МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ 68 с углубленным изучением отдельных предметов
«РАССМОТРЕНО»
«ПРИНЯТО»
«УТВЕРЖДЕНО»
ШМО учителей-предметников
МАОУ СОШ № 68 с УИОП
Педагогический совет
МАОУ СОШ № 68 с УИОП
Директор
МАОУ СОШ № 68 с УИОП
Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.
Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.
Приказ № 164-О
от «29» августа 2024 г.
Рабочая программа
учебного курса «Введение в геометрию»
для обучающихся 6 класса
Екатеринбург 2024
Актуальность курса «Введение в геометрию»
Актуальность курса «Введение в геометрию» обусловлена реализацией
задачи подготовки обучающихся, способных ориентироваться в быстро
меняющихся жизненных ситуациях, умеющих самостоятельно приобретать
необходимые знания и применять их на практике, видеть проблемы и искать
способы решения этих проблем, творчески мыслить, быть способными
регенерировать новые идеи.
Носителем собственного метода познания мира является геометрия, с
помощью которой рассматриваются формы и взаимное положение
предметов. Изучение геометрии в школе направлено на развитие
пространственного представления окружающего мира, образного мышления
учащихся,
приобретение
изобразительно-графических
навыков,
формирование геометрического мышлении.
Целью курса «Введение в геометрию» является всестороннее
развитие геометрического мышления обучающихся с помощью методов
геометрической наглядности. Важнейшими направлениями такого курса
являются геометрическое конструирование и моделирование.
Основные задачи курса «Введение в геометрию»:
– широкое ознакомление с основными понятиями систематического курса
геометрии;
– наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и
формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и
отношений;
– усвоение базовой геометрической терминологии и символики;
– осмысленное запоминание и воспроизведение достаточно большого числа
определений и свойств геометрических фигур;
– сравнение и измерение геометрических величин;
– приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами;
– решение специально подобранных упражнений и задач, направленных на
формирование приемов мыслительной деятельности;
– формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям.
Место курса «Введение в геометрию»
Программа курса рассчитана на 17 часов, которые могут быть
реализованы в течение одного полугодия обучающимися 6 классов.
Программа является содержательным и методическим ориентиром для
составления педагогами рабочих программ и их реализации. При проведении
занятий предусмотрены такие формы работы, как индивидуальные,
групповые, фронтальные, диспуты, игры. Особенностью программы является
привлечение и активное использование в образовательном процессе
традиционных источников информации (учебники по наглядной геометрии
для 5-6 класса) и современных цифровых информационных ресурсов
(порталы РЭШ и др., сайты фоксфорд, якласс, скаенг и др.), которые
содержат текстовые и видеоматериалы.
Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной
рабочей программы воспитания, предполагает объединение учебной и
воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех
основных
групп
образовательных
результатов
–
личностных,
метапредметных, предметных. Программа носит познавательную и научнопросветительскую направленности, что позволяет обеспечить достижение
следующих целевых ориентиров воспитания на уровне основного общего
образования:
– самостоятельность в познании,
– интерес, активность и уважение к научным знаниям, науке.
Учащиеся
овладевают
приемами
аналитико-синтетической
деятельности при решении задач. Курс призван помочь ученику оценить как
свой потенциал с точки зрения перспективы дальнейшего обучения в классах
углубленного уровня, а также повысить уровень общей математической
подготовки.
СОДЕРЖАНИЕ курса «ВВЕДЕНИЕ В ГЕОМЕТРИЮ»
Тема 1. «Фигуры в окружающем мире».
Тема 2. «Наглядные представления о фигурах на плоскости».
Прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, окружность, круг.
Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Правильные многоугольники.
Изображение основных геометрических фигур. Взаимное расположение двух
прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Периметр
многоугольника. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади.
Площадь прямоугольника, квадрата. Приближенное измерение площади
фигур на клетчатой бумаге. Равновеликие фигуры.
Тема 3. «Равные фигуры. Элементы симметрии». Понятие о
равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение
симметричных фигур.
Решение практических задач с применением простейших свойств фигур.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
КУРСА
«ВВЕДЕНИЕ В ГЕОМЕТРИЮ»
Содержание программы «Введение в геометрию» направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
–
самостоятельно определять, высказывать, исследовать и
анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила
поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и
сотрудничества).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
–
самостоятельно формулировать цель занятия после предварительного
обсуждения.
– учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
проблему.
– составлять план решения проблемы (задачи).
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки.
– в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
– ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать,
какая информация нужна для решения той или иной задачи.
– отбирать необходимые
для решения задачи
источники
информации
– среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников,
интернет-ресурсов.
– добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
факты и явления; определять причины явлений, событий, делать выводы на
основе обобщения знаний.
– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
–
донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и
пытаться её
обосновать, приводя аргументы;
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения; договариваться с людьми: выполняя различные
роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его для
описания предметов окружающего мира; развитие пространственных
представлений, изобразительных умений, навыков геометрических
построений:
– оперирование понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная,
угол, многоугольник, треугольник и четырехугольник, прямоугольник и
квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар;
изображение изучаемых фигур от руки и с помощью линейки и циркуля;
оперирование на базовом уровне понятиями: параллельность и
перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр;
– выполнение измерения длин, расстояний, величин углов с помощью
инструментов для измерений длин и углов;
– формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах,
представлений о простейших пространственных телах; развитие умений
моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования
построенной модели с использованием геометрических понятий, аппарата
алгебры, решения геометрических и практических задач;
– вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади
прямоугольников;
– выполнять простейшие построения и измерения на местности,
необходимые в реальной жизни.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование
Кол-во
разделов
и
часов,
тем
отводимых
на
освоение
каждого
раздела и
темы
1 Зашифрованная
1
переписка.
Способ решетки
2 Задачи,
головоломки,
игры. Решение
занимательных
задач
3 Задачи,
головоломки,
игры. Решение
занимательных
задач
4 Фигурки из
кубиков и их
частей. Метод трех
проекций
5 Фигурки из
кубиков и их
Основное
содержание/ЭОР
Интернет
ресурсы,
медиафайл,
презентация
1
РЭШ, фоксворд
1
РЭШ, фоксворд
1
Учи.ру, якласс
1
Учи.ру, якласс
Форма
провед
ения
Виды
деятельности
Мини-лекция, Групповая/индивиду
практикум
альная работа.
Выполнение
практических
заданий
Практикум, Групповая/индивиду
игры
альная работа.
Выполнение
практических
заданий
Практикум, Групповая/индивиду
игры
альная работа.
Выполнение
практических
заданий
Мини-лекция, Групповая/индивиду
практикум
альная работа.
Выполнение
практических
заданий
практикум Групповая/индивиду
альная работа.
частей. Метод трех
проекций
6 Параллельность и
7
8
9
10
перпендикулярнос
ть. Проведение
параллельных
прямых.
Проведение
перпендикуляра к
прямой.
Параллелограммы.
Опыты с листом.
Золотой
прямоугольник.
Золотое сечение
Оригами –
искусство
складывания из
бумаги.
Изготовление
оригами.
Симметрия, ее
виды. Осевая
симметрия.
Симметричные
фигуры.
Симметрия, ее
виды. Центральная
симметрия.
11 Симметрия
1
www.elibrary.ru
1
www.elibrary.ru
1
1
1
1
помогает решать
задачи.
12 Симметрия
1
помогает решать
задачи.
13 Одно важное
свойство
окружности.
Вписанный в
окружность угол,
опирающийся на
диаметр.
14 Замечательные
кривые. Эллипс,
гипербола,
парабола
1
1
Выполнение
практических
заданий
Мини-лекция, Групповая/индивиду
практикум
альная работа.
Выполнение
практических
заданий
Мини-лекция, Групповая/индивиду
практикум
альная работа.
Выполнение
практических
заданий
Математика в школе практикум Групповая/индивиду
альная работа.
Выполнение
практических
заданий
https://myschool.edu.r Мини-лекция, Групповая/индивиду
u
практикум
альная работа.
Выполнение
практических
заданий
https://myschool.edu.r Мини-лекция, Групповая/индивиду
u
практикум
альная работа.
Выполнение
практических
заданий
https://myschool.edu.r практикум Групповая/индивиду
u
альная работа.
Выполнение
практических
заданий
https://myschool.edu.r Практическое Групповая/индивиду
u
занятие
альная работа.
Выполнение
практических
заданий
https://myschool.edu.r Мини-лекция, Групповая/индивиду
u
практикум
альная работа.
Выполнение
практических
заданий
https://myschool.edu.r Мини-лекция, Групповая/индивиду
u
практикум
альная работа.
Выполнение
практических
15 Замечательные
кривые. Спираль
Архимеда,
синусоида,
кардиоида,
циклоида,
гипоциклоиды.
16 Задачи,
головоломки,
игры.
17 Задачи,
головоломки,
игры.
1
Olimpiada.ru
Презентация
минипроектов
1
Olimpiada.ru
Практикум,
игры
1
Olimpiada.ru
Практикум,
игры
заданий
Наблюдение,
обсуждение,
дискуссия
Групповая/индивиду
альная работа.
Выполнение
практических
заданий
Групповая/индивиду
альная работа.
Выполнение
практических
заданий