РП ВД Мир шахмат

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
МАОУ СОШ 68 с углубленным изучением отдельных предметов

РАССМОТРЕНО
на заседании школьного
методического
объединения учителейпредметников
МАОУ СОШ № 68
с углубленным изучением
отдельных предметов
Протокол №1
от «29» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МАОУ СОШ № 68
с углубленным изучением
отдельных предметов
Протокол №1
от «29» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МАОУ СОШ № 68
с углубленным изучением
отдельных предметов
Рогова Е. Н.
Приказ № 164-О
от «29» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Мир шахмат»
(1-4 классы)

г. Екатеринбург, 2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Мир шахмат» внеурочной деятельности для 1-4 классов
составлена на основе требований ФГОС начального общего образования, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно- нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания.
В программе нашли свое отражение направления Концепции преподавания учебного
предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы и программы развития вида
спорта «шахматы» в Российской Федерации.
В основе программы лежат представления об уникальности личности каждого
обучающегося, индивидуальных возможностях каждого обучающегося и ученического
сообщества в целом, профессиональных качествах учителей и управленческих команд
системы образования, создающих условия для максимально полного обеспечения
образовательных возможностей обучающихся в рамках единого образовательного
пространства Российской Федерации.
Цель учебного предмета «Мир шахмат»:
1. равномерное развитие логического и физического интеллекта детей.
2. формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие
посредством занятий шахматами и физической культурой.
Задачи преподавания шахмат в школе:
Общие:
- гармоничное развитие детей, увеличение объѐма их двигательной активности, укрепление
здоровья;
- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
- выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привлечение
обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в
школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха
и досуга.
Образовательные:
- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития шахмат;
- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур, особенностей
их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных подвижных игр;
- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами
записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;
- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования действий во
время партии;
- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование
шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и
оздоровления;

- обучение приѐмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей,
индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные:
- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о
шахматах в частности;
- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных,
эмоциональных и двигательных проявлений;
- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и
повышение функциональных возможностей их организма;
- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта
интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и
физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.
Воспитательные:
- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими
упражнениям, играм, и использование их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и
сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным занятиям.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим
школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально
организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных
заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые
шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры,
шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания,
разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на
отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода
игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки,
стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым
моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за
передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы,
выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система
дидактических принципов:


принцип психологической комфортности - создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса



принцип минимакса- обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка
своим темпом;



принцип целостного представления о мире - при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;



принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный
выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;



принцип творчества- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах
организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и
личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого
интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план
действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в
достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за
них.
Настоящая
программа
включает
в
себя
два
основных
раздела:
«Теоретические основы и правила шахматной игры»;
«Практико-соревновательная деятельность».
В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены
исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные
аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.
Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об
организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач,
шахматных праздников.
В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов
и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики
ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Мир шахмат» направлено на воспитание творческих,
компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в
личной, общественной и профессиональной деятельности.
В центре образовательного процесса теперь стоит личность ребёнка, для которой одинаково
важное значение имеют как знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения, так
и способность, и готовность успешно решать жизненные задачи, плодотворно работать в
группе, быстро реагировать на вызовы экономического прогресса и рынка труда. В этой
связи содержание программы «Шахматы в школе» при её соответствии целевым установкам
системы начального общего образования
имеет следующие ценностные ориентиры:
– воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и сопричастности к её истории;
– формирование способности воспринимать мир как единое целое при всём разнообразии
культур, национальностей, религий;
– обучение доброжелательному, доверительному и внимательному отношению к
людям;
– развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в
ней нуждается;
– воспитание уважения к окружающим (умение слушать и слышать партнёра,
признание права каждого на собственное мнение и способность принять самостоятельное
решение с
учётом позиции всех участников процесса) и их труду;
– развитие ценностно-смысловой и познавательной сферы личности обучающегося,
самостоятельности, инициативности и любознательности, чувства ответственности,
желания и умения учиться, стремления к самообразованию и самовоспитанию;
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к
себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, способности критично

относиться
к
своим
поступкам
и
умения
адекватно
их
оценивать;
– воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к
преодолению трудностей;
– информирование о необходимости заботиться о собственном здоровье и
укреплять его, уметь противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу
жизни, здоровью, безопасности личности.
Одним из результатов обучения шахматам является осмысление и присвоение учащимися
системы ценностей.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил
межличностных отношений.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,
проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных
явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна
из задач образования.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа,
представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей
страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку,
культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и
частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир,
сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность общения — понимание важности общения как значимой составляющей жизни
общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Данная
программа
обеспечивает
достижение
необходимых
личностных,
метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные
качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
программного материала.
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;

- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень
сформированности универсальных
учебных
действий:
познавательных,
коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать
познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в
зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать
проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении
проблемы творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и
операций, включая общие приёмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно – следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть
реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить
нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования
различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести дискуссию,
обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнера (собеседника), организовывать и осуществлять
сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать
информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные,
физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее

реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия,
вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опыт
обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного
предмета.
– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии
на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о
физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня,
утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и
соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
- развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм
волевого управления поведением.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы «Мир шахмат» учащиеся должны знать
/применять:
– правила техники безопасности во время занятий;
– историю возникновения и развития шахматной игры;
– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они
внесли в развитие шахмат;
– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований,
шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими,
духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист - спортсмен;
– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных
деятелей России;
– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности
К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:
 уметь объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые и черные, ход, взятие,
стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, паи,
ничья;
 знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и
взятие каждой фигуры;
 иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные
угрозы партнера;
 ориентироваться на шахматной доске;
 играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушения правил шахматного кодекса;
 правильно располагать шахматную доску между партнерами;
 правильно расставлять фигуры перед игрой;
 различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
 рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат
в один ход;








знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
знать цену каждой шахматной фигуры;
усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей,
ферзем и королем;
владеть способом взятие на проходе;
записывать шахматную партию;
уметь играть целую шахматную партию с партнером от начала до конца с записью
своих ходов и ходов партнера.

К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
 уметь видеть нападение со стороны партнера, защищать свои фигуры, нападать и
создавать свои угрозы;
 защищать свои фигуры от нападения и угроз;
 решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в
партиях: двойной удар, связку, ловлю фигур, сквозной удар, мат на последней
горизонтали, открытый и двойной шахи;
 ставить мат одинокому королю ладьей и королем;
 разыгрывать шахматную партию с партнером от начала и до конца, правильно
выводя фигуры в дебюте;
 реализовать большое материальное преимущество.
К концу третьего учебного года (третий класс) учащиеся должны:
 владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение»,
«уничтожение защиты», «спёртый мат»;
 понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале
партии;
 знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
 уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое
материальное преимущество;
 принимать участие в шахматных соревнованиях.
К концу четвертого учебного года (четвертый класс) учащиеся должны:
 владеть основными шахматными позициями,
 владеть основными элементами шахматной тактики и технике расчета вариантов в
практической игре,
 находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два-три
хода,
 знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте, открытые дебюты
и их теоретические варианты,
 уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках,
 разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать
теоретические позиции,
 уметь реализовывать материальное преимущество,
 принимать участие в шахматных соревнованиях.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1класс
Теоретические основы и правила шахматной игры (30ч)
Сведения из истории шахмат.
История зарождения и развития шахматной игры, ее роль в современном обществе.
Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные
шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и
способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.
Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и
понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры,
нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая
рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур,
основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии.
Практико-соревновательная деятельность (3ч)
Соревнования.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, соревнования.
2 класс
Теоретические основы и правила шахматной игры (21ч)
Сведения из истории шахмат.
Шахматная игра как спорт в международном сообществе. Чемпионы мира по шахматам.
Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и
способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.
Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и
понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры,
нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая
рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур,
основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии, основы
дебюта.
Практико-соревновательная деятельность (13ч)
Конкурсы решения позиций.
Соревнования.
Шахматный праздник.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги,
соревнования, шахматные праздники.
3класс
Теоретические основы и правила шахматной игры (21ч)
Сведения из истории шахмат.

Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное
и воспитательное значение шахмат. История зарождения соревнований по шахматам,
системы проведения шахматных соревнований.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и
способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.
Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и
понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры,
нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая
рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур,
основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии, основы
дебюта, атака на рокировавшегося и не рокировавшегося короля в начале партии, атака
при равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии,
основы пешечных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность (13ч)
Конкурсы решения позиций.
Соревнования.
Шахматный праздник
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги,
соревнования, шахматные праздники.
4 класс
Теоретические основы и правила шахматной игры (23ч)
Сведения из истории шахмат.
История появления шахмат на Руси. Роль шахматной игры в современном обществе.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и
способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.
Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и
понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры,
нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и
короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила
фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия,
запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и не
рокировавшегося короля в начале партии, атака на равносторонних и разносторонних
рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных, ладейных и легко
фигурных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность (11ч)
Конкурсы решения позиций.
Соревнования.
Шахматный праздник.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги,
соревнования, шахматные праздники.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей, обучающихся 1- 4
классов, а также специфики классного коллектива.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Содержание раздела

Тематическое
Характеристика видов
планирование
деятельности учащихся
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Имеют представление об
Из истории шахмат
Основные
истории возникновения
содержательные линии
Сведения о возникновении
шахмат и появления их на
шахмат и появлении их на
Руси.
Руси, первое знакомство с
чемпионами мира по
шахматам и ведущим
шахматистом мира.
Базовые понятия
Знают основные шахматные
Основные
шахматной игры
термины: белое и черное
содержательные линии
Изучение основ шахматной поле, горизонталь,
игры: шахматная доска,
вертикаль, диагональ, центр,
шахматные фигуры,
начальное положение, белые
начальная позиция фигур,
и черные, ход, взятие,
шахматная нотация,
взятие на проходе, длинная
ценность фигур, нападение, и короткая рокировка, шах,
взятие, шах и защита от
мат, пат, ничья. Знают
шаха, мат, пат, рокировка,
правила хода и взятие
взятие на проходе,
каждой фигуры.
превращение пешки,
Умеют правильно
матование одинокого короля располагать шахматную
различными фигурами,
доску и расставлять фигуры
начало шахматной партии,
перед игрой, записывать
материальное
шахматную позицию и
преимущество, правила
партию, рокировать и
шахматного этикета,
объявлять шах , ставить мат,
дебютные ошибки.
решать элементарные
задачи на мат в один ход,
играть каждой фигурой в
отдельности и в
совокупности с другими
фигурами без нарушения
правил шахматного кодекса,
разыгрывать партию с
партнером.
Соблюдают правила
поведения за шахматной
доской.
Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность
Соревнования
Основные
Умеют правильно
содержательные линии
располагать шахматную
Участие детей в шахматном доску и расставлять фигуры
турнире «Первенство
на ней, играть партию от
класса»
начала до конца с записью,
пользоваться шахматными
часами.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
(33 ЧАСА)

№

Тема урока

Содержание урока

1.

Шахматы – мои друзья.
История возникновения
шахмат.

2.

Шахматная доска.

3.

Горизонталь.

4.

Вертикаль.

5.

Диагональ.

6.

Шахматная нотация.

7.
8.

Шахматные фигуры и
начальная позиция.
Ладья.

9.

Слон.

Знакомство детей с правилами техники
безопасности на
занятиях по шахматам. Введение и раскрытие
понятия «шахматная игра», рассказ об истории
возникновения данного понятия и шахматной
игры в целом
Знакомство детей с новым понятием «шахматная
доска», белыми и чёрными полями на шахматной
доске, угловыми и центральными полями,
правильным расположением шахматной доски в
начале партии
Знакомство с шахматной доской: новое понятие
«горизонталь»
Знакомство с шахматной доской: новое понятие
«вертикаль»
Знакомство с шахматной доской: новое понятие
«диагональ»
Обозначение вертикалей, горизонталей, полей,
шахматных фигур
Расстановка шахматных фигур в начальной
позиции
Знакомство учащихся с шахматной фигурой
«ладья», её местом в начальной позиции,
способом передвижения ладьи по доске: ход и
взятие; раскрытие понятий «ход фигуры»,
«невозможный ход»
Знакомство учащихся с шахматной фигурой
«слон», его местом в начальной позиции,
объяснение способов передвижения слона по
доске: ход и взятие; введение и раскрытие
понятий «белопольный» и «чернопольный» слон
Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его
местом в начальной позиции, способом
передвижения ферзя по доске: ход и взятие
Знакомство с шахматной фигурой «конь», его
местом в начальной позиции, способом
передвижения коня по доске: ход и взятие
Правила хода и взятия пешкой
Правила превращение пешки
Правила хода и взятия королём
Сравнительная сила фигур
Атакующие возможности фигур
Особое взятие пешкой: взятие на проходе
Постановка шаха всеми фигурами, защита от
шаха
Постановка мата всеми фигурами
Варианты ничьей
Правила рокировки, длинная и короткая
рокировки
Общие принципы игры в начале шахматной

10. Ферзь.
11. Конь.

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Пешка.
Превращение пешки.
Король.
Ценность фигур.
Нападение.
Взятие. Взятие на проходе.
Шах и защита от шаха.

19. Мат.
20. Пат – ничья.
21. Рокировка.
22. Основные принципы игры в

23.
24.
25.
26.

начале партии.
Мат двумя ладьями
одинокому королю.
Мат ферзем и ладьей
одинокому королю.
Мат ферзем и королем
одинокому королю.
Материальное преимущество.

27. Нарушение основных
принципов игры в начале
партии.
28. Партии – миниатюры.
29. Запись шахматной партии.
30.
31.
32.
33.

Шахматный этикет.
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.

партии
Техника матования одинокого короля двумя
ладьями
Техника матования одинокого короля ферзём и
ладьёй
Техника матования одинокого короля ферзём и
королём
Определение материального преимущества,
реализация
материального преимущества
Ошибочные ходы в начале партии и их
последствия
Анализ коротких партий
Способ ведения записи партии во время
соревнований
Правила поведения шахматиста во время партии
Участие в шахматном турнире
Участие в шахматном турнире
Участие в шахматном турнире

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Содержание раздела

Тематическое
Характеристика видов
планирование
деятельности учащихся
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Знают о вкладе чемпионов
Из истории шахмат
Основные
мира по шахматам в развитие
содержательные линии
Сведения о каждом из 16
шахматной культуры.
чемпионов
мира
по
шахматам, их вкладе в
развитие
шахмат,
знакомство с ведущими
чемпионами мира.
Базовые понятия
Основные
Знают способы защиты в
шахматной игры
содержательные линии
шахматной
партии,
Основы шахматной игры( элементарные
шахматные
повторение
материала комбинации,
имеют
первого года обучения: представление о дебютных
защита
в
шахматах, ловушках и о том, как в них не
матование
одинокого попадаться.
короля
различными Умеют видеть нападение и
фигурами).
защищать свои фигуры от
Шахматная
комбинация: нападения партнера, матовать
выигрыш материала.
одинокого
короля
двумя
Основы дебюта: развитие ладьями, ферзем и ладьей,
фигур, дебютные ловушки, королем и ферзем, королем о
коротки партии.
ладьей,
могут
находить
Основы
эндшпиля: элементарные
шахматные
реализация
большого комбинации: двойной удар,
связку, ловлю фигуры, мат на

материального
преимущества.

последней
горизонтали,
сквозной удар, открытый и
двойной шахи, знают, как
правильно выводить фигуры в
начале партии и выигрывать
партию
с
большим
материальным
преимуществом.
Соблюдают
правила
поведения за шахматной
доской.
Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность
Конкурсы
решения Основные
Расставляют позицию для
позиций
решения упражнений, решают
содержательные линии
Конкурс решения позиций шахматные упражнения.
на тактические приемы Анализируют свои ответы и
«связка», «двойной удар», ответы своих сверстников. С
«нападение»,
«защита», помощью тестового задания
«сквозной удар», «ловля оценивают
собственное
фигуры», «открытый шах», выполнение.
«двойной шах», «мат по
последней горизонтали»
Умеют играть партию от
Соревнования
Основные
начала до конца с записью и
содержательные линии
Участие детей в шахматном различным контролем
турнире «Первенство
времени.
класса»
Осваивают правила игры.
Шахматный праздник
Основные
Активно участвуют в играх и
содержательные линии
Участие в школьном
эстафетах.
Общаются
и
шахматном празднике
взаимодействуют
со
сверстниками.
Проявляют
доброжелательность,
взаимопонимание, смелость,
волю,
решительность,
активность и инициативу при
решении вариативных задач,
возникающих в процессе игр.
Регулируют
эмоции
в
процессе
игровой
деятельности,
умеют
управлять ими. Соблюдают
правила техники безопасности
во время участие в празднике.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
( 34 ЧАСА)
№

Тема урока

Содержание урока

1.

Из истории шахмат. Чемпионы

Беседа о важности соблюдения правил техники

мира по шахматам и
выдающиеся шахматисты
мира.
2.
3.

4.

5.

Шахматные фигуры
(повторение).
Нападение в шахматной
партии. Шах и защита от него.
Рокировка (повторение).
Мат. Пат. Мат в один ход
(повторение). Мат одинокому
королю королем и ладьей.
Защита в шахматной партии:
уход из-под нападения,
уничтожение атакующей
фигуры, защита фигуры.

6.

Защита в шахматной партии:
перекрытие, контрнападение.

7.

Конкурс решения позиций: как
бы вы сыграли?
Тактический прием «двойной
удар».

8.

9.

Тактический прием «связка».

10. Конкурс решения позиций: как
бы вы сыграли?
11. Тактический прием «ловля
фигуры».
12. Тактический прием «сквозной
удар».
13. Мат на последней
горизонтали.
14. Конкурс решения позиций: как
бы вы сыграли?
15. Тактический прием «открытый
шах».
16. Тактический прием «двойной
шах»
17.
18.
19.
20.
21.

Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Шахматный турнир.
Основы игры в дебюте:
дебютные ловушки.

безопасности на занятиях по шахматам. Из
истории шахмат: знакомство с именами
шахматистов – чемпионов мира, ведущих
шахматистов
Повторение материала первого года обучения
Повторение материала первого года обучения
Повторение материала первого года обучения
Знакомство с понятием «защита» в шахматной
партии и
такими действиями против угроз партнёра, как
уход из - под нападения, уничтожение атакующей
фигуры, защита фигуры
Знакомство с двумя другими видами защиты в
шахматной партии – перекрытием,
контрнападением
Отработка на практике тактических приёмов,
пройденных на уроках 5, 6
Знакомство с тактическим приёмом «двойной
удар»,
способами нанесения двойного удара
различными фигурами
Знакомство с тактическим приёмом «связка»,
понятиями «полная» и «неполная» связка,
«давление» на связку
Отработка на практике тактических приёмов,
пройденных на уроках 8, 9
Знакомство с новым тактическим приёмом
«ловля фигуры» и способами его применения
Знакомство с новым тактическим приёмом
«сквозной удар» и способами его применения
Слабость последней горизонтали, «форточка»
Отработка на практике тактических приёмов,
пройденных на уроках 11–13
Знакомство с новым тактическим приёмом
«открытый шах» и способами его практического
применения
Знакомство с новым тактическим приёмом
«двойной шах» и способами его практического
применения
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Раскрытие основных принципов игры в дебюте,
знакомство с понятиями «дебют», «детский мат»,

22. Основы игры в дебюте: атака
на короля.
23. Основы игры в дебюте: атака
на короля
24. Основы эндшпиля: реализация
большого материального
преимущества.
25. Основы эндшпиля: реализация
большого материального
преимущества.
26. Основы анализа шахматной
партии.
27. Основы анализа шахматной
партии.
28. Основы анализа шахматной
партии.
29. Конкурс решения позиций: как
бы вы сыграли?
30. Шахматный турнир.
31. Шахматный турнир.
32. Шахматный турнир.
33. Шахматный турнир.
34. Шахматный праздник.

«мат Легаля»
Знакомство с таким методом игры в дебюте, как
атака на короля партнёра
Знакомство с таким методом игры в дебюте, как
атака на короля партнёра
Знакомство с понятием «реализация
преимущества» и такими способами реализации
преимущества, как игра на мат, размен
одноимённых фигур для увеличения
материального перевеса
Знакомство с понятием «реализация
преимущества» и такими способами реализации
преимущества, как игра на мат, размен
одноимённых фигур для увеличения
материального перевеса
Просмотр и анализ коротких
шахматных партий
Просмотр и анализ коротких шахматных партий
Просмотр и анализ коротких шахматных партий
Отработка на практике материала уроков 21–25
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Решение заданий, игровая практика

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Содержание раздела

Тематическое
Характеристика видов
планирование
деятельности учащихся
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Из истории шахмат
Основные
Знают
историю
возникновения
шахматных
содержательные линии
правила
История
возникновения соревнований,
соревнований,
соревнований по шахматам, поведения
системы
проведения различные системы
проведения шахматных
шахматных соревнований
соревнований.
Базовые понятия
Знают
шахматные
Основные
шахматной игры
комбинации и тактические
содержательные линии
Шахматная
комбинация: приемы
«завлечение»,
задачи на мат в два хода, «отвлечение», «уничтожение
тактические
приемы защиты»,
основы
разыгрывания
дебюта:
«завлечение»,
«отвлечение»,
развитие фигуры, дебютные
«уничтожение
защиты», ловушки, короткие партии.
«спертый мат».
Умеют решать позиции на мат
в
два
хода,
находить

Основы
разыгрывания
дебюта, атака на короля в
дебюте. Основы пешечного
эндшпиля:
проведение
пешки в ферзи, правило
квадрата,
отталкивание
плечом реализация лишней
пешки.

Конкурсы
позиций

тактические
приемы
«завлечение», «отвлечение»,
«уничтожение
защиты»,
«спертый мат», атаковать
рокировавшегося
и
не рокировавшегося короля в
дебюте, проводить пешку в
ферзи. Соблюдать правила
поведения за шахматной
доской.
Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность
решения Основные
Расставляют позицию для
решения упражнений, решают
содержательные линии
Конкурсы решения
шахматные упражнения.
позиций на дебютные
Анализируют свои ответы и
ловушки, способы атаки на ответы своих сверстников.
короля, уничтожение
С помощью тестового задания
защиты, тактические
оценивают
собственное
приемы «завлечение»,
выполнение
«отвлечение», «спертый
мат»

Соревнования

Шахматный праздник

Основные
содержательные линии
Участие детей в шахматном
турнире «Первенство
класса»
Основные
содержательные линии
Участие в школьном
спортивно – шахматном
празднике

Умеют играть партию от
начала до конца с записью и
различным контролем
времени.
Осваивают правила игры.
Активно участвуют в играх и
эстафетах.
Общаются и взаимодействуют
со сверстниками.
Проявляют
доброжелательность,
взаимопонимание, смелость,
волю,
решительность,
активность и инициативу при
решении вариативных задач,
возникающих в процессе игр.
Регулируют
эмоции
в
процессе
игровой
деятельности,
умеют
управлять ими.
Соблюдают правила техники
безопасности
во
время
участия в празднике.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
( 34 ЧАСА)
№

Тема урока

Содержание урока

1.

Их истории возникновения
соревнований по шахматам.
Система проведения
шахматных соревнований.

2.

Матование одинокого короля
разными фигурами (
повторение)
Тактические комбинации и
приемы «связка», «сквозной
удар», «двойной удар», «ловля
фигуры» (повторение)
Тактические комбинации и
приемы «двойной шах»,
«открытый шах»
Конкурс решения позиций: как
бы вы сыграли?
Тактический прием
«завлечение»
Тактический прием
«отвлечение»
Тактический прием
«уничтожение защитой»

3.

4.

5.
6.
7.
8.

9.

Тактический прием «спертый
мат»

10. Сочетание тактических
приемов
11. Конкурс решения позиций: как
бы вы сыграли?
12. Борьба за инициативу
13. Основы дебюта: атака на
нерокировавшегося короля
14. Основы дебюта: атака на
рокировавшегося короля
15. Конкурс решения позиций: как
бы вы сыграли?
16. Шахматный турнир
17. Шахматный турнир
18. Шахматный турнир
19. Шахматный турнир
20. Основы анализа шахматной
партии: выбери ход и найди
план

Беседа о важности соблюдения правил техники
безопасности на занятиях по шахматам.
Знакомство с материалом об истории
возникновения шахматных соревнований,
изучение различных систем проведения
шахматных соревнований
Повторение материала второго года обучения.
Разыгрывание позиций, решение позиций на мат
в два хода
Повторение материала второго года обучения

Повторение материала второго года обучения
Отработка на практике материала уроков 2–4
Знакомство с новым тактическим приёмом
«завлечение фигур под тактический удар
Знакомство с новым тактическим приёмом
«отвлечение фигур от защиты»
Знакомство с новым тактическим приёмом
«уничтожение защиты», способом его
применения в практической игре; рассмотрение и
анализ типичных позиций на данную тему
Знакомство с новым понятием «спёртый мат»,
разбор классической партии на применение
приёма «спёртый мат»
Просмотр партий на тему «сочетания различных
тактических приёмов»
Отработка на практике материала уроков 6–9
Информирование учащихся о том, как начинать
атакующие действия в шахматной партии
Знакомство со способами атаки на короля,
который не успел сделать рокировку: вскрытие
центральных линий, быстрое развитие,
мобилизация фигур
Знакомство со способами атаки на короля,
который сделал рокировку: жертва фигуры с
целью вскрытия пешечного прикрытия короля,
уничтожение защиты
Отработка на практике материала уроков 12–14
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Знакомство с основами анализа шахматной
партии, разбор партий чемпионов мира и
ведущих шахматистов мира

21. Основы пешечного эндшпиля:
проходная пешка, правило
квадрата
22. Основы пешечного эндшпиля:
крайняя пешка, «отталкивание
плечом»
23. Основы пешечного эндшпиля:
оппозиции и ключевые слова

24. Основы пешечного эндшпиля:
король с пешкой против короля
с пешкой
25. Основы пешечного эндшпиля:
король против пешек, правило
блуждающего квадрата
26. Теоретические позиции
пешечного эндшпиля: ферзь
против пешки
27. Конкурс решения позиций: как
бы вы сыграли?
28. Сыграй как чемпион. Партия В.
Крамник – Д. Садвакасов
29. Сыграй как чемпион мира.
Партия В. Ананд – М. Карлсен
30. Шахматный турнир
31. Шахматный турнир
32. Шахматный турнир
33. Шахматный турнир
34. Шахматный праздник

Знакомство c элементарными пешечными
окончаниями: пешка против короля, пешка
проходит в ферзи без помощи своего короля,
правило квадрата
Знакомство c элементарными пешечными
окончаниями: крайняя пешка, пешка проходит в
ферзи при помощи своего короля, отталкивание
плечом
Повторение материала: игра пешки против
короля, пешка проходит в ферзи без помощи
своего короля, пешка проходит в ферзи при
помощи своего короля; введение новых понятий
«оппозиция», «ключевые поля»
Введение и раскрытие новых понятий:
«взаимоблокируемые пешки», «позиция
взаимного цугцванга», «ключевые поля».
Знакомство с правилом блуждающего квадрата,
раскрытие особенностей разрозненных пешек, их
сильных и слабых сторон
Знакомство с теоретическими позициями
пешечного эндшпиля: король и две пешки
против короля, особенности проведения пешек в
ферзи по вертикалям b и g
Отработка на практике материала уроков 20–26
Анализ шахматных партий чемпионов мира,
угадывание ходов
Анализ шахматных партий чемпионов мира,
угадывание ходов
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Решение заданий, игровая практика

ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Содержание раздела

Тематическое
Характеристика видов
планирование
деятельности учащихся
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Знают о появлении шахмат на
Из истории шахмат
Основные
Руси, о том, как зарождалась
содержательные линии
История
возникновения шахматная культура в России
шахмат
на
Руси.
Зарождение
шахматной
культуры в России
Базовые понятия
Основные
Знают тактические приемы
«мельница», «перекрытие»,
шахматной игры
содержательные линии
Тактические
приемы «рентген», основы теории
«мельница», «перекрытие», Итальянской партии, защиты
«рентген». Основы дебюта: двух коней, Русской партии,

открытие, полуоткрытые и
закрытые дебюты, слабые
пункты f2/ f7перевес в
развитии фигур, выбор хода
и оценка позиции, перевес в
пространстве.
Основы
эндшпиля:
простейшие
ладейные и легкофигурные
окончания.

способы
разрушения
прикрытия
короля
при
равносторонней
и
разносторонней рокировках.
Умеют находить тактические
приемы
«мельница»,
«перекрытие»,
«рентген»,
разыгрывать
открытые
дебюты
по
теории,
использовать
перевес
в
развитии в дебюте, атаковать
короля при равносторонней и
разносторонней рокировках,
разыгрывать
простейшие
ладейные эндшпили: ладья с
пешкой против ладьи (
позиции Филидора и Лусены),
простейшие легкофигурные
окончания.
Соблюдают
правила
поведения за шахматной
доской.
Раздел 2. Практико- соревновательная деятельность
Конкурсы
решения Основные
Расставляют позицию для
позиций
решения упражнений, решают
содержательные линии
Конкурсы решения
шахматные упражнения.
позиций на все пройденные Анализируют свои ответы и
тактические приемы и
ответы своих сверстников.
шахматные комбинации
С помощью тестового задания
оценивают
собственное
выполнение
Умеют играть партию от
Соревнования
Основные
начала до конца с записью и
содержательные линии
Участие детей в шахматном различным контролем
турнире «Первенство
времени.
класса»
Осваивают правила игры.
Шахматный праздник
Основные
Активно участвуют в играх и
содержательные линии
Участие в школьном
эстафетах.
спортивно – шахматном
Общаются и взаимодействуют
празднике
со сверстниками.
Проявляют
доброжелательность,
взаимопонимание, смелость,
волю,
решительность,
активность и инициативу при
решении вариативных задач,
возникающих в процессе игр.
Регулируют
эмоции
в
процессе
игровой
деятельности,
умеют
управлять ими.

Соблюдают правила техники
безопасности
во
время
участия в празднике.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЧЕТВЕРЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
( 34 ЧАСА)
№

Тема урока

Содержание урока

1.

История появления шахмат на
Руси. Зарождение шахматной
культуры в России

2.

Основные принципы игры в
дебюте

3.

Перевес в развитии фигур

4.

Атака на короля

5.

Перевес в пространстве

6.

Оценка позиций

7.

План игры

8.

Выбор хода

9.

Открытые дебюты

Беседа о важности соблюдения правил техники
безопасности на занятиях по шахматам.
Знакомство с материалом об истории появления
шахмат на Руси, о том, как в России начала
формироваться шахматная культура
Дополнение знаний об игре в дебюте новыми
сведениями: роль центра, создание численного
превосходства
Раскрытие понятия «мобилизация фигур для
получения численного превосходства»
Раскрытие плана атаки на короля при
односторонней и разносторонней рокировках, а
также плана атаки на короля, оставшегося в
центре
Способы игры при пространственном перевесе,
способы достижения пространственного перевеса
Рассказ о том, что необходимо делать для того,
чтобы правильно оценить позицию во время
шахматной партии
Разбор схемы моделирования плана игры,
раскрытие цели планирования
Алгоритм выбора хода, форсированные и
нефорсированные варианты, профилактика.
Учимся думать за партнёра
Многообразие открытых дебютов. Итальянская
партия, защита двух коней
Многообразие полуоткрытых дебютов.
Сицилианская защита, Французская защита
Многообразие закрытых дебютов. Славянская
защита
Королевский гамбит
Знакомство с тактическим приёмом «мельница».
Решение дидактических заданий
Знакомство с тактическим приёмом «перекрытие».
Решение дидактических заданий
Знакомство с тактическим приёмом «рентген».
Решение дидактических заданий
Отработка на практике материала уроков 13–16

10. Полуоткрытые дебюты
11. Закрытые дебюты
12. Гамбиты
13. Тактический прием
«мельница»
14. Тактический прием
«перекрытие»
15. Тактический прием «рентген»
16. Конкурс решения позиций:
как бы вы сыграли?
17. Анализ шахматной партии:
выбери ход
18. Шахматный турнир

Разбор и анализ партий чемпионов мира и
ведущих шахматистов мира
Игровая практика

19.
20.
21.
22.

Шахматный турнир
Шахматный турнир
Шахматный турнир
Простейшие ладейные
эндшпили: ладья с пешкой и
королем против ладьи и
короля

23. Простейшие ладейные
эндшпили: ладья с пешкой и
королем против ладьи и
короля

24. Простейшие ладейные
эндшпили: ладья с пешкой и
королем против ладьи и
короля

25. Простейшие ладейные
эндшпили: ладья с пешкой и
королем против ладьи и
короля

26. Простейшие ладейные
эндшпили: мат двумя слонами
одинокому королю
27. Простейшие легкофигурные
окончания: мат конем и
слоном одинокому королю
28. Конкурс решения позиций:
как бы вы сыграли?
29. Роль шахмат в жизни
человека. Как стать сильным
шахматистом
30. Шахматный турнир
31. Шахматный турнир
32. Шахматный турнир
33. Шахматный турнир
34. Шахматный праздник

Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Знакомство с простейшими ладейными
эндшпилями; способами защиты за слабейшую
сторону и способами игры на выигрыш за
сильнейшую сторону; изучение приёмов
«построение моста», «отталкивание плечом»,
знакомство с позицией Филидора и позицией
Лусены
Знакомство с простейшими ладейными
эндшпилями; способами защиты за слабейшую
сторону и способами игры на выигрыш за
сильнейшую сторону; изучение приёмов
«построение моста», «отталкивание плечом»,
знакомство с позицией Филидора и позицией
Лусены
Знакомство с простейшими ладейными
эндшпилями; способами защиты за слабейшую
сторону и способами игры на выигрыш за
сильнейшую сторону; изучение приёмов
«построение моста», «отталкивание плечом»,
знакомство с позицией Филидора и позицией
Лусены
Знакомство с простейшими ладейными
эндшпилями; способами защиты за слабейшую
сторону и способами игры на выигрыш за
сильнейшую сторону; изучение приёмов
«построение моста», «отталкивание плечом»,
знакомство с позицией Филидора и позицией
Лусены
Знакомство с простейшими легкофигурными
окончаниями: техника матования двумя слонами
Знакомство с простейшими легкофигурными
окончаниями: техника матования слоном и конём
Отработка на практике материала уроков 22–27
Советы чемпионов мира юным шахматистам.
Зачем учиться шахматной игре
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Игровая практика
Решение заданий, игровая практика

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Программа разработана для учащихся 1–4 классов и рассчитана на изучение
материала в течение 135 часов. В соответствии с Образовательной программой школы, на
изучение предмета «Шахматы» отводится 1 час в неделю, что составляет 33 часа в первом
классе , 34 часа во2-4 классах.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс
№
1
2

Содержание программного материала
Теоретические основы и правила шахматной игры
Практико- соревновательная деятельность
Итого

часы
30ч
3ч
33ч.

Содержание программного материала
Теоретические основы и правила шахматной игры
Практико- соревновательная деятельность
Итого

часы
21ч
13ч
34 ч.

Содержание программного материала
Теоретические основы и правила шахматной игры
Практико- соревновательная деятельность
Итого

часы
21ч
13ч
34 ч.

Содержание программного материала
Теоретические основы и правила шахматной игры
Практико- соревновательная деятельность
Итого

часы
23ч
11ч
34ч

2 класс
№
1
2

3 класс
№
1
2

4 класс
№
1
2

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Для реализации программы в кабинете имеется необходимое оборудование: Персональный
компьютер учителя -1 шт
Интерактивная доска – 1 шт
Принтер- 1 шт
Сканер – 1 шт Документкамера – 1 шт
Оборудование
- демонстрационная доска с шахматными фигурами;
- комплекты шахматных фигур с досками.

ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧЕНА СЛЕДУЮЩИМ МЕТОДИЧЕСКИМ
КОМПЛЕКТОМ:
1. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй,
третий, четвертый) год обучения»: учебник.- М.: Просвещение, 2017
2. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй,
третий, четвертый) год обучения»: рабочая тетрадь.- М.: Просвещение,
2017
3. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй,
третий, четвертый) год обучения»: методические рекомендации.- М.:
Просвещение, 2017
Электронное учебной пособие «Путешествие в мир шахмат» (Э.Э. Уманская, Т.А. Монтлевич),
Библиотека электронных материалов Московской электронной школы, [Электронный ресурс]
URL: uchebnik.mos.ru. (Дата обращения: 19.11.2018).

Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей
обучающихся классов и специфики коллектива.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».