МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ 68 с углубленным изучением отдельных предметов
«РАССМОТРЕНО»
«ПРИНЯТО»
«УТВЕРЖДЕНО»
ШМО учителей-предметников
МАОУ СОШ № 68 с УИОП
Педагогический совет
МАОУ СОШ № 68 с УИОП
Директор
МАОУ СОШ № 68 с УИОП
Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.
Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.
Приказ № 164-О
от «29» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Проектная деятельность»
для обучающихся 5 класса
Екатеринбург 2024
Пояснительная записка
Программа по курсу «Проектная деятельность» направлена на достижение
метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования.
Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения
действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с
информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой
деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений,
субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории
участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия
для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения,
развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и
удовлетворения своих потребностей.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.
Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской
деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской
деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа
позволяет
реализовать
актуальные
в
настоящее
время
компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Основная цель курса: создание условий для успешного освоения обучающимися
основ проектно-исследовательской деятельности, для формирования универсальных
учебных действий.
Основные задачи:
Образовательные:
- познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами
проектов и проектных продуктов;
- знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов;
- уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта;
- знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
- представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта;
- знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты;
- составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы;
- проводить рефлексию своей деятельности.
Развивающие:
- развивать творческие способности;
- развивать умение анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и
доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно
применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания;
- развивать мышление, способности наблюдать и делать выводы;
Воспитательные:
- способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного
обучения, его самореализации и рефлексии;
- развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения
результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения
творческих заданий.
В соответствии с учебным планом образовательной организации программа
рассчитана на 17 часов.
Планируемые результаты освоения учебного курса.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы общего образования Федерального государственного образовательного
2
стандарта обучение на уроках курса проектной деятельности направлено на достижение
учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической
деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в проектной деятельности,
который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного курса:
-сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её
решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или
обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание
прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. П.
-сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в
умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с
рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
-сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать
3
ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных
стратегий в трудных ситуациях;
-сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано
ответить на вопросы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в
том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
выраженная устойчивость учебно-познавательной мотивации учения;
Метапредметные результаты:
Регулятивные результаты:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной
задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Познавательные результаты:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в
открытом информационном пространстве;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об
окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью
инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах.
4
Коммуникативные результаты:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое
сообщение,
владеть
диалогиче-ской
формой
коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор
информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
основные источники информации;
правила оформления списка использованной литературы;
правила классификации и сравнения;
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники,
видео курсы, ресурсы Интернета);
правила сохранения информации, приемы запоминания.
Выпускник получит возможность научиться:
выделять объект исследования; правила сохранения информации,
приемы запоминания.
правила сохранения информации, приемы запоминания.
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
обосновывать актуальность выбранной темы;
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять
главное, формулировать выводы, выявлять закономерности;
работать в группе;
5
работать с источниками информации, представлять информацию в
различных видах преобразовывать из одного вида в другой;
пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными
пособиями;
планировать и организовывать исследовательскую деятельность,
представлять результаты своей деятельности в различных видах;
работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять
операции с файлами и каталогами;
выступать с докладом и вести дискуссию по теме своей работы.
6
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1. Что такое проект?
Виды самостоятельной деятельности: доклад, реферат проект. Что такое
учебный
проект.
Виды
проектов:
исследовательские,
практикоориентированные, информационные, игровые и творческие. Этапы работы над
проектом.
2. Как работать вместе.
Что такое команда? Понятия команды и группы. Приемы установления
взаимопонимания и демонстрации готовности к взаимодействию.
Определение правил командного поведения. Зона личного комфорта. Правила
работы в команде.
Роль договора при эффективном взаимодействии. Принятие правил
совместной работы. «Ведущий» и «ведомый» во взаимодействии. Роль
«ярлыков» в общении.
Практическая деятельность учащихся: создают кроссворд по ПДД,
распределение роли, работают в команде, анализируют работу.
Творческий
проект
«Визитная
карточка
класса»:
учащихся:
разрабатывают сценарий, распределяют обязанности и репетируют,
представляют проект-выступление.
3. От проблемы к цели.
Что такое ситуация. Описание ситуации от имени вымышленного героя.
Что такое признак ситуации. Выделение признаков ситуации. Желаемая и
реальная ситуации. Анализ реальной ситуации. Обоснование желаемой
ситуации.
Противоречия и проблема. Что такое цель. Как сформулировать цель.
Реальные способы достижения цели. Свидетельства достижения цели. Риски.
Постановка задачи, разбиение задачи на шаги. Составление плана
деятельности.
Формы работы на уроке:
Практическая работа. Признаки желаемой ситуации.
Урок открытых мыслей. Постановка цели.
Практическая работа. Составление плана деятельности.
Творческий отчет. План работы над текущим проектом.
4. Работа с информацией.
Что такое ресурсы. Виды ресурсов (информационные, трудовые,
материальные). Планирование ресурсов.
Знакомство с видами справочной литературы и со способами размещения
информации в справочной литературе. Виды справочной литературы (словарь,
справочник, энциклопедия). Особенности словарных статей в разных
источниках информации. Поиск информационных лакун. Оформление ссылок.
Составление справочника по теме. Поиск не достающей информации.
Формы работы на уроке:
Практическая работа. Поиск информации. Оформление ссылок.
7
Творческий отчет. Индивидуальный алгоритм работы со справочной
литературой.
5. Основы риторики и публичного выступления.
Разработка плана публичного выступления. Этапы речи и их задачи.
Примеры выступлений. Заключительная часть выступления. Вопросы.
Формы работы на уроке:
Практическая работа. Составление выступления.
Защита проектов. Публичное представление проекта.
8
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Название темы
1. Что такое проект? (2 часа)
Что такое учебный проект. Виды проектов.
Этапы работы над проектом.
2. Как работать вместе (3 часа)
Что такое команда? Определение правил командного поведения.
Команда и зона личного комфорта. Кто со мной?
Творческий проект «Визитная карточка класса».
3. От проблемы к цели (4 часа)
Ситуация и проблема. Желаемая ситуация.
Анализ реальной ситуации. Постановка проблемы.
Способ достижения цели.
Свидетельства достижения цели. Риски.
4. Работа с информацией. (4 часа)
Виды ресурсов.
Практическая работа «Планирование ресурсов».
Виды справочной литературы.
Размещение информации в справочной литературе.
5. Основы риторики и публичного выступления (4 часа)
Разработка плана выступления.
Примеры в выступлении. Смысловые части выступления.
Этапы речи и их задачи.
Защита проекта. Публичное представление проекта.
ИТОГ: 17 часов
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9