УК Искусственный интеллект 7

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ 68 с углубленным изучением отдельных предметов

«РАССМОТРЕНО»

«ПРИНЯТО»

«УТВЕРЖДЕНО»

ШМО учителей-предметников
МАОУ СОШ № 68 с УИОП

Педагогический совет
МАОУ СОШ № 68 с УИОП

Директор
МАОУ СОШ № 68 с УИОП

Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.

Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.

Приказ № 164-О
от «29» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Искусственный интеллект»
для обучающихся 7 класса

Екатеринбург 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Искусственный интеллект» составлена для 7 классов
и предназначена для продолжения обучения основам искусственного
интеллекта и ориентирована на анализ данных, введение в машинное обучение
на углубленном уровне. За последние десятилетия во многих областях науки и
индустрии стали накапливаться большие объемы данных, а также стали
развиваться методы машинного обучения, позволяющие извлекать из этих
данных знания и экономическую пользу.
Единым содержанием курсов базового и углубленного уровней являются
основы программирования на Python, анализ данных на Python. Для
углубленного уровня программой предусмотрено введение в машинное
обучение на Python. Основополагающей темой является введение в
программирование на Python. Сформированные у учащихся знания и умения в
области программирования на Python будут в дальнейшем использованы при
изучении анализа данных на ступени основного общего образования и
машинного обучения на ступени среднего общего образования. Data Science –
одна из самых прогрессивных областей в программировании сегодня, а Python
– самый популярный и распространенный язык, используемый для анализа
данных. Не удивительно, что две эти области знаний активно изучаются и
применяются специалистами для построения предиктивных моделей,
визуализации и работы с данными. Курс позволит учащимся освоить основные
инструменты работы и приступить к построению моделей и работе с данными.
В ходе освоения учебного материала курса у учащихся формируется
устойчивый интерес к изучению данной темы и закладывается база для
продолжения изучения методов машинного обучения на ступени среднего
общего образования.
Программа разработана в соответствии с одним из дидактических
принципов – принципом преемственности. Содержание программы находится
в тесной связи с материалом для начального общего образования, а также
является необходимым для последующего изучения на ступени среднего
общего образования. Это — линия языка программирования Python, освоение
которого начинается в основной школе, и сквозная линия машинного
обучения, освоение которого начинается на пропедевтическом уровне в
начальной и основной школе и продолжается далее в средней школе.
К завершению обучения по программе учащиеся должны понимать
актуальность анализа данных, его основные области применения и методы
реализации. Программа предполагает, что у учащихся будет сформировано
целостное представление об анализе данных, реализации методов анализа
данных на языке Python, его сферах применения.
Данный курс опирается на фундаментальные дидактические принципы,
такие как практико-ориентированность, научность и доступность, целостность
и непрерывность, а также инновационные методы проблемно-развивающего и
смешанного обучения, программно-проектного и исследовательского
подходов. В конце каждого урока присутствуют вопросы и задания, многие из
2

которых ориентированы на коллективное обсуждение, дискуссии, выработку
коллективного мнения.
Особое место в реализации программы отводится видеолекциям, онлайнресурсам, тренажерам. Все это создает необходимые условия для
формирования самостоятельности в планировании учебной деятельности, в
организации учебного сотрудничества, в распределении ролей при решении
учебных задач и проблем. Неотъемлемой частью программы является
проектная деятельность обучающихся.
Изучение различных аспектов анализа данных позволит сформировать у
учащихся способность к аналитической и прогностической деятельности.
Поиск ответов на проблемные вопросы, решение проблемных и
исследовательских заданий, интегрированных в содержание, направлено на
формирование у учащихся целостного системного мышления, которое
позволит им оценить сформированный круг постоянных интересов и
осуществить осознанный выбор дальнейшей образовательной траектории и
профессионального самоопределения.
Цель и задачи курса — дать учащимся базовое представление об
анализе данных и реализации основных методов анализа данных и машинного
обучения на языке Python, познакомить с терминологией искусственного
интеллекта и научить применять некоторые из его методов для решения
практических задач.
Содержание программы носит междисциплинарный характер.
Естественным образом выглядит его возможная интеграция с дисциплинами
предметной области «Математика и информатика». Развитие логического и
алгоритмического мышления, осуществляемое на уроках по этим
дисциплинам, служит задаче формирования необходимой основы, на которой
в дальнейшем будет осуществлен переход к машинному обучению на ступени
среднего общего образования.
Через использование различных датасетов и анализ данных
синтезируются знания и умения учащихся, полученные ими на уроках
географии, физики, биологии и других.
Неотъемлемой частью программы является реализация проектного
метода обучения. Программой предусмотрено выполнение таких проектов как
«Статистический
метод
анализа
данных»,
«Различные
варианты
программирования циклического алгоритма», «Начала программирования на
Python». Проекты по своей дидактической сущности нацелены на
формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в
реальной жизненной ситуации. Обладая ими, учащиеся могут адаптироваться к
изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях,
работать в команде.
При работе над проектом появляется исключительная возможность
формирования у учащихся компетентности разрешения проблем (поскольку
обязательным условием реализации метода проектов в школе является
решение учащимся собственных проблем средствами проекта), а также
3

освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и
информационную компетентности.

4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды: умение
распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими
свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать
понятие и его свойства при решении задач, а также оперировать терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития.
Ценности научного познания: овладение основными навыками
исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Метапредметные результаты:
● Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.
● Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения.
● Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные,
дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.
● Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
● Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ
(ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
● Формирование информационной и алгоритмической культуры,
формирование представления о компьютере как универсальном
устройстве обработки информации, развитие основных навыков и
умений использования компьютерных устройств.
● Формирование представления об основных изучаемых понятиях
(информация, алгоритм, модель) и их свойствах.
● Развитие
алгоритмического
мышления,
необходимого
для
профессиональной деятельности в современном обществе; развитие
умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических
значениях и операциях; знакомство с одним из языков
программирования и основными алгоритмическими структурами —
линейной, условной и циклической.
● Формирование умений формализации и структурирования информации,
умения выбирать способ представления данных в соответствии с
поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с
5

использованием соответствующих программных средств обработки
данных.
● Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного
поведения при работе с компьютерными программами и в сети
Интернет, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

6

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Введение в искусственный интеллект (2 ч)
Учащиеся должны знать понятие информации, различие между
понятиями «информация», «данные».
Учащиеся должны уметь:
● приводить примеры информационных процессов в природе, обществе,
технических системах;
● структурировать информацию, выделять основные понятия и
взаимосвязи между ними.

●
●
●
●
●
●

Раздел 2. Основы программирования на Python (15 ч)
Учащиеся должны знать:
понятия «алгоритм», «исполнитель», «система команд исполнителя»;
основные алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл;
реализацию основных алгоритмических структур в выбранном языке
программирования.
Учащиеся должны уметь:
составлять алгоритмы для решения простых задач в словесной форме, на
алгоритмическом языке и на выбранном языке программирования;
выполнять трассировку алгоритма;
программировать несложные линейные, разветвляющиеся и циклические
алгоритмы на выбранном языке программирования.

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1
2

Наименование разделов
Введение в искусственный интеллект
Основы программирования на Python
ИТОГО

Всего часов
2
15
17

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Тема урока
Введение в искусственный интеллект
Введение в искусственный интеллект
Роль искусственного интеллекта в жизни человека: этика и
регулировании
Основы программирования на Python
Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов
Общие сведения о языке программирования Python
Организация ввода и вывода данных
Алгоритмическая конструкция «следование»
Программирование линейных алгоритмов
Алгоритмическая конструкция «ветвление»
Полная форма ветвления
Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный
оператор
Простые и составные условия
Алгоритмическая конструкция «повторение».
Программирование циклов с заданным условием продолжения
работы
Программирование циклов с заданным числом повторений
Программирование циклов с заданным числом повторений
Проект «Различные варианты программирования циклического
алгоритма»
Проект «Начала программирования»
ИТОГО:

8

Колич
ество
часов
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».