МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ 68 с углубленным изучением отдельных предметов
«РАССМОТРЕНО»
«ПРИНЯТО»
«УТВЕРЖДЕНО»
ШМО учителей-предметников
МАОУ СОШ № 68 с УИОП
Педагогический совет
МАОУ СОШ № 68 с УИОП
Директор
МАОУ СОШ № 68 с УИОП
Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.
Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.
Приказ № 164-О
от «29» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Кибербезопасность»
для обучающихся 7 класса
Екатеринбург 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования.
Инфобезопасность является важной частью Цифровой грамотности
детей, как социальная цифровая грамотность, наряду с жизненной
(пользовательской) цифровой грамотностью и профильной цифровой
грамотностью в сфере будущих профессиональных интересов детей для
выбора профессии (как внеурочная цифровая деятельность в предметах, в
межпредметной практике и в обучении информатике профильном обучении),
Цифровая грамотность (пользовательская, профильная и социальная)
полученная в школах, это гарант готовности выпускника школы к цифровому
миру, цифровизации профессий в нем.
Основными целями программы «Кибербезопасность» являются:
обеспечение условий для профилактики негативных тенденций в
информационной культуре обучающихся, повышения защищенности детей
от информационных рисков и угроз;
формирование навыков своевременного распознавания онлайн-рисков
(технического,
контентного,
коммуникационного,
потребительского
характера и риска интернет-зависимости).
Задачи программы:
сформировать общекультурные навыки работы с информацией
(умения, связанные с поиском, пониманием, организацией, архивированием
цифровой информации и ее критическим осмыслением, а также созданием
информационных объектов с использованием цифровых ресурсов
(текстовых, изобразительных, аудио и видео);
создать условия для формирования умений, необходимых для
различных форм коммуникации (электронная почта, чаты, благи, форумы,
социальные сети и др.) с различными целями и ответственного отношения к
взаимодействию в современной информационно-телекоммуникационной
среде;
сформировать знания, позволяющие
эффективно и безопасно
использовать технические и программные средства для решения различных
задач, в том числе использования компьютерных сетей, облачных сервисов и
т.п.;
сформировать знания, умения, мотивацию и ответственность,
позволяющие решать с помощью цифровых устройств и интернета
различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными
ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей;
сформировать навыки по профилактике и коррекции зависимого
поведения школьников, связанного с компьютерными технологиями и
Интернетом.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Предметные:
Выпускник научится:
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в
интернете;
безопасно использовать средства коммуникации;
безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке
мошенничества;
безопасно использовать ресурсы интернета.
Выпускник овладеет:
приемами безопасной организации своего личного пространства
данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернетсервисов и т.п.
Выпускник получит возможность овладеть:
основами соблюдения норм информационной этики и права;
основами
самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности при формировании современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
использовать для решения коммуникативных задач в области
безопасности жизнедеятельности различные источники информации,
включая Интерне-ресурсы и другие базы данных.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия.
В результате освоения элективного курса обучающийся сможет:
идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность
на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик продукта/результата;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него
ответственность.
Познавательные универсальные учебные действия.
В результате освоения курса обучающийся сможет:
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению
связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие,
способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия
явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и
от частных явлений к общим закономерностям;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
критически оценивать содержание и форму текста;
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
В результате освоения курса обучающийся сможет:
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
критически относиться к собственному мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать
его;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии
с поставленной перед группой задачей;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения коммуникативного контакта и
обосновывать его;
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную
модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных
языков в соответствии с условиями коммуникации;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных
задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для
решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:
вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание
презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
Личностные
осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к
окружающим людям в реальном и виртуальном мире, их позициям, взглядам,
готовность вести диалог с другими людьми, обоснованно осуществлять
выбор виртуальных собеседников;
готовность и способность к осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов;
освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах;
сформированность понимания ценности безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в информационно-телекоммуникационной среде.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание программы курса соответствует темам основной
образовательной программы основного общего образования по учебным
предметам «Информатика» и «Основы безопасности и защиты Родины», а
также расширяет их за счет привлечения жизненного опыта обучающихся в
использовании всевозможных технических устройств (персональных
компьютеров, планшетов, смартфонов и пр.), позволяет правильно ввести
ребенка в цифровое пространство и корректировать его поведение в
виртуальном мире.
Курс «Кибербезопасность» является важной составляющей работы с
обучающимися, активно использующими различные сетевые формы общения
(социальные сети, игры, пр.) с целью мотивации ответственного отношения к
обеспечению своей личной безопасности, безопасности своей семьи и своих
друзей, За основу содержания программы взяты темы, предложенные
ведущими специалистами издательства Бином Цветковой М.С. и Якушиной
Е.В. Материалы программы снабжены мультимедийным сопровождением
(видеоуроки, мультфильмы и теп.) в свободном доступе с ссылкой на сайты,
Содержание программы для 7 классов «Киберпространство»,
«Киберкультура», «Киберугрозы», Каждый раздел учебного курса
завершается выполнением проектной работы по одной из тем, предложенных
на выбор учащихся Фили проверочного теста.
Для проведения занятий могут быть использованы презентации,
проекты, памятки, онлайн занятия.
Модуль 1. Киберпространство (5 часов)
Киберпространство,
Виртуальная
реальность,
Кибермиры,
Киберфизическая система, Искусственный интеллект, Управление дронами.
Киберобщесгво, Соцсети, «Территория БезОпасности», Киберденьги,
Криптовалюгы, Кибермпшенничесгво. Документ Уголовный Кодекс РФ.
Модуль 2. Киберкультура (6 часов)
Киберкультура - Аудипхрестоматия„ Интерактивный исторический парк
«Россия, Моя история». От книги к гипертексту: Интернет — учебник.
Киберкнига - АК книга. Виртуальная реальность. КиберЛенинка.
Электронная библиотека. Президент России — гражданам школьного
возраста, Киберискусства. Музей цифрового искусства в Токио, Лаборатория
медиаискусства. Угрозы социальной инженерии. Федеральный закон о
персональных данных.
Модуль З. Киберугрозы (6 часов)
Кибервойны. Примеры киберпреступлений. Цифровая эпидемия.
Кибербезопасность. Угрозы современного мира. Электронные деньги,
Уязвимости кибербезопасности, Запрещенные и нежелательные сайты, Сайт
Роскомнадзора. Профессии связанные с безопасностью в ИТ сфере
Киберпреступность: Конвенция о преступности в сфере компьютерной
информации ETS № 185 Будапешт, 23 ноября 2001 г, Атлас профессий, ИТ
сфера, Атлас профессий. Безопасность. Киберследователь. Сетевой юрист.
Архитектор информационных систем. Кибертехник умных сред. Консультант
по
информационной
безопасности
личного
профиля.
Куратор
информационной безопасности, Дизайнер интерфейсов.
Формы организации:
традиционный урок (коллективная и групповая формы работы);
тренинги (в классической форме или по кейс-методу);
дистанционное обучение (видеоролики, почтовые рассылки);
диспуты;
проекты;
общественно-полезные практики.
Виды деятельности:
Познавательная;
Проблемно-ценностное общение;
Техническое творчество;
Проектная деятельность.
№
1
2
3
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов
Киберпространство
Киберкультура
Киберугрозы
ИТОГО
Модуль
Всего часов
5
6
6
17
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Параграфы в учебном пособии
Раздел 1. Киберпространство.
Модуль 1.
Киберпространст Киберпространство. Кибермиры. Киберфизическая
во
система. Киберобщество. Киберденьги.
Кибермошенничество
Практикум
Практическая работа на основе онлайн-курса Академии
Яндекс «Безопасность в Интернете» по теме
«Безопасные онлайн- платежи».
Раздел 2. Киберкультура.
Модуль 2.
Киберкультура. Киберкультура. От книги к гипертексту. Киберкнига.
Киберискусство. Социальная инженерия.
Классификация угроз социальной инженерии.
Практикум
Модуль 3.
Киберугрозы
Практикум
Всего
Всего
часов
5
4
1
6
4
Практическая работа от компаний мобильной связи
Билайн, МТС и Мегафон (по выбору учащихся).
Раздел 3. Киберугрозы
2
Кибервойны. Киберпреступность. Примеры
киберпреступлений. Уязвимости кибербезопасности.
Угрозы информационной безопасности. Запрещённые
и нежелательные сайты. Новые профессии в
киберобществе.
Практическая работа на основе онлайн-курса Академии
Яндекса «Безопасность в Интернете» (продолжение),
по темам: защита от вредоносных программ;
безопасность аккаунтов.
4
6
2
17