УК Функциональная грамотность. Смысловое чтение 5-7

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ 68 с углубленным изучением отдельных предметов

«РАССМОТРЕНО»

«ПРИНЯТО»

«УТВЕРЖДЕНО»

ШМО учителей-предметников
МАОУ СОШ № 68 с УИОП

Педагогический совет
МАОУ СОШ № 68 с УИОП

Директор
МАОУ СОШ № 68 с УИОП

Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.

Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.

Приказ № 164-О
от «29» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Функциональная грамотность. Смысловое чтение»
для обучающихся 5-7 классов

Екатеринбург 2024
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Функциональная грамотность. Смысловое
чтение» является частью основной образовательной программы основного
общего образования МАОУ СОШ № 68 с углублённым изучением отдельных
предметов.
Данный курс ориентирован на развитие навыков работы с текстом,
воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных,
физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей,
образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это
достигается путем создания благоприятных условий для умственного,
нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника.
Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей,
интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие
универсальных компетентностей обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»
Программа курса «Функциональная грамотность. Смысловое чтение»
рассчитана на 34 часа в 5, 7 классах (1час в неделю), в 6 – х классах – 17 часов
(0,5 часа в неделю).
Рабочая программа имеет цель: воспитание грамотного компетентного
читателя, человека, имеющего стойкую привычку к познанию мира и самого
себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и
мышления.
Программа способствует решению следующих задач на уровне основного
общего образования:
1.
Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной
школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2.
Обеспечивать общее развитие школьника, глубокое понимание
научных и художественных текстов различного уровня сложности.
3.
Обеспечивать осмысление текстовой информации, учить
приобретать и систематизировать научные знания.
4.
Развивать функциональную грамотность (способность учащихся
свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой
информации, умения пользоваться различными видами чтения).
5.
Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую
культуру.
Ведущий
принцип:
принцип
межпредметной
интеграции,
предполагающий единство всех заинтересованных сторон в совместной учебной
и внеурочной деятельности.
Работа с текстом в программе представлена в трёх разделах:
 поиск информации и понимание прочитанного;
 преобразование и интерпретация информации;
2

 оценка информации.

Как часть образовательной программы «Функциональная грамотность.
Смысловое чтение» тесно связана с учебными образовательными программами и
способствует совершенствованию следующих умений:
1.
Овладение функциональной грамотностью (различными видами
чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением;
умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).
2.
Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов
разных видов.
3.
Овладение продуктивными умениями различных видов устной и
письменной речи.
4.
Определение
и
объяснение
собственной
интерпретации
прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения).
5.
Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.
6.
Приобретение, систематизация и использование сведений по теории
и истории текста.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Работа с содержащейся в литературных, учебных, научно-познавательных
текстах, инструкциях информацией. Чтение текста с целью удовлетворения
познавательного интереса, освоения и использования информации.
Представление информации в наглядно- символической форме. Работа с
текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
Поиск информации, выделение нужной для решения практической или
учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и
обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и
преобразование этих идей и информации. Использование полученной из разного
вида текстов информации для установления несложных причинно- следственных
связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия
решений в простых учебных и практических ситуациях.
Ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла:
определение главной темы, общей цели или назначения текста. Выбор из текста
или придумывание заголовка, соответствующего содержанию и общему смыслу
текста. Формулировка тезиса, выражающего общий смысл текста. Составление
примерного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт.
Объяснение порядка частей (инструкций), содержащихся в тексте.
Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов. Установление
соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной
вопросом. Объяснение назначения карты, рисунка, пояснение части графика или
таблицы. Нахождение в тексте требуемой информации: беглое чтение,
определение его основных элементов, сопоставление формы выражения
информации в запросе и в самом тексте, установление тождественности или
синонимичности, нахождение необходимой единицы информации в тексте.
Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, требующих
3

полного и критического понимания текста Определение назначения разных
видов текстов. Постановка цели чтения, направленной на поиск полезной в
данный момент информации. Различение темы и подтемы специального текста.
Выделение
главной
и
избыточной
информации.
Прогнозирование
последовательности изложения идей текста. Сопоставление разных точек
зрения и разных источников информации по заданной теме. Выполнение
смыслового свертывания выделенных фактов и мыслей. Формулирование на
основе текста системы аргументов (доводов) для обоснования определенной
позиции.
Самостоятельная организация поиска информации. Критическое
отношение к получаемой информации, сопоставление её с информацией из
других источников и имеющимся жизненным опытом. Анализ изменения своего
эмоционального состояния в процессе чтения, получение и переработка
полученной информации и ее осмысление.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки,
оглавления. Проверка правописания. Использование в тексте таблиц,
изображений. Преобразование текста с использованием новых форм
представления информации. Формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том
числе динамические, электронные, в частности в практических задачах).
Переход от одного представления данных к другому. Интерпретация текста:
сравнение и противопоставление заключенной в тексте информации разного
характера. Нахождение в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов.
Формулировка выводов из предъявленных посылок. Формулировка заключения
о намерении автора или главной мысли текста.
Выявление
имплицитной
(скрытой,
присутствующей
неявно)
информации текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с
информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и
структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации.
Отзыв на содержание текста: связывание информации, обнаруженной в
тексте, со знаниями из других источников. Оценка утверждения, сделанного в
тексте, исходя из своих представлений о мире. Нахождение доводов в защиту
своей точки зрения. Отзыв на форму текста, оценка не только содержания
текста, но и его формы, а в целом – мастерства его исполнения. На основе
имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность
имеющейся
информации.
Нахождение
недостоверности
получаемой
информации. Пробелы в информации и нахождение пути восполнения этих
пробелов. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление
содержащейся
в
них
противоречивой,
конфликтной
информации.
Использование полученного опыта восприятия информационных объектов для
обогащения чувственного опыта. Высказывание оценочных суждений и своей
точки зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Критическое отношение к рекламной информации. Нахождение
способов проверки противоречивой информации. Определение достоверности
4

информации в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации.
5 класс
Текст: поиск информации. Что такое текст? Что значит работать с
текстом? Поиск информации в литературном тексте. Поиск информации в
научно-популярном тексте. Как мы читаем? Цели чтения: познавательная. Цель
освоения и использования текстовой информации: анализ текста. Работа с
информацией в инструкциях. Работа с информацией в инструкциях: анализ
текста. Внимание к слову. Слова в контексте. Заголовок текста. Текст:
преобразование и интерпретация. Что такое эпиграф? Тексты с использованием
таблиц схем, диаграмм. Интерпретация информации, полученной из разного
вида текстов. Тема текста. Главная мысль текста. Деление текста на смысловые
части. Микротема. Информация в наглядно-символической форме Логограф.
План текста. Простой план. Сложный план.
6 класс
Текст: поиск информации. Поиск информации для решения поставленной
цели. Работа со словарями. Назначение разных типов текста. Типы текстов.
Связь темы текста и основной мысли с названием. Анализ текста. Сопоставление
текстов и внетекстовых компонентов. Текст: преобразование и интерпретация.
Интерпретация научного текста. Составление примерного плана текста по
заголовку. Формулировка тезиса, выражающего общий смысл текста. Значение
карт, рисунков, таблиц для текстов разных стилей. Беглое чтение, определение
его основных элементов. Нахождение в тексте требуемой информации. Главная
и избыточная информация в работе с текстом. Оценка информации. Нахождение
аргументов, подтверждающих вывод (ответ на поставленный вопрос).
Нахождение в тексте фрагментов, необходимых для ответа на вопрос.
Формулировка аргументов, подтверждающих точку зрения. Критическое
понимание текста.
7

класс

Текст: преобразование и интерпретация. Специальные тексты. Конспект.
Тезис. Выписки. Различение темы и подтемы специального текст. Текст: поиск
информации. Выделение главной и избыточной информации. Прогнозирование
последовательности изложения идей текста. Разные источники информации по
заданной теме. Самостоятельная организация поиска информации. Текст: оценка
информации. Разные точки зрения. Создание текста-схемы. Информация из
разных источников и жизненный опыт. Анализ разных источников информации.
Смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей. Сопоставление
информации. Система аргументов для обоснования определенной позиции.
Формулирование на основе текста системы аргументов (доводов).
Формулирование собственной точки зрения.
5

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по курсу
«Функциональная грамотность. Смысловое чтение» основного общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания
и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по курсу
«Функциональная грамотность. Смысловое чтение» для основного
общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в
части:
Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей;

активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении
с
ситуациями,
отражёнными
в
литературных
произведениях;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека;

представление об основных правах, свободах и
обязанностях
гражданина,
социальных
нормах
и
правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;

представление о способах противодействия коррупции;

готовность к разнообразной совместной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой
на примеры из литературы;
Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России в контексте изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур
6

народов РФ;

ценностное отношение к достижениям своей Родины —
России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях;

уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их
воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей
литературных произведений;

готовность оценивать своё поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом осознания последствий поступков;

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных
произведений;

осознание важности художественной литературы и культуры
как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства,
роли этнических культурных традиций и народного творчества;

стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;

ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для
физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности,
в том числе навыки безопасного поведения в интернет- среде в процессе
школьного литературного образования;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и
меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в
7

том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других,
опираясь на примеры из литературных произведений;

уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;

сформированность навыка рефлексии, признание своего
права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков
литературных героев.
Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических
задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого
предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах
художественных произведений;

осознание важности обучения на протяжении всей жизни
для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого;

уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в
том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;

осознанный
выбор
и
построение
индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учетом личных и
общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание
глобального характера экологических проблем и путей их решения;

активное
неприятие
действий,
приносящих
вред
окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с
литературными
произведениями,
поднимающими
экологические
проблемы;

осознание своей роли как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной
8

средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные
литературные произведения;

овладение языковой и читательской культурой как средством
познания мира;

установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные
результаты,
обеспечивающие
адаптацию
обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных
социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста,
норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

изучение и оценка социальных ролей персонажей
художественных произведений;

потребность
во
взаимодействии
в
условиях
неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

в действии в условиях неопределенности, повышение уровня
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

в выявлении и связывании образов, необходимость в
формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать своё развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития;

анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;

оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и
читательский опыт;

воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые
9

решения
и действия;

формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;

быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
Планирование результатов освоения программы курса исходит из
требований к метапредметным результатам освоения образовательной
программы:

демонстрировать отдельные навыки смыслового чтения
текстов различных стилей и жанров;

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации;

составлять тексты в устной и письменной формах.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий
приоритетное
внимание
уделяется
формированию
действий
целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и
задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане,
осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей,
контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по
способу действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение. Ведущим способом решения этой задачи является
формирование способности к проектированию.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных
действий на занятиях курса приоритетное внимание уделяется:
формированию действий по организации и планированию учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и
приобретению опыта такой работы, практическому освоению моральноэтических и психологических принципов общения и сотрудничества;
практическому
освоению
умений,
составляющих
основу
коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные
коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь
согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать
необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть
нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать
ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра,
выбирать адекватные стратегии коммуникации; развитию речевой
деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для
регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции
собственного речевого поведения как основы коммуникативной
компетентности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных
действий приоритетное внимание на занятиях уделяется развитию
стратегий смыслового чтения и работе с информацией; практическому
освоению методов познания, используемых в различных областях знания
10

и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного
аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию
общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра
логических действий и операций. Выпускники получат возможность
научиться строить умозаключения и принимать решения на основе
самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт
критического отношения к получаемой информации на основе её
сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся
жизненным опытом.
В основе реализации программы курса «Смысловое чтение» лежит
системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и
развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного
общества, инновационной экономики, задачам построения российского
гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога
культур.
В основной школе приобретенные умения при освоении курса
будут трансформироваться на всех учебных предметах, где будет
продолжена работа по формированию и развитию основ читательской
компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством
осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и
самообразования, осознанного планирования своего актуального и
перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к
трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет
сформирована потребность в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений. Учащиеся
усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык
осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык
рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами
чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и
выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух
и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют
основными стратегиями чтения научных и других видов текстов и будут
способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной
задаче, будут готовы и способны к выбору направления профильного
образования.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
На уровне основного общего образования выпускники школы
приобретут в процессе чтения соответствующие возрасту навыки работы
с содержащейся в литературных, учебных, научно-познавательных
текстах, инструкциях информацией. Выпускники научатся осознанно
читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса,
освоения и использования информации, овладеют элементарными
навыками чтения, представления информации в наглядно-символической
форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки,
таблицы, диаграммы, схемы.
11

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как
поиск информации, выделение нужной для решения практической или
учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и
обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и
преобразование этих идей и информации. Обучающиеся смогут
использовать полученную из разного вида текстов информацию для
установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей,
объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в
простых учебных и практических ситуациях.
Выпускник научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его
целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение
текста;
выбирать
из
текста
или
придумывать
заголовок,
соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста; формулировать
тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание
предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты;
обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка,
пояснять части графика или таблицы и т.д.;
находить в тексте требуемую информацию: (пробегать текст
глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы
выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать,
являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические
задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять
назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения,
направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
различать темы и подтемы специального текста; выделять главную и
избыточную
информацию;
прогнозировать
последовательность
изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные
источники информации по заданной теме; выполнять смысловое
свертывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста
систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции;
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускники получат возможность научиться:
самостоятельно организовывать поиск информации,
приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой
информации, сопоставления её с информацией из других источников и
имеющимся жизненным опытом;
анализировать изменения своего эмоционального состояния
в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее
осмысления.
12

структурировать текст, используя нумерацию страниц,
списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания;
использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать
текст,
используя
новые
формы
представления информации; формулы, графики, диаграммы, таблицы (в
том числе динамические, электронные, в частности в практических
задачах), переходить от одного представления данных к другому;
интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять
заключенную в тексте информацию разного характера; обнаруживать в
тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из
сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора
или главной мысли текста.
выявлять имплицитную (скрытую, присутствующую неявно)
информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного
материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных
языковых средств и структуры текста).
откликаться на содержание текста: связывать информацию,
обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать
утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
находить доводы в защиту своей точки зрения;
откликаться на форму текста, оценивать не только
содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его
исполнения;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать
сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать
недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и
находить пути восполнения этих пробелов;
в процессе работы с одним или несколькими источниками
выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную
информацию;
использовать
полученный
опыт
восприятия
информационных объектов для обогащения чувственного опыта,
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном
сообщении (прочитанном тексте).
критически относиться к рекламной информации; находить
способы проверки противоречивой информации; определять достоверную
информацию в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации.
-

13

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№
п/п
1

2

Наименование
разделов и тем
программы

Кол-во часов

Практические Электронные (цифровые)
работы
образовательные ресурсы

Текст: поиск
информации

16

4

Текст:
преобразование и
интерпретация

18

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
http://center-imc.ru/wpcontent/uploads/2020/02/10120.pdf
https://fioco.ru/примеры-задач-pisa

7

https://monitoring.spbcokoit.ru/proced
ure/1043/
https://myshop.ru/shop/product/4539
2 26.htm
34

11

6 класс
Наименование
разделов и тем
программы
1 Текст: поиск
информации

Кол-во
часов

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

5

4

2 Текст:
преобразование и
интерпретация

8

5

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
http://center-imc.ru/wpcontent/uploads/2020/02/10120.pdf
https://fioco.ru/примеры-задач-pisa

№
п/п

3 Текст: оценка
информации

https://monitoring.spbcokoit.ru/proce
dure/1043/

4

3

17

12

https://myshop.ru/shop/product/453922
6.htm
https://fioco.ru/vebinar-shkolyocenka-pisa

14

7 класс
№п/п Наименование
разделов и тем
программы
1 Текст: поиск
информации

2 Текст:
Преобразование и
интерпретация

Кол-во
часов

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

9

4

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
http://center-imc.ru/wpcontent/uploads/2020/02/10120.pdf

9

https://fioco.ru/примеры-задач-pisa

2

https://monitoring.spbcokoit.ru/proce
dure/1043/
https://myshop.ru/shop/product/4539
226.htm

3 Текст:
оценка
информации

16

5
https://fioco.ru/vebinar-shkolyocenka-pisa

34

11

15

Поурочное планирование 5 класс
№п/п

Тема урока

Количество
часов
Всег Прак
о тиче
ские
рабо
ты
1 0 0
1 0 0
1
1

Виды, формы
контроля

1
2
3

Текст: поиск информации. Что такое текст?
Что значит работать с текстом?
Поиск информации в литературном тексте.

4

Поиск информации в литературном тексте:
анализ текста
Поиск информации в научно-популярном
тексте.
Поиск информации в научно-популярном
тексте: анализ текста.
Как мы читаем? Цели чтения:
Познавательная.
Познавательная цель текста: анализ текста.

1

0

1

1

1

0

Практическая
работа
Устный опрос

1

0

Устный опрос

1

1

1

0

1

0

Устный опрос

11

Цель освоения и использования текстовой
информации.
Цель освоения и использования текстовой
информации: анализ текста.
Работа с информацией в инструкциях.

Практическая
работа
Устный опрос

1

0

Устный опрос

12

Внимание к слову.

1

1

13

Слова в контексте.

1

0

Практическая
работа
Устный опрос

14
15

Заголовок текста.
Диагностическая работа по разделу «Текст:
поиск информации»
Текст: преобразование и интерпретация. Что
такое эпиграф?

1
1

0
0

1

0

Устный опрос
Диагностическая
работа
Устный опрос

Тексты с использованием таблиц схем,
диаграмм.
Интерпретация информации, полученной из
разного вида текстов
Интерпретация информации, полученной из
разного вида текстов. Практикум.
Тема текста.
Главная мысль текста.

1

0

Устный опрос

1

0

Устный опрос

1

0

Устный опрос

1
1

0
1

Умение определять тему и основную мысль
текста. Практикум.

1

1

Устный опрос
Практическая
работа
Практическая работа

5
6
7
8
9
10

16
17
18
19
20
21
22

16

Устный опрос
Устный опрос
Практическая
работа
Устный опрос

23

Деление текста на смысловые части.

1

0

Устный опрос

24

Микротема

1

1

25

1

1

1

0

27

Деление
текста на смысловые части.
Микротема. Практикум.
Информация
в наглядно-символической
форме.
Логограф.

Практическая
работа
Практическая
работа
Устный опрос

1

0

Устный опрос

28

Составление логографа к тексту.

1

1

29

Схема как форма наглядно-символического
представления текста.
Простой план.

1

0

Практическая
работа
Устный опрос

1

1

1

0

32

Составление
простого
плана
различных типов и стилей.
Что такое сложный план теста?

Практическая
работа
Устный опрос

1

0

Устный опрос

33

Сложный план. Практикум.

1

1

34

Итоговая диагностическая работа

1

0

Практическая
работа
Диагностическая
работа

34

11

26

30
31

текстов

Поурочное планирование 6 класс
№п/п

Тема урока

Количество
Виды, формы
часов
контроля
Всего
Прак
тиче
ские
работы

1

Текст: поиск информации.
Поиск информации для решения
поставленной цели. Работа со словарями.

1

0

Устный опрос

2

Работа со словарями: Анализ текста.

1

1

3

Текст: оценка информации. Главная и
избыточная информация в тексте.
Назначение разных типов текста.
Тексты научно-популярных стилей. Анализ
научного текста.
Связь типа текста и его назначения.
Сопоставление текстов и внетекстовых
компонентов.
Текст: преобразование и интерпретация.
Интерпретация научного текста.
Составление примерного плана текста по
заголовку: Анализ текста.

1

1

Практическая
работа
Устный опрос

1
1

0
1

Устный опрос
Самооценка

1
1

0
1

1

1

Устный опрос
Практическая
работа
Устный опрос

1

0

Устный опрос

4
5
6
7
8
9

17

10
11
12
13
14
15
16
17

Формулировка тезиса, выражающего
общий смысл текста.
Значение карт, рисунков, таблиц для
текстов разных стилей.
Беглое чтение, определение его основных
элементов.
Нахождение в тексте требуемой
информации.
Нахождение аргументов, подтверждающих
вывод (ответ на поставленный вопрос).
Нахождение в тексте фрагментов,
необходимых для ответа на вопрос.
Критическое понимание текста.

1

1

1

1

1

0

Практическая
работа
Практическая
работа
Устный опрос

1

1

Устный опрос

1

1

1

1

Практическая
работа
Устный опрос

1

1

Примеры смешанных текстов: веб-страницы,
инфографика, объявления.

1

1

17ч

12ч

Практическая
работа
Практическая
работа

Поурочное планирование 7 класс
№п/п

Тема урока

2
3

Текст: преобразование и интерпретация.
Специальные тексты.
Конспект.
Конспект. Практикум.

4
5

1

Количество
часов
Всего Прак
тиче
ские
рабо
ты
1
0
1
1

0
1

Тезис.
Тезис. Практикум.

1
1

0
1

6
7

Выписка.
Выписка. Практикум

1
1

0
1

8

Различение темы и подтемы специального
текст.
Различение темы и подтемы специального
текста. Работа с текстом.
Текст:
поиск информации. Выделение
главной и избыточной информации.
Выделение
главной
и
избыточной
информации. Работа с текстом.
Прогнозирование
последовательности
изложения идей текста.

1

0

1

1

1

0

1

1

1

0

9
10
11
12

18

Виды, формы
контроля

Устный опрос
Устный опрос
Практическая
работа
Устный опрос
Практическая
работа
Устный опрос
Практическая
работа
Устный опрос
Практическая
работа
Устный опрос
Практическая
работа
Устный опрос

Прогнозирование
последовательности
изложения идей текста. Работа с текстом.
Разные
источники
информации
по
заданной теме.
Разные
источники
информации
по
заданной теме: Интерпретация и анализ
текста.
Разные
источники
информации
по
заданной теме: Интерпретация и анализ
текста.
Самостоятельная
организация
поиска
информации.
Диагностическая работа по разделам
«Текст: преобразование и интерпретация.
Поиск
информации»
Текст: оценка информации. Разные точки
зрения.
Разные точки зрения: Создание текстасхемы.
Информация из разных источников и
жизненный опыт.
Анализ разных источников информации.

1

0

Устный опрос

1

0

Устный опрос

1

0

Сочинение-анализ
текста

1

1

Практическая
работа

1

0

Устный опрос

1

0

Диагностическая
работа

1

0

Устный опрос

1

1

1

0

Практическая
работа
Устный опрос

1

1

1

0

1

1

Практическая
работа

1
1

0
0

Устный опрос
Устный опрос

1

1

1

0

Практическая
работа
Устный опрос

1

0

Устный опрос

1

0

Устный опрос

1

1

32

Информация из разных источников и
жизненный опыт: Интерпретация и анализ
текста.
Информация из разных источников и
жизненный опыт: Интерпретация и анализ
текста.
Сопоставление информации.
Смысловое
свертывание
выделенных
фактов и мыслей.
Смысловое
свертывание
выделенных
фактов и мыслей. Работа с текстом.
Система
аргументов для обоснования
определенной позиции.
Система
аргументов для обоснования
определенной позиции. Анализ текста.
Формулирование на основе текста системы
аргументов (доводов).
Формулирование на основе текста системы
аргументов (доводов). Анализ текста.
Понимание текста, извлечение аргументов.

1

0

Практическая
работа
Устный опрос

33
34

Собственная точка зрения.
Итоговая диагностическая работа

1
1

0
0

34ч

11ч

13
14
15

16

17
18

19
20
21
22
23

24

25
26
27
28
29
30
31

19

Практическая
работа
Устный опрос

Устный опрос
Диагностическая
работа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Пособия для обучающихся
1.

2.
3.
4.

5.

Гостева Ю.Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г.
А., Чабан Т.Ю. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий.
Выпуск 1. Часть 1-2 – М: Просвещение, 2020
Книга для чтения по истории Древнего мира. Пособие для
учащихся под редакцией Немировского А.И. М.: Просвещение, 2016
Запорожец Н.И. Книга для чтения по истории средних веков.
Пособие для учащихся средней школы. М.: Просвещение, 2010
Данилов А.А., Демидов Г.В., С.М. Шестакова. История
России. Сборник Рассказов: учебное пособие для 6 класса
общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2016
Данилов А.А. История России. Сборник Рассказов: учебное
пособие для 7 класса общеобразовательных организаций. М.:
Просвещение, 2018

Дополнительная литература для чтения по истории для обучающихся
Список литературы по истории для 5 класса
Мифология
1. Кун. Н. Легенды и мифы Древней Греции.
2. Зелинский. Ф. Ф. Сказочная древность Эллады. Аттические сказки.
3. Немировский А. И. Мифы Древней Эллады.
4. Косидовский. З. Библейские сказания.
5. Голосовкер. Я. Сказания о титанах.
История и археология, дешифровка древних текстов
6. Каждан А. В поисках минувших столетий.
7. Немировский А. И. Нить Ариадны.
8. Керам. К. Боги, гробницы, ученые.
9. Косидовский. З. Когда Солнце было богом.
10. Рубинштейн Р. Разгаданные письмена
Первобытный мир

11. Киплинг. Р. Как было написано первое письмо. Кошка, которая гуляла сама
по себе (сказки).
12. Писарев. Повесть о Манко Смелом, охотнике из племени береговых людей
13. Ж. Рони-Старший. Пещерный лев. Борьба за огонь. Вамирэх.
14. Д’Эрвильи. Приключения доисторического мальчика.
15. Покровский С. Поселок на озере. Охотники на мамонтов.

Древний Восток
16. Лурье С. Я. Заговорившие таблички.
17. Матье М. Э. День египетского мальчика.
18. Три великих сказания Древней Индии.
19. Рубинштейн. Р. Глиняный конверт.
20

20. Рубинштейн. Р.Кари – сын художника.
21. Воронкова. Л. След огненной жизни.
22. Моисеева. К. Дочь Эхнатона.
23. Ян. В. Финикийский корабль.
24. Гурьян О. М. Наследство Би Шэна, или Воображаемые истории
шестнадцати мудрецов,взятые из подлинных летописей.
25. Фингарет С. И. Скифы в остроконечных шапках.
26. Моисеева К. М. В древнем царстве Урарту.
Древняя Греция
27. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция
28. Парандовский. Я. Олимпийский диск.
29. Воронкова. Л. Мессенские войны. Герой Саламина. В глуби веков. Сын
Зевса.
30. Говоров. А. Алкамен – театральный мальчик.
31. Лурье С. Я. Письмо греческого мальчика
32. Кошеленко Г. А., Сарианиди В. И. За барханами – прошлое
Древний Рим
33. Немировский А. И. Слоны Ганнибала. Этрусское зеркало. Пурпур и яд.
34. Тит Ливий. Война с Ганнибалом / Пересказ С. Маркиша.
35. Остромецкая Н., Бромлей Н. Приключения мальчика с собакой.
36. Моисеева К. В Помпеях был праздник.
37. В. Ян. Спартак.
38. Езерский. М.Сила земли.
39. Моисеева К. М. Караван Идет в Пальмиру.
40. Гай СветонийТранквилл. Жизнь двенадцати Цезарей
41. Сенкевич Г. Камо грядеши?
Список литературы по истории для 6 класса
Древняя Русь
1. Каждан А. В поисках минувших столетий. У стен Царьграда.
2. Пушкин А. С. Песнь о Вещем Олеге
3. Каргалов. В. Чёрные стрелы вятича.
4. Вронский. Ю. Необычайные приключения Кукши из Домовичей.
5. Гурьян. О. Ивашка бежит за конем.
6. Югов. А.Ратоборцы.
7. Семёнова. М. Лебединая дорога. Валькирия.
8. Ян. В. Батый. Чингисхан. К последнему морю.
9. Слово о полку Игореве
10. Моление Даниила Заточника.
11. Задонщина.
12. Повесть о разорении Рязани Батыем.
13. Былины.
14. Житие Александра Невского.
15. Повесть о Петре и Февронии.
16. Ладинский. Анна Ярославна – королева Франции. Когда пал Херсонес.
17. Повесть временных лет.
21

18. Кончаловская. Н. Наша древняя столица.
Героический эпос и смежные жанры
19. Песнь о Роланде.
20. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибеллунгах.
21. Калевала
22. Киплинг. Р. Сказки старой Англии.
23. Дж. Р. Р. Толкиен. Хоббит. Властелин колец.
24. Марк Твен. Необыкновенные приключения янки из Коннектикута при
дворе короля Артура.
25. Говоров. А. Последние Каролинги.
26. Моисеева К. М. Тайна горы Мут.
27. Курбатов В. И. Еретик Жоффруа Валле
Крестовые походы
28. Скотт. В. Айвенго.
29. Скотт. В. Ричард Львиное Сердце.
30. Теккерей. У. Ревекка и Ровенна.
Образование централизованных государств
31. Скотт. В. Квентин Дорвард.
32. Стивенсон Р. Л.. Чёрная стрела.
33. Гюго В. Собор Парижской Богоматери.
34. Гурьян. О. Свидетели.
35. Конан-Дойл. А. Белый отряд.
36. Шиллер. Ф. Вильгельм Телль
7 класс. Всеобщая история
Открытие Нового света, колонизация, пиратство
2. Хаггард. Г. Р. Дочь Монтесумы.
3. Фидлер. А. Белый Ягуар – вождь араваков.
4. Сабатини. Р. Одиссея капитана Блада. Хроника капитана Блада.
5. Штильмарк Р. Наследник из Калькутты.
6. Дефо Д. Робинзон Крузо.
7. Свет Я. Последний инка. Алая линия.
8. Свифт Дж. Путешествия Гулливера.
9. Купер Дж. Ф. Зверобой.
10. Стивенсон. Р. Л. Остров сокровищ
11. Гурьян О. М. Один рё и два бу.
12. Можейко И. Пираты, корсары, рейдеры
13. Маховский Я. История морского пиратства
Реформация, религиозные войны и контрреформация в Европе
14. Ш. де Костер. Легенда об Уленшпигеле.
15. А. Дюма. Королева Марго. Графиня де Монсоро. Сорок пять.
16. Ал. Алтаев. Под знаменем башмака.
17. Проспер Мериме. Хроника царствования Карла IX
Абсолютизм в Европе, Английская буржуазная революция
18. М. де Сервантес. Дон Кихот.
19. С. Цвейг. Мария Стюарт.
22

20. А. Дюма. Три мушкетёра. Двадцать лет спустя.
21. Р. Сабатини. Рыцарь таверны.
22. Ж.-Б. Мольер. Мещанин во дворянстве.
23. Бомарше. Женитьба Фигаро.
24. Уильям Шекспир. Ричард III
25. Марк Твен. Принц и нищий
26. Роберт Болт. Человек на все времена
27. Дж. Ф. Купер. Последний из могикан, или Повествование о 1757 годе.
Война за независимость и образование США
28. Дж. Ф. Купер. Следопыт, или На берегах Онтарио. Шпион, или
Повесть о нейтральной территории. Великая французская революция
29. В. Гюго. 93 год.
30. С. Цвейг. Мария Антуанетта.
Отечественная история
31. Лажечников А. Ледяной дом.
32. Ян В. Никита и Микитка.
33. А. Н. Толстой. Пётр I.
34. А. К. Толстой. Князь Серебряный. Василий Шибанов. (стихотворение).
История государства Российского от Гостомысла до Тимашева
(стихотворение)
35. Р. Г. Скрынников. Иван Грозный.
36. А. С. Пушкин. Борис Годунов. Полтава.
37. Аввакум. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное.
38. Загоскин. Юрий Милославский. Стрельцы.
39. Пушкин А. С. Капитанская дочка. История Пугачевского бунта.
40. Говоров А. Жизнь и дела Василия Киприанова, царского
библиотекариуса
Пособия для учителя
1. Федосик В.А., Евтухов И.О., Темушев С.Н.: История Средних веков, V XIII вв. 6 класс. Хрестоматия
2. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г.: Хрестоматия по истории
России. Учебное пособие. – М.: Проспект, 2016.
3. Данилов Д.Д. Всеобщая история. Средние века. 6 класс. М.: Баласс,
2014
4. Подробнее: https://www.labirint.ru/books/488926/
5. Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое
сопровождение. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова,
И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И. Стрижекурова,
И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ«Институт стратегии развития образования
Российской академии образования», 2018.
6. Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык.
Сборник задач по формированию читательской грамотности – М:
Просвещение, 2019
7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
23

действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г.
Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова.
– 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2018
8. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей
общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2
– е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2019
9. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная
программа. Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная
грамотность выпускников школ.\\Социологические исследования
10. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.//
Русский язык издательский дом “Первое сентября”
11. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению
// Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции
(26-28 марта 2001 г.). В 2- х ч. Ч. 1 / Под ред И.В. Усачевой. М., 2016.
12. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту.
Методические подсказки для учителей и родителей.-- Тлн.: Арго, 2017
13. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального
чтения// Международная научно-практическая конференция «Чтение
детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург.
Сборник тезисов и докладов.
14. Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения».
Тольятти, 2018 //Международная научно-практическая конференция
«Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». СанктПетербург. Сборник тезисов и докладов.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».