результатов – личностных,
метапредметных, предметных. Курс построен на идее реализации межпредметных связей
химии с другими естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно
с химией, а потому позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на
уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. В результате
уменьшается психологическая нагрузка на учащихся с появлением новых предметов. Таким
образом, формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных наук,
значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. В конечном счете
такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной
картины мира уже на начальном этапе изучения химии.
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта в курсе
подчеркивается, что химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7-ом классе
рассматриваются такие методологические понятия учебного предмета, как эксперимент,
наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.
Предложенный курс как в теоретической, так и в фактической своей части
практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества
и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в повседневной
жизни и их роли в живой и неживой природе.
Знания, получаемые учащимися на этом этапе обучения, служат решению задачи
формирования у школьников первоначального, целостного представления о мире. В
результате пропедевтической подготовки по химии учащиеся должны получить
представления о составе вещества, а также первоначальные сведения о химических элементах,
их символах, химических формулах, простых и сложных веществах. Яркие факты из истории
открытий химических элементов, поиска способов создания новых соединений, неизвестных
природе, сведения о необычных свойствах обычных веществ и разгадка причин проявления их
удивительных свойств – всё это вызывает интерес у учащихся. Интерес к химии возникает и в
том случае, когда учащиеся получают возможность самостоятельно выполнять химический
эксперимент, проводить лабораторные исследования, приобретая умения и навыки работы с
химической посудой, реактивами.
Знакомство учащихся с этими вопросами позволит в систематическом курсе химии
обоснованно перейти к рассмотрению свойств веществ и химических явлений в свете учения о
строении вещества.
Содержание курса «Естествознание» ориентировано на обеспечение подготовки
учащихся к изучению химии в 8 классе всех профилей.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
Раздел 1. «Химия в центре естествознания» (5 ч.)
Химия – часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира.
Предмет химии. Физические тела и вещества.Свойства веществ. Применение веществ на основе
их свойств. Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения
наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и оборудование.
Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике, биологии. Модели
в биологии. Муляжи. Модели в физике. Географические модели. Химические модели:
предметные (модели атома, молекул, химических и промышленных производств), знаковые,
или символьные (символы элементов, формулы веществ, уравнения реакций). Химический
элемент. Химические знаки. Их обозначение, произношение. Химические формулы веществ.
Простые и сложные вещества. Индексы и коэффициенты. Качественный и количественный
состав вещества. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории.
Понятия «атом», «молекула», «ион». Строение вещества. Кристаллическое состояние вещества.
Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Вещества
молекулярного и немолекулярного строения. Понятие об агрегатном состоянии вещества.
Физические и химические явления. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Аморфные
вещества. Строение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные породы.
Магматические и осадочные (неорганические и органические, в том числе и горючие) породы.
Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические
(белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Биологическая роль воды в живой клетке.
Фотосинтез. Хлорофилл. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и
витаминов для жизнедеятельности организмов. Качественные реакции. Распознавание веществ
с помощью качественных реакций. Аналитический сигнал. Определяемое вещество и реактив
на него.
Демонстрации:
1. Коллекция различных предметов или фотографий предметов из алюминия для
иллюстрации идеи «свойства — применение».
2. Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и
химии.
3. Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и
систем органов растений, животных и человека). Физические и химические модели атомов,
молекул веществ и кристаллических решеток.
4. Объемные и шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана.
5. Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических
решеток.
6. Вода в трех агрегатных состояниях. Коллекция кристаллических и аморфных веществ
и изделий из них.
7. Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит).
8. Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита — мел, мрамор,
известняк).
9. Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф).
Демонстрационные эксперименты
1. Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени.
2. Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений.
Практические работы:
1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.
2. Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.
Раздел 2. Математика в химии и биологии (6 ч)
Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение
относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева.
Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы
относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов. Понятие о
массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества.
Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов (для
двухчасового изучения курса).Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси.
Газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть), твердые смеси (горные породы,
кулинарные смеси и синтетические моющие средства).Определение объемной доли газа (ϕ) в
смеси. Состав атмосферного воздуха и природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по его
объему и наоборот. Понятие о ПДК. Массовая доля вещества (w) в растворе. Концентрация.
Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе
раствора и массовой доле растворенного вещества.Понятие о чистом веществе и примеси.
Массовая доля примеси (w) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы
основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей.
Демонстрации:
1. Коллекция различных видов мрамора и изделий из него.
2. Смесь речного и сахарного песка и их разделение.
3. Коллекция нефти и нефтепродуктов.
4. Коллекция бытовых смесей.
5. Диаграмма состава атмосферного воздуха.
6. Диаграмма состава природного газа.
7. Коллекция «Минералы и горные породы».
Практические работы
1. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
Раздел 3. Явления, происходящие с веществами (5ч)
Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы
разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание,
декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки, фильтрование.
Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате. Адсорбция.
Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент.
Устройство противогаза. Способы очистки воды. Дистилляция (перегонка) как процесс
выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения.
Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории
(кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе. Перегонка нефти.
Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха. Химические реакции как
процесс превращения одних веществ в другие. Условия протекания и прекращения
химических реакций. Соприкосновение (контакт) веществ, нагревание. Катализатор.
Ингибитор. Управление реакциями горения. Признаки химических реакций: изменение
цвета, образование осадка, растворение полученного осадка, выделение газа, появление
запаха, выделение или поглощение теплоты.
Демонстрации
1. Фильтр Шотта. Воронка Бюхнера. Установка для фильтрования под вакуумом.
2. Респираторные маски и марлевые повязки.
3. Коллекция «Нефть и нефтепродукты».
Практические работы
1. Разделение смесей
2. Очистка поваренной соли
3. Признаки химических реакций
4. Качественные реакции в химии
5. Коррозия металлов
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
Содержание программы «Естествознание» направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
знать и понимать: основные исторические события, связанные с развитием химии и
общества; достижения в области химии и культурные традиции (в частности, научные
традиции) своей страны; общемировые достижения в области химии; основы
здорового образа жизни; правила поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с
воздействием различных веществ; социальную значимость и содержание профессий,
связанных с химией; основные права и обязанности гражданина (в том числе
учащегося), связанные с личностным, профессиональным и жизненным
самоопределением;
испытывать: чувство гордости за российскую химическую науку и уважение к
истории ее развития; уважение и принятие достижений химии в мире; уважение к
окружающим (учащимся, учителям, родителям и др.) – уметь слушать и слышать
партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с
учетом позиций всех участников; самоуважение и эмоционально-положительное
отношение к себе;
признавать: ценность здоровья (своего и других людей); необходимость
самовыражения, самореализации, социального признания;
осознавать: готовность (или неготовность) к самостоятельным поступкам и
действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность (или
неготовность) открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к
своим поступкам;
проявлять: доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи нуждающимся в ней; устойчивый
познавательный интерес, инициативу и любознательность в изучении мира веществ и
реакций; целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к
преодолению трудностей; убежденность в возможности познания природы,
необходимости разумного использования достижений науки и технологий для
развития общества;
уметь: устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она
осуществляется (мотивами); выполнять прогностическую самооценку, регулирующую
активность личности на этапе ее включения в новый вид деятельности, связанный с
началом изучения нового учебного предмета – химии; выполнять корригирующую
самооценку, заключающуюся в контроле за процессом изучения химии и внесении
необходимых коррективов, соответствующих этапам и способам изучения курса
химии; строить жизненные и профессиональные планы с учетом конкретных
социально-исторических, политических и экономических условий; осознавать
собственные ценности и их соответствие принимаемым в жизни решениям; вести
диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; выделять
нравственный аспект поведения и соотносить поступки (свои и других людей) и
события с принятыми этическими нормами; в пределах своих возможностей
противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью
и безопасности личности и общества..
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные познавательные действия:
определять проблемы, т. е. устанавливать несоответствие между желаемым и
действительным;
составлять сложный план текста;
владеть таким видом изложения текста, как повествование;
под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его
результатов, выводов;
использовать такой вид мысленного (идеального) моделирования, как знаковое
моделирование (на примере знаков химических элементов, химических формул);
использовать такой вид материального (предметного) моделирования, как физическое
моделирование (на примере моделирования атомов и молекул);
получать химическую информацию из различных источников;
определять объект и аспект анализа и синтеза;
определять компоненты объекта в соответствии с аспектом анализа и синтеза;
осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта;
определять отношения объекта с другими объектами;
определять существенные признаки объекта.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
использовать при характеристике веществ понятия: «атом», «молекула», «химический
элемент», «химический знак, или символ», «вещество», «простое вещество», «сложное
вещество», «свойства веществ», «химические явления», «физические явления»,
«коэффициенты», «индексы», «относительная атомная масса», «относительная
молекулярная масса», «массовая доля элемента»; знать: предметы изучения
естественнонаучных дисциплин, в том числе химии; химические символы: Al, Ag, C, Ca,
Cl, Cu, Fe, H, K, N, Mg, Na, O, P, S, Si, Zn, их названия и произношение;
классифицировать вещества по составу на простые и сложные;
различать: тела и вещества; химический элемент и простое вещество;
описывать: формы существования химических элементов (свободные атомы, простые
вещества, сложные вещества); табличную форму Периодической системы химических
элементов; положение элемента в таблице Д. И. Менделеева, используя понятия
«период», «группа», «главная подгруппа», «побочная подгруппа»; свойства веществ
(твердых, жидких, газообразных);
объяснять сущность химических явлений (с точки зрения атомно-молекулярного
учения) и их принципиальное отличие от физических явлений;
характеризовать: основные методы изучения естественных дисциплин (наблюдение,
эксперимент, моделирование); вещество по его химической формуле согласно плану:
качественный состав, тип вещества (простое или сложное), количественный состав,
относительная молекулярная масса, соотношение масс
элементов в веществе, массовые доли элементов в веществе (для сложных веществ);
роль химии (положительную и отрицательную) в жизни человека, аргументировать свое
отношение к этой проблеме;
вычислять относительную молекулярную массу вещества и массовую долю
химического элемента в соединениях;
проводить наблюдения свойств веществ и явлений, происходящих с веществами;
соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных
опытов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов Колп/
и тем
во
п
часо
в
Основное содержание/ ЭОР
Форма
Виды
проведени деятельност
я занятий
и
3
4
5
Раздел 1 «Химия в центре естествознания» 3ч
1.
Химия как часть
1 Естествознание — комплекс наук Лекция,
естествознания. Предмет
беседа,
о природе: физики, химии,
химии.
практическа
биологии и географии.
Методы изучения
Положительное и отрицательное я работа
естествознания
воздействие человека на природу.
2. Практическая работа № 1
1
Предмет химии.
«Знакомство с
Наблюдение как основной метод
лабораторным
познания окружающего мира.
оборудованием. Правила
1
2
Слушание
учителя,
написание
конспекта,
анализ
раздаточных
материалов,
выполнение
практических
техники безопасности при
работе в химическом
кабинете».
3. Практическая работа № 2
«Наблюдение за горящей
свечой. Устройство
спиртовки. Правила
работы с нагревательными
приборами».
работ,
просмотр
демонстрацио
нных опытов
4.
5.
Слушание
учителя,
написание
конспекта,
анализ
раздаточных
материалов,
выполнение
практических
работ,
выполнение
расчетных
заданий,
просмотр
демонстрацио
нных опытов
6.
7.
Условия проведения наблюдения.
Эксперимент. Лаборатория.
Эксперимент лабораторный и
1
домашний. Способы
фиксирования результатов
эксперимента. Строение пламени
свечи, спиртовки.
Правила техники безопасности
при работе в химическом
кабинете.
Лабораторное оборудование:
устройство, назначение, приемы
обращения
Устройство спиртовки
и правила обращения с
нагревательными приборами
Раздел 2 «Математика в химии» 4ч
Химическая символика
1
Химический элемент.
Лекция,
беседа,
Химические знаки. Их
Массовая доля вещества в
1
практическа
обозначение,
произношение
и
растворе
я работа,
информация, которую они
Массовая доля вещества в
1
несут. Химические формулы. самостоятел
растворе
Их
обозначение, произношение ьная работа
Практическая работа №3.
1
и информация, которую они
«Приготовление раствора с
несут.
заданной массовой долей
Индексы.
растворенного вещества».
Относительная атомная масса
элемента. Молекулярная масса.
Определение относительной
атомной массы химических
элементов по таблице
Д. И. Менделеева. Нахождение
относительной молекулярной
массы по формуле вещества как
суммы относительных атомных
масс, составляющих вещество
химических элементов
Понятие о массовой доле
химического элемента (w) в
сложном веществе и ее расчет по
формуле вещества.
Понятие о массовой доле
вещества(w) в растворе.
Растворитель и растворенное
вещество. Расчет массы
растворенного вещества по массе
раствора и массовой доле
растворенного вещества и другие
модификационные расчеты с
использованием
этих понятий
Раздел 3 «Явления, которые происходят с веществами» 7ч
8. Чистые вещества и смеси.
Способы разделения
смесей
9. Практическая работа № 4
«Разделение смесей»
10. Практическая работа №5
«Очистка поваренной
соли».
11. Химические реакции.
12. Практическая работа №6
Признаки химических
реакций.
13. Практическая работа № 7
Качественные реакции в
химии
14. Практическая работа № 8
«Коррозия металлов»
Выдающиеся русские
ученые-химики.
16. Мое любимое химическое
вещество.
17. Исследования в области
химических реакций.
15.
Итого
1
1
1
1
1
1
1
Понятие о чистом веществе и о
Лекция,
беседа,
смеси. Смеси газообразные
(воздух,природный газ), жидкие практическа
я работа,
(нефть) и твердые (горные
породы, кулинарные смеси и самостоятел
ьная работа
CMC). Смеси гомогенные и
гетерогенные
Способы разделения смесей и
очистка веществ. Некоторые
простейшие способы разделения
смесей: просеивание,
отстаивание, декантация и др.
Понятие о качественных реакциях
как о реакциях, воспринимаемых
органолептически с помощью
зрения, слуха, обоняния.
Аналитический эффект.
Определяемое вещество и реактив
на него. Возможность изменения
их роли на противоположную
Понятие о химической реакции
как процессе
превращения одних веществ в
другие. Условия течения и
прекращения химических
реакций
Признаки химических реакций.
Образование осадка, выделение
газа,
появление запаха, изменение
цвета,
выделение или поглощение тепла
Раздел 4 «Рассказы по химии» 7ч
1
«Выдающиеся
Лекция,
русские ученые_химики» о жизни беседа,
самостоятел
1
и деятельности
ьная работа
М. В. ЛомоносоваД. И.
1
Менделеева, А. М. Бутлерова
17ч
Слушание
учителя,
написание
конспекта,
анализ
раздаточных
материалов,
выполнение
практических
работ,
просмотр
демонстрацио
нных опытов
Слушание
учителя,
написание
конспекта,
анализ
раздаточных
материалов,
выполнение,
Просмотр
познавательны
х фильмов