МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ 68 с углубленным изучением отдельных предметов
«РАССМОТРЕНО»
«ПРИНЯТО»
«УТВЕРЖДЕНО»
ШМО учителей-предметников
МАОУ СОШ № 68 с УИОП
Педагогический совет
МАОУ СОШ № 68 с УИОП
Директор
МАОУ СОШ № 68 с УИОП
Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.
Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.
Приказ № 164-О
от «29» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»
для обучающихся 5 – 6 классов
Екатеринбург 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у
обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях
религиозных и светских традиций народов России, формированию
ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма,
православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей
страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОДНКНР
предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся,
требующей от них умения выслушивать позицию партнѐра по деятельности,
принимать еѐ, согласовывать усилия для достижения поставленной цели,
находить адекватные вербальные средства передачи информации и
рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе
диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия
обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных
точек зрения и т. п.
Цели и задачи изучения учебного предмета
Целью ОДНКНР является формирование у обучающегося мотивации к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а
также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОДНКНР являются:
—
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,
буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и
светской этики по выбору родителей (законных представителей);
—
развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и
ценностей в жизни личности, семьи, общества;
—
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и
морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностносмысловой сферы личности с учѐтом мировоззренческих и культурных
особенностей и потребностей семьи;
—
развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной,
разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе
взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип
реализации ОДНКНР — культурологический подход, способствующий
формированию у младших школьников первоначальных представлений о
культуре традиционных религий народов России (православия, ислама,
буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной
на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина
в Российской Федерации.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» изучается в первом полугодии 5 класса один час в неделю, общий
объем составляет 16 часов и первое полугодие 6 класса один час в неделю,
общий объем составляет 16 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно
связанных друг с другом шести учебных модулей:
-
«Основы православной культуры»,
-
«Основы исламской культуры»,
-
«Основы иудейской культуры»,
-
«Основы буддийской культуры»,
-
«Основы мировых религиозных культур»,
-
«Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью учебного предмета, имеет
логическую завершенность по отношению к установленным целям и
результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала
по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный
учебный компонент.
При изучении учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» по заявлению обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется выбор
одного из учебных курсов (учебных модулей).
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные
Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское
искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство).
Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых.
Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы исламской культуры»
Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные основы семьи в исламе.
Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим,
дружба, гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие. Забота о здоровье
в культуре ислама. Ценность образования и польза учения в исламе.
Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности
проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы буддийской культуры»
Буддизм в России. Основы буддийского Учения и этики. Человек в
буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийский храм.
Буддийские святыни. Буддийский календарь. Праздники в буддийской
культуре. Искусство в буддийской культуре. Священные буддийские
сооружения. Буддийские ритуалы.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы иудейской культуры»
Иудаизм в России. Основные принципы иудаизма. Милосердие, забота о
слабых, взаимопомощь. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.
Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей. Еврейский
дом – еврейский мир: знакомство с историей и традицией. Знакомство с
еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские праздники:
их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Праматери еврейского народа.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве.
Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные
ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота
о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к
ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы светской этики»
Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нравственный
закон и его понимание в светской этике. Десять заповедей. Любовь и
нравственный закон. О любви в разных религиях. Любовь как основа жизни
человека. Обида и прощение. Стыд, чувство вины. Методы нравственного
самосовершенствования. Что такое дружба. Чем дружеские отношения
отличаются от других отношений. Мыслители о дружбе. Законы
гостеприимства. Что такое нравственный поступок. Наши знаменитые
земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты. Милосердие и
поступки. О людях, творящих добро. Золотое правило нравственности.
Жизнь и судьба А. Швейцера. Как мы можем изменить мир вокруг себя.
Этическое учение Л.Н. Толстого. Душа, мысли, поступки. «Письма о добром
и прекрасном».
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
ПРЕДМЕТА
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО
Изучение учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» направлено на достижение обучающимися личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
К важнейшим личностным результатам изучения учебного предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основной
общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО
(2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, школы,
местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней).
в сфере патриотического воспитания: осознание российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране.
в сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать
свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
в сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства; сознание важности художественной
культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных
видах искусства.
в сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание
последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков
безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение
осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека.
в сфере трудового воспитания: установка на активное участие в
решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес
к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе
на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности
обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность
адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учетом личных и
общественных интересов и потребностей.
в сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний
из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей
их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности.
в сфере формирования ценности научного познания: ориентация в
деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; овладение языковой и
читательской культурой как средством познания мира; овладение основными
навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной
среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды; способность обучающихся во взаимодействии в
условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые
знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и
связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе
способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях,
в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие; умение распознавать
конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять
операции в соответствии с определением и простейшими свойствами
понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его
свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а также
оперировать терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи
природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом
влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов,
возможных глобальных последствий; способность обучающихся осознавать
стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты изучения учебного предмета «Основы духовнонравственной культуры народов России» в основной школе выражаются в
следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: выявлять и характеризовать
существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный
признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа; с учетом предложенной задачи выявлять
закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при
изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием
дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ
решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных
критериев);
владение базовыми исследовательскими действиями: использовать вопросы
как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы,
фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации,
объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать
гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно
составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на
применимость и достоверность информации, полученной в ходе
исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и
выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования,
владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
работа с информацией: применять различные методы, инструменты и
запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с
учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать,
анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления; находить сходные аргументы
(подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в
различных информационных источниках; самостоятельно выбирать
оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями; оценивать надежность информации по критериям,
предложенным педагогическим работником или сформулированным
самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку
зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное
отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои
возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций; публично представлять результаты выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат
выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов;
осуществление совместной деятельности: понимать и использовать
преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель
совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать
организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, "мозговые штурмы" и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно
сформулированным
участниками
взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального
интеллекта обучающихся.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно
составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения
новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность
за решение;
владение приемами самоконтроля: владеть способами самоконтроля,
самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и
предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности,
которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения
(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному
опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать
соответствие результата цели и условиям;
В сфере эмоционального интеллекта: различать, называть и управлять
собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать
причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы
и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций;
В сфере принятия себя и других: осознанно относиться к другому человеку,
его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать
невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты
рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников
информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов
России;
готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных
промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;
характеризовать духовно-нравственные черты
народов
России,
основываясь
на традиционных религиях, фольклоре и
других источниках;
-
различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с
общепринятых нравственных позиций;
рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать
характер семейных взаимоотношений;
-
оценивать, приводя примеры, своѐ поведение в семье, школе и вне их;
использовать знания о правах и обязанностях граждан России,
государственной символике, государственных институтах и др. для
формирования представлений о России, как общем доме для народов еѐ
населяющих;
-
объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;
-
приводить примеры беззаветного служения Родине – России.
использовать первоначальные представления о традиционных религиях
народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и
другими людьми;
сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своѐ
отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;
соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе,
общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;
различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку
своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;
- использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии,
детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на
вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях,
религиях народов России для создания собственных устных и письменных
сообщений,
презентаций.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ Наименование разделов и тем
п/п программы
1.1
«Россия — наш общий дом»
Количество часов
Вид деятельности
Всего
Контро
льные
работы
Практич
еские
работы
5
0
0.5
-знать цель и предназначение курса
«Основы
духовно-нравственной
культуры народов России», понимать
важность
изучения
культуры
и
гражданствообразующих религий для
формирования личности гражданина
России;
- иметь представление о содержании
данного курса, в том числе о понятиях
«мораль и нравственность», «семья»,
«традиционные ценности», об угрозах
духовно-нравственному
единству
страны;
- понимать взаимосвязь между языком и
культурой,
духовно-нравственным
развитием личности и социальным
поведением.
-иметь представление об историческом
пути формирования многонационального
состава
населения
Российской
Федерации, его мирном характере и
причинах его формирования;
- знать о современном состоянии
культурного
и
религиозного
разнообразия
народов
Российской
Федерации,
причинах
культурных
различий;
понимать
необходимость
межнационального и межрелигиозного
сотрудничества
и
взаимодействия,
важность сотрудничества и дружбы
между
народами
и
нациями,
Электронные (цифровые
образовательные
ресурсы)
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/subject/
3/
https://uchi.ru/
обосновывать их необходимость
Итого по разделу:
2.1
«Семья и духовнонравственные ценности»
5
3
0
0.5
- знать и понимать смысл термина
«семья»;
- иметь представление о взаимосвязях
между типом культуры и особенностями
семейного быта и отношений в семье;
осознавать
значение
термина
«поколение» и его взаимосвязь с
культурными особенностями своего
времени;
- уметь составить рассказ о своей семье в
соответствии с культурно-историческими
условиями её существования;
- понимать и обосновывать такие
понятия,
как «счастливая семья»,
«семейное счастье»;
- осознавать и уметь доказывать
важность семьи как хранителя традиций
и её воспитательную роль;
- понимать смысл терминов «сиротство»,
«социальное сиротство», обосновывать
нравственную важность заботы о
сиротах, знать о формах помощи сиротам
со стороны государства.
- знать и уметь объяснить понятие
«Родина»;
- осознавать взаимосвязь и различия
между концептами «Отечество» и
«Родина»; 6 понимать, что такое история
семьи, каковы формы её выражения и
сохранения;
-обосновывать и доказывать взаимосвязь
истории семьи и истории народа,
государства, человечества.
- иметь представление о семейных
традициях и обосновывать их важность
как ключевых элементах семейных
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/
subject/3/
https://uchi.ru/
отношений;
- знать и понимать взаимосвязь семейных
традиций и культуры собственного
этноса;
- уметь рассказывать о семейных
традициях своего народа и народов
России, собственной семьи;
-осознавать роль семейных традиций в
культуре
общества,
трансляции
ценностей,
духовно-нравственных
идеалов.
Итого по разделу:
3
Раздел 3. «Духовно-нравственное
богатство личности»
3.1
«Духовно-нравственное
богатство личности»
2
0
0.5
- знать и понимать значение термина
«человек»
в
контексте
духовнонравственной культуры;
- уметь обосновать взаимосвязь и
взаимообусловленность
человека
и
общества, человека и культуры;
- понимать и объяснять различия между
обоснованием термина «личность» в
быту, в контексте культуры и творчества;
- знать, что такое гуманизм, иметь
представление о его источниках в
культуре.
- знать значение термина «творчество» в
нескольких аспектах и понимать границы
их применимости;
- осознавать и доказывать важность
морально- нравственных ограничений в
творчестве;
- обосновывать важность творчества как
реализацию
духовно-нравственных
ценностей человека;
доказывать
детерминированность
творчества культурой своего этноса;
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/
subject/3/
https://uchi.ru/
- знать и уметь объяснить взаимосвязь
труда и творчества.
- знать и уметь объяснить значение и
роль морали и нравственности в жизни
человека;
- обосновывать происхождение духовных
ценностей, понимание идеалов добра и
зла;
- понимать и уметь показывать на
примерах значение таких ценностей, как
«взаимопомощь»,
«сострадание»,
«милосердие», «любовь», «дружба»,
«коллективизм», «патриотизм», «любовь
к близким».
Итого по разделу:
4.1
«Культурное единство
России»
2
6
0
1
-понимать и уметь объяснять суть
термина «история», знать основные
исторические периоды и уметь выделять
их сущностные черты;
- иметь представление о значении и
функциях изучения истории;
- осознавать историю своей семьи и
народа как часть мирового исторического
процесса.
- знать о существовании связи между
историческими событиями и культурой.
Обосновывать
важность
изучения
истории как духовно- нравственного
долга гражданина и патриота.
-знать и понимать отличия литературы от
других
видов
художественного
творчества;
рассказывать
об
особенностях
литературного повествования, выделять
простые
выразительные
средства
литературного языка;
-обосновывать и доказывать важность
литературы как культурного явления, как
формы
трансляции
культурных
ценностей;
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/
subject/3/
https://uchi.ru/
- находить и обозначать средства
выражения морального и нравственного
смысла в литературных произведениях.
- иметь представление о значении
терминов «взаимодействие культур»,
«культурный
обмен»
как
формах
распространения и обогащения духовнонравственных идеалов общества;
- понимать и обосновывать важность
сохранения культурного наследия;
- знать, что такое глобализация, уметь
приводить примеры межкультурной
коммуникации
как
способа
формирования
общих
духовнонравственных ценностей.
Итого по разделу:
5.1
Повторение по курсу
6
1
0
1
Виды деятельности по изученным
разделам;
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/
subject/3/
https://uchi.ru/
Итого по разделу:
1
Общее количество часов:
17
0
3,5
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
№ Наименование разделов и тем
п/п программы
Количество часов
Всего
1.1
«Культура
социальность»
как 4
Вид деятельности
Контро
льные
работы
Практич
еские
работы
0
0.5
- знать и уметь объяснить структуру
культуры как социального явления;
- понимать специфику социальных
явлений, их ключевые отличия от
природных явлений;
- уметь доказывать связь между этапом
развития материальной культуры и
социальной структурой общества, их
взаимосвязь с духовно- нравственным
состоянием общества;
- понимать зависимость социальных
процессов от культурноисторических
процессов;
- уметь объяснить взаимосвязь между
научно-техническим
прогрессом
и
этапами
развития
социума.
характеризовать
административнотерриториальное деление России;
- знать количество регионов, различать
субъекты и федеральные округа, уметь
показать их на административной карте
России;
понимать
и
уметь
объяснить
необходимость
федеративного
устройства в полиэтничном государстве,
важность
сохранения
исторической
памяти отдельных этносов;
- объяснять принцип равенства прав
каждого человека, вне зависимости от его
принадлежности к тому или иному
Электронные
(цифровые
образовательные
ресурсы)
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/
subject/3/
https://uchi.ru/
народу;
- понимать ценность многообразия
культурных укладов народов Российской
Федерации;
-демонстрировать
готовность
к
сохранению
межнационального
и
межрелигиозного согласия в России;
-характеризовать духовную культуру
всех народов России как общее
достояние
и
богатство
нашей
многонациональной Родины.
Итого по разделу:
2.1
4
«Человек и его отражение в 3
культуре»
0
0,5
- объяснять, как проявляется мораль и
нравственность через описание личных
качеств человека;
-осознавать, какие личностные качества
соотносятся с теми или иными
моральными
и
нравственными
ценностями;
-понимать различия между этикой и
этикетом и их взаимосвязь;
- обосновывать и доказывать ценность
свободы как залога благополучия
общества, уважения к правам человека,
его месту и роли в общественных
процессах;
- характеризовать взаимосвязь таких
понятий
как
«свобода»,
«ответственность», «право» и «долг»;
- понимать важность коллективизма как
ценности современной России и его
приоритет
перед
идеологией
индивидуализма;
- приводить примеры идеалов человека в
историко-культурном
пространстве
современной
России.
понимать
различие
между
процессами
антропогенеза и антропосоциогенеза;
- характеризовать процесс взросления
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/
subject/3/
https://uchi.ru/
человека и его основные этапы, а также
потребности человека для гармоничного
развития и существования на каждом из
этапов;
- обосновывать важность взаимодействия
человека и общества, характеризовать
негативные
эффекты
социальной
изоляции;
-знать и уметь демонстрировать своё
понимание самостоятельности, её роли в
развитии личности, во взаимодействии с
другими людьми.
характеризовать
нравственный
потенциал религии;
- знать и уметь излагать нравственные
принципы
государствообразующих
конфессий России;
- знать основные требования к
нравственному идеалу человека в
государствообразующих
религиях
современной России;
-уметь
обосновывать
важность
религиозных моральных и нравственных
ценностей для современного общества.
Итого по разделу:
3.1
«Человек
общества»
3
как
член 5
0
0,5
- характеризовать важность труда и его
роль в современном обществе;
- соотносить понятия «добросовестный
труд» и «экономическое благополучие»;
- объяснять понятия «безделье», «лень»,
«тунеядство»; понимать важность и
уметь обосновать необходимость их
преодоления для самого себя;
- оценивать общественные процессы в
области общественной оценки труда;
осознавать
и
демонстрировать
значимость
трудолюбия,
трудовых
подвигов, социальной ответственности за
свой труд;
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/
subject/3/
https://uchi.ru/
- объяснять важность труда и его
экономической стоимости;
- знать и объяснять понятия «безделье»,
«лень», «тунеядство», с одной стороны, и
«трудолюбие»,
«подвиг
труда»,
«ответственность», с другой стороны, а
также «общественная оценка труда».
- характеризовать понятия «подвиг»,
«героизм», «самопожертвование»;
- понимать отличия подвига на войне и в
мирное время;
- уметь доказывать важность героических
примеров для жизни общества;
- знать и называть героев современного
общества и исторических личностей;
- обосновывать разграничение понятий
«героизм» и «псевдогероизм» через
значимость для общества и понимание
последствий.
- характеризовать понятие «социальные
отношения»;
- понимать смысл понятия «человек как
субъект социальных отношений» в
приложении к его нравственному и
духовному развитию;
- осознавать роль малых и больших
социальных групп в нравственном
состоянии личности;
- обосновывать понятия «дружба»,
«предательство»,
«честь»,
«коллективизм» и приводить примеры из
истории, культуры и литературы;
- обосновывать важность и находить
нравственные основания социальной
взаимопомощи,
в
том
числе
благотворительности;
- понимать и характеризовать понятие
«этика
предпринимательства»
в
социальном аспекте.
4.1
Итого по разделу:
5
«Родина и патриотизм»
4
0
1,5
- характеризовать понятия «Родина» и
«гражданство»,
объяснять
их
взаимосвязь;
понимать
духовно-нравственный
характер
патриотизма,
ценностей
гражданского самосознания;
- понимать и уметь обосновывать
нравственные качества гражданина.
- характеризовать понятие «патриотизм»;
- приводить примеры патриотизма в
истории и современном обществе;
- различать истинный и ложный
патриотизм через ориентированность на
ценности толерантности, уважения к
другим народам, их истории и культуре;
уметь
обосновывать
важность
патриотизма.
-характеризовать понятия «война» и
«мир»;
-доказывать важность сохранения мира и
согласия;
-обосновывать роль защиты Отечества,
её важность для гражданина;
- понимать особенности защиты чести
Отечества в спорте, науке, культуре;
- характеризовать понятия «военный
подвиг»,
«честь»,
«доблесть»;
обосновывать их важность, приводить
примеры их проявлений.
- характеризовать грани взаимодействия
человека и культуры;
-уметь описать в выбранном направлении
с помощью известных примеров образ
человека, создаваемый произведениями
культуры;
-показать взаимосвязь человека и
культуры через их взаимовлияние;
- характеризовать основные признаки
понятия «человек» с опорой на
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/
subject/3/
https://uchi.ru/
исторические и культурные примеры, их
осмысление
и
оценку,
как
с
положительной, так и с отрицательной
стороны.
4
5.1
Повторение по курсу
1
Итого по разделу:
1
0
1
Виды деятельности по изученным
разделам;
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/
subject/3/
https://uchi.ru/
Общее количество часов:
17
0
4
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс.
Учебник. Автор Виноградова Н.Ф. Серия Линия УМК
Виноградовой. ОДНК (5-6)
Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ,
корпорация "Российский учебник"
Основы духовно-нравственной культуры народов России. 6 класс.
Учебник. Автор Виноградова Н.Ф., Мариносян Т.Э. Серия Линия
УМК Виноградовой. ОДНК (5-6)
Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ,
корпорация "Российский учебник"
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Рабочая программа по ОДНК 5-6 класс Линия УМК Виноградовой ФГОС
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
РЭШ - Российская электронная школа