РП Смысловове чтение 1-3класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
МАОУ СОШ 68 с углубленным изучением отдельных предметов

РАССМОТРЕНО
на заседании школьного
методического
объединения учителейпредметников
МАОУ СОШ № 68
с углубленным изучением
отдельных предметов
Протокол №1
от «29» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МАОУ СОШ № 68
с углубленным изучением
отдельных предметов
Протокол №1
от «29» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МАОУ СОШ № 68
с углубленным изучением
отдельных предметов
Рогова Е. Н.
Приказ № 164-О
от «29» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса «Смысловое чтение»
для обучающихся 1-3 классов

Екатеринбург 2024

Рабочая программа «Смысловое чтение»
1-3 классы
Пояснительная записка
Актуальной междисциплинарной учебной программой, предусмотренной новыми
образовательными стандартами, является программа «Смысловое чтение». Программа направлена
на формирование и развитие основ читательской компетенции, необходимой учащимся для
осуществления своих дальнейших планов, в том числе, продолжения образования, подготовки к
трудовой и социальной деятельности. Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером,
относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с
разными людьми. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством
чего учатся. Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к
обучению смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание
читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто
прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое
чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы начального
общего образования, а также является универсальным учебным действием.
Методологическая основа программы — системно-деятельностный подход.
Элективный курс как часть целостного образовательного и воспитательного процесса направлена
на достижение планируемых результатов обучения (личностных, предметных и метапредметных),
формирование универсальных учебных действий и в итоге на всестороннее развитие личности
ребёнка.
Цель программы элективного курса «Смысловое чтение». Обучение смысловому чтению»
— формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов
различных видов, жанров и стилей.
Говоря о чтении, современные исследователи указывают на две его стороны: смысловую и
техническую. Смысловая сторона чтения включает понимание значения как отдельных слов, так и
текста в целом.
Техническая сторона предполагает преобразование речи из графической формы в устную,
то есть зрительное восприятие текста, его распознавание, устное воспроизведение. Эти процессы
имеют качественные характеристики, в первую очередь скорость и точность.
Исходя из сказанного, можно сформулировать основную задачу программы — полноценное
развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их активной учебной
деятельности.
Задачи:
– овладение учащимися технологии продуктивного чтения
– совершенствование культуры чтения, развитие интереса и мотивации к
чтению книг;
– формирование умения читать тексты с использованием трёх этапов работы
с текстом;
– развитие у детей способности самостоятельно мыслить в процессе
обсуждения прочитанного;
– обеспечение
усвоения ряда понятий технологии продуктивного чтения:
«прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и
др.;
– воспитание любови к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к

природе, науке и искусству;
Место курса в учебном плане:
В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования и
примерными программами начального общего образования предмет «Смысловое чтение» является
частью предметной области «Литературного чтения» и изучается со 1-го по 4-й класс.
Общий объем учебного времени составляет 135 часов. Из них в 1-м классе – 33 часа (1 час в
неделю), во 2-м классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3-м классе – 34 часа (1 час в неделю).
Cодержание курса
Раздел «Виды речевой деятельности» (8 ч.) включает следующие содержательные линии:
аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения). Содержание этого
раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и
взаимодействии, формируя культуру общения.
Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на
слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру
произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с
использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, отвечать
и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета,
воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию
собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая
основную мысль текст.
Раздел «Виды читательской деятельности» (60 ч.) включает в себя работу с разными видами
текста.
Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие
изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно-популярного
текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинноследственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание
авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Предусматривает
ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида
информации и формирование библиографических умений.
В разделе «Круг детского чтения» (48 ч.) реализуются принципы отбора содержания чтения
младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения,
устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в
области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и
тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми, читательских предпочтений
младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» (7 ч.) содержит круг литературоведческих понятий
для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о
видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» (12 ч.)
является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт
творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что
обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую
деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста.

Планируемые результаты
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы предмета «Грамотный читатель» достигаются в
процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную
динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания,
саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета
«Грамотный читатель» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и
отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным,
социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения
сформированных представлений и отношений на практике.
Гражданско-патриотическое воспитание:
1) становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление
интереса к изучению родного языка,
истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего
в культуре общества;
2) осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к
прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других
народов в процессе восприятия и анализа
произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
3) первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
1) освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека,
проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к
родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса,
вероисповедания;
2) осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных
произведений в ситуации нравственного выбора;
3) выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и
систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
4) неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:

1) проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным
видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной
деятельности;
2) приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки
произведений фольклора и художественной литературы;
3) понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих
художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
1) соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
2) бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес
к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
1) бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных,
отражённых в литературных произведениях;
2) неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание
важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения
мыслей, чувств, идей автора;
1) овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
2) потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами
литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и
самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества
писателей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Грамотный читатель» в начальной школе у обучающихся будут
сформированы познавательные универсальные учебные действия:


базовые логические действия:

1) сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали),жанру, соотносить произведение и его
автора, устанавливать основания
для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
2) объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;

3) определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по
темам, жанрам и видам;
4) находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать
нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по
предложенному алгоритму;
5) выявлять недостаток информации для решения учебной(практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
6) устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста,
при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;


базовые исследовательские действия:

1) определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных учителем вопросов;
2) формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
3) сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
4) проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
5) формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
6) прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях; работа с информацией:
1) выбирать источник получения информации;
2) согласно заданному алгоритму
представленную в явном виде;

находить

в

предложенном

источнике

информацию,

3) распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
4) соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила
информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
5) анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
6) самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
У обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия:


общение:

1) воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
2) проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;

3) признавать возможность существования разных точек зрения;
4) корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
5) строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
6) создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
7) готовить небольшие публичные выступления;
8) подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:


самоорганизация:

1) планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
2) выстраивать последовательность выбранных действий;


самоконтроль:

1) устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
2) корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Совместная деятельность:
1) формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
2) принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
3) проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
4) ответственно выполнять свою часть работы;
5) оценивать свой вклад в общий результат;
6) выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному
предмету «Грамотный читатель» отражают специфику содержания учебного курса, ориентированы
на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и
жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
1) Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами)
осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей.
2) Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический
материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать
вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному.
3) Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под
руководством учителя.

4) Определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать
последовательность событий в произведении. Воспроизводить содержание текста пo плану
под руководством взрослого.
5) Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная /
отрицательная и почему) его поступкам. Объяснять значение незнакомого слова с опорой на
контекст.
Получат возможность научиться:
1) Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам.
2) Сравнивать героев одного произведения по заданным критериям.
3) Находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание, сравнение),
понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в
собственном высказывании.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словарей.
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
1) объяснять важность чтения для решения учебных задач и применения в различных
жизненных ситуациях: переходить от чтения вслух к чтению про себя в соответствии с
учебной задачей, обращаться к разным видам чтения (изучающее, ознакомительное,
поисковое выборочное, просмотровое выборочное), находить в художественных
произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных
народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных
произведений;
2) читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по
восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не
менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания);
3) различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного
произведения (ритм, рифма);
4) понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и
формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;
5) владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и
главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения,
составлять план текста (вопросный, номинативный);
6) описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и
выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь
между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по
предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам;
7) объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря;
находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;
8) осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой,
тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет);
9) участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: понимать жанровую
принадлежность произведения, формулировать устно простые выводы, подтверждать свой
ответ примерами из текста;
10) пересказывать (устно) содержание произведения подробно, выборочно, от лица героя, от
третьего лица;
11) читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать
небольшие эпизоды из произведения;
12) составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 5
предложений);

13) ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, аннотации, иллюстрациям,
предисловию, условным обозначениям;
14) выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя
картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
15) использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в
соответствии с учебной задачей.
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
1) отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и
художественной литературы, находить в художественных произведениях отражение
нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в
нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений;
2) читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения
(изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное);
3) читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по
восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не
менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания);
4) различать художественные произведения и познавательные тексты;
5) различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного
произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического;
6) понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного
произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам;
7) владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и
главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять
связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный,
цитатный);
8) характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев,
составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между
поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и
сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);
9) отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к
героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения
героев(портрет), описание пейзажа и интерьера;
10) объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря;
находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств
художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
11) осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой,
персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые
части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение);
12) участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить
монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и
пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать
свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия;
13) пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с
изменением лица рассказчика, от третьего лица;
14) при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование,
описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов;
15) читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из
произведения;
16) составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного
текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений),
корректировать собственный письменный текст;

17) составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму;
18) сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение
прочитанного произведения;
19) использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление,
аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания);
20) выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя
картотеки, рассказывать о прочитанной книге;
21) использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные ресурсы,
включённые в федеральный перечень.
Воспитательный потенциал курса реализуется через:
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая
ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском
обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской
идентичности обучающихся
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые
выработало российское общество (социально значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их
освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта
поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии
с новым ФГОС НОО (осознание российской гражданской идентичности; сформированность
ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной
социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.)
Воспитательная деятельность планируется и осуществляется на основе аксиологического,
антропологического,
культурно-исторического,
системно-деятельностного,
личностноориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности
воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру,
безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по
основным направлениям воспитания в соответствии с новым ФГОС НОО и отражает готовность
обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на
их основе, в том числе в части:
1.
Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как

источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской
государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и
политической культуры.
2.
Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине,
своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование
российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности.
3.
Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов
России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских
семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и
взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4. Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и
мирового искусства.
5.
Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа
жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учётом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной
среде, чрезвычайных ситуациях.
6.
Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение
профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в
российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
7.
Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских
традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы,
окружающей среды.
8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и
других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом
личностных интересов и общественных потребностей.

Тематическое планирование
№

1

Тема

И.
Токмаковой
«Сентябрь».

Содержание
Стихотворение И.
Токмаковой
«Сентябрь».
Готовимся к
выразительному
чтению
стихотворения И.

ЭОР
Виды деятельности
Первый год обучения 33 часа
Прогнозирование
Библиотека
содержания
ЦОК
стихотворения.
https://m.edsoo.ru/7f4 Формирование
10de8
эмоциональной
оценки
стихотворения.

Токмаковой
«Сентябрь»

2

3.

Сказка о
медвежатах и
детёнышах
панды.

Учебный текст
«Сказка о
медвежатах и
детёнышах панды»,
«Пролететь сквозь
облако» .Сведения о
белых медведях.
Учебный текст «
Надёжная защита»

Надёжная
защита.

Учебный текст
«Одежда для яблок».
Понятие «диалог»
4.

Одежда для
яблок

5.

«Приятный»
запах
помойки.

6.

Сказка
Русалочке.

Учебный
текст
«Приятный» запах
помойки.» Понятие
«метр»,
«килограмм».

Анализ средства
художественной
выразительности:
сравнение. Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Развитие
интонационного
строя речи.
Выразительное
чтение
стихотворения.
Взаимная оценка

http://schoolcollection.edu.ru/

Умение в устной речи
выражать свои мысли
в
соответствии с
поставленной задачей
или вопросом

Установление
причинноследственных связей
в тексте
Прогнозирование
содержания
стихотворения..
Рассуждение в форме
простых суждений об
объекте. Умение
http://schoolучитывать разные
collection.edu.ru/
мнения.
Формирование
собственного мнения
и позиций.
Умение искать
и
отбирать
информацию,
необходимую
для
ответа
на
поставленный вопрос.

о Учебный
текст Библиотека ЦОК
«Сказка
о
Русалочке». Понятие https://m.edsoo.ru/7f4
10de8
«моя безопасность»

Формирование
умения делить текст
на части.

Учебный
текст
«Рисовые картины».
Понятия
7

Формирования
умения
задавать
вопросы
по
содержанию.

«флористика»,

Рисовые
картины

Деление текста на
части, озаглавливание
каждой части.

«ландшафтный
дизайн».

Рисование
картины
для рисового поля.
8

9

10

11

Договор кота
и
мышей.
Почему
в
мире много
Кузнецовых?

Учебные
тексты https://bomoonlight.ru
«Договор кота и /azbuka
мышей», «Почему в
мире
много
Кузнецовых?»

Умение
задавать
вопросы.
Умение
приходить
от
в
выполнения действий
в умственном плане к
выполнению их во
внешнем плане и
обратно.

Учебный
текст
«Сказка о львёнке и
о мяче». Понятие «что
и такое хорошо и что
такое плохо»

Формирование
навыков работы с
содержащейся
в
тексте информацией.
Умение обмениваться
информацией
в
парной деятельности

Учебные
тексты
Как напугать «Как напугать с
с
помощью помощью воздуха»,
воздуха.
«Доктор медведь».
Доктор
Сведения о лягушке.
медведь.

Умение
осознанно
читать текст. Умение
ориентироваться на
страницах учебного
пособия.
Умение
задавать вопросы по
содержанию текста.

Сказка
львёнке
мяче.

Деньги
гроши

и Учебный
текст https://stranamasterov. Умение
«Деньги и гроши». ru/
прогнозировать
Понятие «деньги»,
содержание
«значение денег»
заголовку.

по

Умение
отбирать
необходимую
информацию.
Подготовка
сообщений в группах

12

Бумажные
осы.
Воздушные
кораблики.

Учебные тексты
«Бумажные
Воздушные
кораблики».
Сведения

http://www.edu.ru/
осы.
о

Формирование
осознанного и беглого
чтения.
Умение
задавать вопросы по
содержанию, отвечать
на
воросы,

13

Антикрыло.
Строительств
о
паутины.
Зачем кобре
очки? Хитрая
фасоль.

шелкопряде.

подтверждая
примерами.

Учебные тексты

Объяснение значение
слова с опорой на
контекст.
Использование
словарей и другой
справочной
литературы. Умение
слушать других и
отстаивать
свою
точку зрения.

«Антикрыло.
Строительство
паутины. Зачем
кобре очки? Хитрая
фасоль».
Сообщение о пауке,
кобре.

14

СантаКлаусы в
шортах.

15

В. Степанова
«Что мы
Родиной
зовём»

16

Ненецкая
сказка
«Бурый и
белый
медведи

17

«Белый
медведь» и
«Бурый
медведь».

Учебный текст
«Санта- Клаусы в
шортах»

Стихотворе
ние
В.
Степанова
«Что
мы
Родиной
зовём».

Ненецкая сказка
«Бурый и белый
медведи

Научнопознавательные
тексты «Белый
медведь» и «Бурый
медведь».

Развитие способность
https://stranamasterov. выражать собственное
ru/
мнение,
аргументировать своё
мнение.
Прогнозирование
содержания
стихотворения.
Формирование
эмоциональной
оценки
стихотворения.
Анализ идейного
содержания. Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Развитие
интонационного строя
речи. Выразительное
чтение стихотворения.
Взаимная оценка
Анализ содержания
Библиотека
сказки. Творческое
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4 задание: придумать
10de8
свой финал сказки.
Словарная работа
Анализ содержания
научнопознавательных
текстов. Сравнение
текстов разных типов.
Развитие технической
стороны чтения.

18

19

20

21

Чувашская
сказка
«Почему
зеленые ёлка
с сосной»

Чувашская сказка
«Почему зеленые
ёлка с сосной»

В.
Сивоглазова
«Вечнозелены
е растения».
Чувашская
сказка
«Почему
зелёные ёлка
с сосной»

Научнопознавательный
текст В. Сивоглазова
«Вечнозеленые
растения».
Чувашская сказку
«Почему зелёные
ёлка с сосной»

В.
Сивоглазова
«Вечнозелены
е растения».
Чувашская
сказка
«Почему
зелёные ёлка
с сосной»

Научнопознавательный
текст
В.
Сивоглазова
«Вечнозеленые
растения».
Чувашская
сказка
«Почему
зелёные
ёлка с сосной»

Рассказ Н.
Сладкова
«Рыцарь».

Рассказ Н. Сладкова
«Рыцарь».

Сопровождающее
чтение.
Выразительное
чтение сказки по
ролям. Взаимная
оценка
Анализ
содержания
сказки. Определение
главной мысли сказки.
https://bomoonlight.ru
Восстановление
/azbuka
последовательности
событий.
Логические
упражнения.
Сравнение
художественного и
научнопознавательног
о текстов. Извлечение
необходимой
информации из
научнопознавательног
https://stranamasterov.
о текста. Развитие
ru/
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение.
Выразительное чтение
по ролям отрывка
сказки
Сравнение
художественного и
научнопознавательног
о текстов. Извлечение
необходимой
информации из
научнопознавательног
о текста. Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение.
Выразительное чтение
по ролям отрывка
сказки
Библиотека
Актуализация знаний
об авторе.
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4 Прогнозирование
содержания
10de8
произведения. Анализ

22

Г.
Скребицкого
«Лесное эхо»

Рассказ Г.
Скребицкого
«Лесное эхо»

23

Г.
Скребицкого
«Лесное эхо»

Рассказ Г.
Скребицкого
«Лесное эхо»

24

Научнопознавательн
ый текст
«Эхо». Г.
Скребицкого
«Лесное эхо»

Научнопознавательный
текст «Эхо». Г.
Скребицкого
«Лесное эхо»

25

Рассказ В.
Осеевой
«Сторож».

Рассказ В. Осеевой
«Сторож».

содержания рассказа.
Анализ средства
художественной
выразительности:
описание.
Определение главной
мысли рассказа.
Развитие технической
стороны чтения.
Выразительное чтение
отрывка рассказа
Анализ содержания
рассказа. Пересказ по
плану. Выявление и
обсуждение средства
художественной
выразительности:
описания
Анализ содержания
рассказа. Пересказ по
https://stranamasterov. плану. Выявление и
ru/
обсуждение средства
художественной
выразительности:
описания
Сравнение
художественного и
научнопознавательног
о текстов. Извлечение
нужной информации
из
научнопознавательног
о текста. Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение.
Выразительное чтение
отрывка из рассказа.
Взаимная оценка
Актуализация знаний
об авторе.
Анализ содержания
Библиотека
рассказа. Словарная
ЦОК
работа.
https://m.edsoo.ru/7f4 Формирование
10de8
нравственной оценки
поступков героев
рассказа. Развитие
технической стороны
чтения.

Сопровождающее
чтение. Развитие
интонационного строя
речи. Выразительное
чтение отрывка из
рассказа.
Взаимная оценка

26

В. Осеевой
«Навестила».

Рассказ В. Осеевой
«Навестила».

27

Рассказ Е.
Пермяка
«Кто?».

Рассказ Е. Пермяка
«Кто?».

В.
Драгунского
«Англичанин
Павля»

Рассказ В.
Драгунского
«Англичанин
Павля»

28

Анализ содержания
рассказа. Составление
плана текста.
Пересказ по плану.
Взаимная оценка
Формирование
нравственной оценки
поступков героев
рассказа.
Развитие технической
стороны чтения.
Анализ содержания
рассказа. Составление
плана текста.
Пересказ по плану.
Взаимная оценка.
Формирование
нравственной оценки
поступков героев
Библиотека
рассказа.
ЦОК
Восстановление
https://m.edsoo.ru/7f4 последовательности
событий рассказа.
10de8
Составление вопросов
к тексту. Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение.
Инсценировка
отрывка из рассказа.
Взаимная оценка
https://stranamasterov. Актуализация знаний
ru/
об авторе и его
произведениях.
Прогнозирование
содержания
произведения. Анализ
содержания рассказа.
Словарная работа.
Логические
упражнения

В.
Драгунского
«Англичанин
Павля»

Рассказ В.
Драгунского
«Англичанин
Павля»

30

Экскурсия в
библиотеку

Понятия
«библиотека»,
«библиотекарь»,
«правила в
библиотеке».

31

Л.
Каминского
«Как Петя
ленился»

Л. Каминского
«Как Петя ленился»

32

Л.
Каминского
«Как Петя
ленился»

Л. Каминского
«Как Петя ленился»

А. Рахимова
«Каникулы!!!
Ура!!!».

Стихотворение
Рахимова
«Каникулы!!!
Ура!!!».

29

33

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
10de8

А.

http://www.edu.ru/

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
10de8

Развитие технической
стороны чтения.
Сопровождающее
чтение. Развитие
интонационного строя
речи.
Инсценировка
рассказа
Работа со словарями.
Поиск словарей в
каталоге. Поиск
нужной информации в
словаре
Актуализация знаний
об авторе и его
произведениях.
Прогнозирование
содержания
произведения. Анализ
содержания рассказа.
Определение главной
мысли рассказа.
Характеристика героя.
Логические
упражнения
Развитие технической
стороны чтения.
Сопровождающее
чтение. Развитие
интонационного строя
речи.
Выразительное чтение
рассказа по ролям.
Формирование
эмоциональной
оценки
стихотворения.
Определение главной
мысли стихотворения.
Словарная работа.
Развитие технической
стороны чтения.
Сопровождающее
чтение. Развитие
интонационного строя
речи. Выразительное
чтение
стихотворения.
Взаимная оценка

2 класс
№

Тема

1

И. Асеевой «С
Днём знаний».

2

Г.
Ладонщиков

Содержание

Стихотворение И.
Асеевой «С
Днём знаний».

Г. Ладонщиков

ЭОР
Виды деятельности
Второй год обучения 34 часа
Формирование
эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ
содержания стихотворения.
Анализ средств
художественной
выразительности: эпитеты,
Библиотека
метафора. Словарная работа.
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8 Развитие технической
стороны чтения.
Сопровождающее чтение.
Развитие интонационного
строя речи.
Выразительное чтение
стихотворения. Взаимная
оценка
Прогнозирование названия
произведения Формирование
эмоциональной
http://www.edu.ru/

«С добрым
утром!».

«С добрым
утром!».

Удмуртская
сказка
«Березка
красавица»
Удмуртская сказка
«Березка
красавица»

3.

4.

Удмуртская
сказка
«Березка
красавица

Удмуртская сказка
«Берёзка
красавица»

http://www.edu.ru/

оценки стихотворения.
Словарная работа. Развитие
технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение.
Развитие интонационного
строя речи.
Выразительное чтение
стихотворения.
Формирование
эмоциональной оценки
сказки. Анализ сюжета.
Составление плана и
подготовка к пересказу.
Характеристика героев.
Анализ
нравственного содержания
сказки. Определение главной
мысли. Логические
упражнения. Словарная
работа
Развитие технической
стороны чтения.
Сопровождающее чтение.
Развитие интонационного
строя речи.
Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение по

ролям. Взаимная оценка

5.

6.

Удмуртская
сказка
«Березка
красавица

Удмуртская
сказка
«Березка
красавица

Удмуртская сказка
«Березка красавица

http://www.edu.ru/

Удмуртская сказка
«Берёзка
красавица»

7.

Китайская
сказка
«Жадный Ча»

Китайская сказка
«Жадный .Ча»

8.

Китайская
сказка
«Жадный Ча»

Китайская сказка
«Жадный .Ча»

9.

«Дракон»
Научнопознаватель
ный текст
«Дракон».
Китайская сказка
«Жадный
.Ча»

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

Развитие технической
стороны чтения.
Сопровождающее чтение.
Развитие интонационного
строя речи.
Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение по
ролям. Взаимная оценка
Развитие технической
стороны чтения.
Сопровождающее чтение.
Развитие интонационного
строя речи.
Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение по
ролям. Взаимная оценка
Формирование
эмоциональной оценки
сказки. Анализ сюжета.
Составление плана и
подготовка к пересказу.
Анализ нравственного
содержания сказки.
Определение главной мысли.
Творческое задание:
придумать свой финал
сказки. Составление
вопросов к сказке
Формирование
эмоциональной оценки
сказки. Анализ сюжета.
Составление плана и
подготовка к пересказу.
Анализ нравственного
содержания сказки.
Определение главной мысли.
Творческое задание:
придумать свой финал
сказки. Составление
вопросов к сказке
Составление вопросов к
научнопознавательному
тексту. Развитие
технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение.
Развитие интонационного
строя речи.

Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение
отрывка из сказки. Взаимная
оценка

10

11
.

Чувашская
сказка
«Откуда
взялась река»

Чувашская сказка
«Откуда взялась
река»

Чувашская
сказка
«Откуда
взялась река»

Чувашская сказка
«Откуда взялась
река»

Экскурсия в
библиотеку

Новый год в
разных странах.

https://stranamasterov.ru/

12
.

Сказка
«Откуда взялась
река»
13
.

Сказка
«Откуда
взялась река»

14
.

Занятие в
компьютерно
м классе

Занятие в
компьютерном
классе

Научнопознав
ательный
текст «Пауксеребрянка»
Н. Сладков
«Воздушный
замок»

Научнопознаватель
ный текст «Пауксеребрянка»

15
.

16
.

https://stranamasterov.ru/

Н. Сладков
«Воздушный
замок»

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

Анализ сюжета сказки.
Анализ нравственного
содержания сказки.
Составление плана и
подготовка к пересказу.
Словарная работа
Анализ сюжета сказки.
Анализ нравственного
содержания сказки.
Составление плана и
подготовка к пересказу.
Словарная работа
Работа со словарями и
энциклопедиями. Поиск
словарей и энциклопедий в
каталоге. Поиск нужной
информации в словарях и
энциклопедиях
Развитие технической
стороны чтения.
Сопровождающее чтение.
Развитие интонационного
строя речи.
Сопровождающее чтение.
Игра «Читаем цепочкой».
Инсценировка сказки.
Взаимная оценка
Поиск нужной информации в
сети Интернет.
Сайты: www.slovari.ru,
www.gramota.ru,
www.academic.ru (словари и
энциклопедии); www.yauznayu.ru, www.poznaiko.ru,
www.potomy.ru (энцикло
педии для школьников)
Сопоставление
художественного и
научнопознавательного
текстов. Словарная работа
Развитие технической
стороны чтения.
Сопровождающее чтение.
Развитие интонационного

Н. Сладков
«Воздушный
замок»

Н. Сладков
«Воздушный
замок»

17
.

http://www.edu.ru/

18
.

Н. Сладкова
«Болтливые
окуни»

19
.

Н. Сладкова
«Болтливые
окуни»

Рассказ Н.
Сладкова
«Болтливые окуни»

Рассказ Н.
Сладкова
«Болтливые окуни»

Рассказ
Николая
Сладкова
«Болтливые окуни»

20.

Н. Сладков
«Болтливые
окуни»

21.

Рассказ В.
Осеевой
«Долг»

Рассказ В.
Осеевой «Долг»

22.

В. Осеева
«Долг»

Рассказа В.
Осеевой «Долг»

http://www.edu.ru/

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

строя речи. Игра «Читаем
цепочкой».
Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение
рассказа. Взаимная оценка
Развитие технической
стороны чтения.
Сопровождающее чтение.
Развитие интонационного
строя речи. Игра «Читаем
цепочкой».
Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение
рассказа. Взаимная оценка
Анализ сюжета рассказа.
Анализ нравственного
содержания рассказа.
Словарная работа.
Определение главной мысли
рассказа
Анализ сюжета рассказа.
Анализ нравственного
содержания рассказа.
Словарная работа.
Определение главной мысли
рассказа
Развитие технической
стороны чтения.
Сопровождающее чтение.
Развитие интонационного
строя речи.
Сопровождающее чтение.
Игра «Читаем цепочкой».
Выразительное чтение
рассказа по ролям. Взаимная
оценка
Анализ нравственного
содержания рассказа.
Составление вопросов к
рассказу. Творческое
задание: придумать свой
финал рассказа. Словарная
работа. Определение
главной мысли рассказа
Развитие технической
стороны чтения. Развитие
интонационного строя речи.
Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение
рассказа по ролям.

Взаимная оценка

23.

В. Осеевой
«Картинки»

Рассказ В.
Осеевой
«Картинки»

Рассказ В.
Осеевой
«Картинки»
24.

25.

26.

27.

28.

В. Осеева
«Картинки»

Л.
Каминского
«Послушный
Петя»

Л.
Каминского
«Послушный
Петя»

Л.
Каминского
«Послушный
Петя»

И. Бродского
«История
двойки»

http://www.edu.ru/

Рассказ Л.
Каминского
«Послушный
Петя»

Рассказ Л.
Каминского
«Послушный
Петя»

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

Рассказ Л.
Каминского
«Послушный
Петя»

Стихотворение
И. Бродского
«История двойки»

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

Анализ нравственного
содержания рассказа.
Формирование
эмоциональной оценки
рассказа.
Развитие технической
стороны чтения.
Соревнование по
произнесению
скороговорок.
Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение
рассказа по ролям
Актуализация знаний об
авторе. Формирование
эмоциональной оценки
рассказа. Анализ средства
художественной
выразительности: описание
и сравнения. Анализ
содержания. Работа над
художественным приёмом
(омофоны). Словарная
работа
Актуализация знаний об
авторе. Формирование
эмоциональной оценки
рассказа. Анализ средства
художественной
выразительности: описание
и сравнения. Анализ
содержания. Работа над
художественным приёмом
(омофоны). Словарная
работа
Развитие технической
стороны чтения.
Соревнование по
произнесению
скороговорок.
Сопровождающее чтение.
Игра «Читаем цепочкой».
Чтение рассказа по ролям.
Взаимная оценка
Формирование
эмоциональной
оценки
стихотворения.
Анализ
содержания стихотворения.

29.

И. Бродского
«История
двойки»

И. Бродского
«История двойки»

30.

Рассказ В.
Голявкина
«Вот что
интересно!»

Рассказ В.
https://stranamasterov.ru/
Голявкина «Вот что
интересно!»

31.

Рассказ В.
Голявкина
«Вот что
интересно!»

Рассказ В.
Голявкина «Вот что
интересно!»

32.

Рассказ В.
Голявкина
«Вот что
интересно!»

Рассказ В.
https://stranamasterov.ru/
Голявкина «Вот что
интересно!»

33.

Рассказ В.
Голявкина
«Вот что

Рассказ В.
Голявкина «Вот что
интересно!»

Анализ
нравственного
содержания стихотворения.
Формулирование главной
мысли.
Прогнозирование
содержания произведения.
Развитие технической
стороны чтения.
Соревнование по
произнесению
скороговорок.
Сопровождающее чтение.
Игра «Читаем цепочкой».
Выразительное чтение
стихотворения.
Взаимная оценка
Актуализация знаний об
авторе. Анализ сюжета
рассказа. Характеристика
героев рассказа. Анализ
нравственного содержания
рассказа. Словарная работа.
Определение главной мысли
рассказа. Составление плана
и подготовка к пересказу.
Составление вопросов к
рассказу
Актуализация знаний об
авторе. Анализ сюжета
рассказа. Характеристика
героев рассказа. Анализ
нравственного содержания
рассказа. Словарная работа.
Определение главной мысли
рассказа. Составление плана
и подготовка к пересказу.
Составление вопросов к
рассказу
Актуализация знаний об
авторе. Анализ сюжета
рассказа. Характеристика
героев рассказа. Анализ
нравственного содержания
рассказа. Словарная работа.
Определение главной мысли
рассказа. Составление плана
и подготовка к пересказу.
Составление вопросов к
рассказу
Развитие технической
стороны чтения.
Соревнование по

интересно!»

34.

З. Письман
«В летние
каникулы».

Стихотворение З.
Письман «В летние
каникулы».

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

произнесению
скороговорок.
Сопровождающее чтение.
Игра «Читаем цепочкой».
Выразительное чтение по
ролям. Взаимная оценка
Формирование
эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ
содержания стихотворения.
Выявление средств
художественной
выразительности:
сравнения. Составление
своих сравнений. Словарная
работа. Развитие
технической стороны
чтения. Соревнование по
произнесению
скороговорок.
Сопровождающее чтение.
Выразительное чтение
стихотворения

3 класс
№

Тема

Содержание

ЭОР

Виды деятельности

Третий год обучения 34 часа

1

А. Усачёв «1
сентября».

2

П. Синявского
«Родная
песенка».

Стихотворение А.
Усачёв «1 сентября».
Готовимся к
выразительному
чтению
стихотворения «1
сентября»

Стихотворение П.
Синявского «Родная
песенка

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
410de8

Прогнозирование содержания
произведения. Формирование
эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ
содержания стихотворения.
Словарная работа. Полисемия
слов. Развитие технической
стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Игра
«Читаем цепочкой».
Выразительное чтение
стихотворения.
Взаимная оценка
Формирование эмоциональной
оценки стихотворения. Анализ
содержания стихотворения.
Анализ средств художественной
выразительности: свёрнутые
сравнения (метафоры).
Словарная работа.

3

4

5

6

7

8

9

10

П. Синявского
«Родная
песенка».

». Готовимся к
выразительному
чтению
стихотворения
«Родная песенка»

А. Пантелеева
«Главный
инженер».
А. Пантелеева
«Главный
инженер».

Рассказ А.
Пантелеева
«Главный инженер».

А. Пантелеева
«Главный
инженер».

Готовимся к чтению
по ролям отрывка из
рассказа «Г лавный
инженер»

А. Пантелеева
«Главный
инженер».

Готовимся к чтению
по ролям отрывка из
рассказа «Г лавный
инженер»

А. Пантелеева
«Главный
инженер».

А. Пантелеева
«Главный
инженер».

Тайская сказка
«Птицаболтунья».

https://stranamastero
v.ru/

Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее
чтение. Игры: «Читаем
цепочкой», «Кто дальше?»,
«Читаем перевёрнутый текст».
Выразительное чтение
стихотворения.
Анализ содержания рассказа.
Определение главной мысли.

Прогнозирование развития
сюжета.

http://www.edu.ru/

Готовимся
к
чтению по ролям
отрывка из рассказа
А.
Пантелеева
«Главный инженер»

Готовимся
к
чтению по ролям
отрывка из рассказа
А.
Пантелеева
«Главный инженер»
Тайская сказка
«Птица-болтунья».
Готовимся к
выразительному
чтению сказки
«Птица-болтунья»

http://www.edu.ru/

Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее
чтение. Игры: «Читаем
цепочкой» и «Читаем
одновременно».
Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее
чтение.
Игры: «Читаем цепочкой» и
«Читаем одновременно».
Выразительное чтение по ролям
отрывка из рассказа

Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее
чтение. Игра «Читаем
цепочкой». Выразительное
чтение по ролям отрывка из
рассказа. Озаглавливание
частей рассказа. Подготовка к
пересказу. Определение
главной мысли
Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее
чтение. Игра «Читаем
цепочкой». Выразительное
чтение по ролям отрывка из
рассказа. Подготовка к
пересказу.

Анализ содержания сказки.
Составление вопросов к сказке.

11

12

13

14

Тайская сказка
«Птицаболтунья».

Китайская
сказка «Олени
и пёс»
Научнопознава
тельный текст
«Скорость бега
животных».

Готовимся к
выразительному
чтению сказки
«Птица-болтунья»

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
410de8
https://stranamastero
v.ru/

Китайская
сказка
«Олени и пёс»

Научнопознавательн
ый текст «Скорость
бега животных».
Готовимся к
выразительному
чтению сказки
«Олени и пёс»

Научнопознавательный Научнопознавательный
текст «Скорость бега
текст «Скорость бега
животных».
животных».

15

Чтение сказки «Олени
и пёс»

Готовимся к
выразительному
чтению сказки «Олени
и пёс»

16.

Занятие в
компьютерном классе

Занятие в
компьютерном классе

17.

Н. Сладков «Домики
на ножках».

Рассказ Н. Сладкова
«Домики на ножках».

Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее
чтение. Игра «Марш — пауза».
Выразительное чтение сказки.
Взаимная оценка
Прогнозирование содержания
произведения. Анализ
содержания сказки и мотивов
её героев. Характеристика
героев. Определение главной
мысли сказки
Чтение научно-познавательного
текста «Скорость бега
животных». Развитие
технической стороны чтения.

https://stranamasterov.ru/

http://www.edu.ru/

Сопровождающее
чтение. Игра
«Марш — пауза».
Готовимся к
выразительному
чтению сказки
«Олени и пёс»
Поиск нужной
информации в
сети Интернет.
Сайты:
www.slovari.ru,
www.gramota.ru,
www.academic.ru
(словари и
энциклопедии);
www.yauznayu.ru,
www.poznaiko.ru,
www.potomy.ru
Актуализация
знаний об авторе
и его
произведениях.
Анализ
содержания
рассказа. Анализ
использованных
автором средств
эмоционального
воздействия.

18.

Н. Сладков «Домики
на ножках».

19.

Н. Сладков «Домики
на ножках».

20.

Экскурсия в
библиотеку

21.

Скребицкий Г.
«Любитель песни»

Выявление
средств
художественной
выразительности:
сравнения.
Анализ
использованных
автором средств
эмоционального
воздействия.
Выявление
Библиотека
средств
Рассказ Н. Сладкова
ЦОК
художественной
«Домики на ножках».
https://m.edsoo.ru/7f410de8 выразительности:
сравнения.
Работа со
справочниками
или Интернетом
для поиска
нужной
информации.
Рассказ Н. Сладкова
Развитие
технической
«Домики на ножках».
стороны чтения.
Сопровождающее
чтение.
Игра
«Читаем
одновременно».
Выразительное
чтение рассказа.
Взаимная оценка
Освобождение
Работа со
Ленинграда от блокады
словарями. Поиск
словарей в
каталоге. Поиск
нужной
информации в
словаре
Актуализация
знаний об авторе
и его
произведениях.
Анализ
Библиотека
содержания
Рассказ Скребицкого
ЦОК
рассказа. Анализ
Г. «Любитель песни»
https://m.edsoo.ru/7f410de8 использованных
автором средств
эмоционального
воздействия и
художественной
выразительности:
описания.

Словарная работа

22.

23
.

Скребицкий Г.
«Любитель песни»

Рассказ Скребицкого
Г. «Любитель песни»

Скребицкий Г.
«Любитель песни»

Рассказ Скребицкого Г.
«Любитель песни»

Научнопознавательны
й текст «Тюлень».

Научнопознавательный
текст «Тюлень».

Научнопознавательны
й текст «Тюлень».

Готовимся к чтению
по ролям отрывка из
рассказа «Любитель
песни»

Озаглавливание
частей рассказа.
Составление
плана рассказа.

24
.

25
.

26
.

http://www.edu.ru/

Л. Каминского
«Падежи Юры
Серёжкина»

Рассказ Л.
Каминского «Падежи
Юры Серёжкина»

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

Восстановление
последовательно
сти событий
Анализ
содержания
научнопознавательного
текста.
Формулировани
е оценки.
Выявление, чего
не хватает в
научнопознавате
льном тексте.
Развитие
технической
стороны чтения.
Сопровождающе
е чтение. Игры
«Читаем
цепочкой» и
«Читаем
одновременно».
Чтение по ролям
отрывка из
рассказа.
Взаимная оценка
Актуализация
знаний об
авторе и его
произведения
х.
Прогнозирова
ние
содержания
произведения
.
Формировани
е
эмоциональн
ой оценки

27
.

«Как определить
падеж имени
существительного?».

Учебный текст «Как
определить падеж
имени
существительного?».

Учебный текст «Как
определить падеж
имени
существительного?».
Готовимся к
постановке рассказа
Л. Каминского
«Падежи Юры
Серёжкина

Учебный текст «Как
определить падеж
имени
существительного?».

28
.

http://www.edu.ru/

Л. Каминского
«Падежи Юры
Серёжкина
29
.

Учебный текст «Как
определить падеж
имени
существительного?».

рассказа.
Анализ
содержания
рассказа.
Прогнозирова
ние
дальнейшего
развития
событий.
Чтение учебного
текста.
Применение на
практике
знаний,
полученных из
учебного текста.
Развитие
технической
стороны чтения.
Сопровождающе
е чтение. Игра
«Кто дальше?».
Инсценировка
рассказа
«Падежи Юры
Серёжкина»
Чтение учебного
текста.
Применение на
практике
знаний,
полученных из
учебного текста.
Развитие
технической
стороны чтения.
Сопровождающе
е чтение. Игра
«Кто дальше?».
Инсценировка
рассказа
«Падежи Юры
Серёжкина»
Чтение учебного
текста.
Применение на
практике
знаний,
полученных из
учебного текста.
Развитие
технической

30
.

Н. Носов «Заплатка»

Рассказ Н. Носова
«Заплатка»

https://stranamasterov.ru/

Готовимся к
выразительному
чтению рассказа Н.
Носова «Заплатка»

31
.

Н. Носов «Заплатка»

http://www.edu.ru/

Рассказ Н. Носова
«Заплатка»
32
.

Н. Носов «Заплатка»

33
.

Е. Евсеевой
«Каникулы».

Стихотворение Е.
Евсеевой
«Каникулы».

стороны чтения.
Сопровождающе
е чтение. Игра
«Кто дальше?».
Инсценировка
рассказа
«Падежи Юры
Серёжкина»
Актуализация
знаний об авторе
и его
произведениях.
Анализ
содержания
рассказа и
подготовка к
пересказу.
Составление
плана текста.
Характеристика
героев
Развитие
технической
стороны чтения.
Соревнование
по
произнесению
скороговорок.
Взаимная
оценка.
Сопровождающе
е чтение. Игра
«Читаем
цепочкой».
Выразительное
чтение рассказа.
Взаимная оценка
Развитие
технической
стороны чтения.
Соревнование
по
произнесению
скороговорок.
Формирование
эмоциональной
оценки
стихотворения.
Словарная
работа.
Создание новых

34
.

Е. Евсеевой
«Каникулы».

Стихотворение Е.
Евсеевой
«Каникулы».

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f410de8

слов по образцу.
Развитие
технической
стороны чтения.
Соревнование
по
произнесению
скороговорок.
Взаимная
оценка.
Сопровождающе
е чтение. Игра
«Читаем
цепочкой».
Выразительное
чтение
стихотворения.
Взаимная оценка
Развитие
технической
стороны чтения.
Соревнование
по
произнесению
скороговорок.
Взаимная
оценка.
Сопровождающе
е чтение. Игра
«Читаем
цепочкой».
Выразительное
чтение
стихотворения.
Взаимная оценка

Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ Тема урока
п/
п

1. И. Токмаковой «Сентябрь».

Количество часов
всего контроль практическ
ные
ие работы
работы
1

0

0,5

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

Устный опрос,
практическая
работа;

2. Сказка о медвежатах и
детёнышах панды.

1

0

0,5

3. Надёжная защита.

1

0

0,5

4. Одежда для яблок

1

0

0,5

5. «Приятный» запах помойки.

1

0

0,5

6. Сказка о Русалочке.

1

0

0,5

7.

1

0

0,5

1

0

0,5

9. Сказка о львёнке и мяче.

1

0

0,5

10. Как напугать с
помощью воздуха.
Доктор медведь.

1

0

0,5

11. Деньги и гроши

1

0

0,5

12. Бумажные осы. Воздушные
кораблики.

1

0

0,5

13. Антикрыло. Строительство
паутины. Зачем кобре очки?
Хитрая фасоль.

1

0

0,5

14. Санта- Клаусы в шортах.

1

0

0,5

15. В. Степанова «Что мы
Родиной зовём»

1

0

0,5

Рисовые картины

8. Договор кота и мышей.
Почему в мире много
Кузнецовых?

Устный опрос,
практическая
работа;
Устный опрос,
практическая
работа;
Устный опрос,
практическая
работа;
Устный опрос,
практическая
работа;
Устный опрос,
практическая
работа;
Устный опрос,
практическая
работа;
Устный опрос,
практическая
работа;

Устный опрос,
практическая
работа;
Устный опрос,
практическая
работа;
Устный опрос,
практическая
работа;
Устный опрос,
практическая
работа;
Устный опрос,
практическая
работа;
Устный опрос,
практическая
работа;
Устный опрос,
практическая
работа;

16. Ненецкая сказка
«Бурый и белый медведи

1

0

0,5

17. «Белый медведь» и «Бурый
медведь».

1

0

0,5

Чувашская сказка «Почему
зеленые ёлка с сосной»

1

0

0,5

1

0

0,5

1

0

0,5

1

0

0,5

22. Г. Скребицкого «Лесное эхо»

1

0

0,5

23. Г. Скребицкого «Лесное эхо»

1

0

0,5

0

0,5

0

0,5

0

0,5

18.

19. В. Сивоглазова
«Вечнозеленые
растения».
Чувашская сказка
«Почему зелёные
ёлка с сосной»
20. В. Сивоглазова
«Вечнозеленые растения».
Чувашская сказка «Почему
зелёные ёлка с сосной»
21. Рассказ Н. Сладкова
«Рыцарь».

24. Научно-познавательный текст 1
«Эхо». Г. Скребицкого
«Лесное эхо»
25. Рассказ В. Осеевой «Сторож». 1

26. В. Осеевой «Навестила».

1

Устный опрос,
практическая
работа;

Устный опрос,
практическая
работа;

Устный опрос,
практическая
работа;
Устный опрос,
практическая
работа;

Устный опрос,
практическая
работа;
Устный опрос,
практическая
работа;
Устный опрос,
практическая
работа;
Устный опрос,
практическая
работа;
Устный опрос,
практическая
работа;
Устный опрос,
практическая
работа;

Устный опрос,
практическая
работа;

27. Рассказ Е. Пермяка «Кто?».

1

0

0,5

28. В. Драгунского «Англичанин
Павля»

1

0

0,5

29. В. Драгунского «Англичанин
Павля»

1

0

0,5

30. Экскурсия в библиотеку

1

0

0,5

31. Л. Каминского «Как Петя
ленился»

1

0

Устный опрос,
практическая
работа;

Устный опрос,
практическая
работа;
Устный опрос,
практическая
работа;
Устный опрос,
практическая
работа;

0,5

31 неделя
13.05 – 17.05

32. Л. Каминского «Как Петя
ленился»

1

0

0,5

33. А. Рахимова «Каникулы!!!
Ура!!!».

1

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

0

16

Устный опрос,
практическая
работа;
Устный опрос,
практическая
работа;
Самооценка с
использование
м«Оценочного
листа»;

2 класс
№ Тема урока
п/
п

Количество часов
всего контроль практическ
ные
ие работы
работы

1. И. Асеевой «С Днём знаний».

1

0

0,5

2. Г. Ладонщиков «С добрым
утром!».

1

0

0,5

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа

я работа;

3. Удмуртская сказка «Березкакрасавица»

1

0

0,5

4. Удмуртская сказка «Березкакрасавица

1

0

0,5

5. Удмуртская сказка «Березкакрасавица

1

0

0,5

6. Удмуртская сказка «Березкакрасавица

1

0

0,5

7. Китайская сказка «Жадный Ча» 1

0

0,5

8. Китайская сказка «Жадный Ча» 1

0

0,5

9. «Дракон»

1

0

0,5

10. Чувашская сказка
«Откуда взялась река»

1

0

0,5

11. Чувашская сказка «Откуда
взялась река»

1

0

0,5

12. Экскурсия в библиотеку

1

0

0,5

13. Сказка «Откуда взялась река»

1

0

0,5

14. Занятие в компьютерном классе 1

0

0,5

Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа

я работа;

15. Научно-познавательный
текст «Пауксеребрянка»

1

0

0,5

16. Н. Сладков «Воздушный
замок»

1

0

0,5

17. Н. Сладков «Воздушный
замок»

1

0

0,5

18. Н. Сладкова «Болтливые
окуни»

1

0

0,5

19. Н. Сладкова
«Болтливые окуни»

1

0

0,5

20. Н. Сладков «Болтливые окуни» 1

0

0,5

21. Рассказ В. Осеевой «Долг»

1

0

0,5

22.

1

0

0,5

1

0

0,5

1

0

0,5

23.

В. Осеева «Долг»

В. Осеевой «Картинки»

24. В. Осеева «Картинки»

Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;

25. Л. Каминского «Послушный
Петя»

1

0

0,5

26. Л. Каминского «Послушный
Петя»

1

0

0,5

27. Л. Каминского «Послушный
Петя»

1

0

0,5

28. И. Бродского «История двойки» 1

0

0,5

29. И. Бродского «История двойки» 1

0

0,5

30. Рассказ В. Голявкина «Вот что
интересно!»

0

0,5

1

Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;

31. Рассказ В. Голявкина «Вот что
интересно!»

1

0

0,5

Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;

32. Рассказ В. Голявкина «Вот что
интересно!»

1

0

0,5

33. Рассказ В. Голявкина «Вот что
интересно!»

1

0

0,5

Устный
опрос,
практическ
ая работа;

34. З. Письман «В летние
каникулы».

1

0

0,5

Самооценк
ас
использова
нием«Оцен
очного
листа»;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

16

3 класс
№ Тема урока
п/
п

Количество часов
всего контроль практическ
ные
ие работы
работы

1. А. Усачёв «1 сентября».

1

0

0,5

2. П. Синявского «Родная
песенка».

1

0

0,5

3. П. Синявского «Родная
песенка».

1

0

0,5

4. А. Пантелеева «Главный
инженер».

1

0

0,5

5. А. Пантелеева «Главный
инженер».

1

0

0,5

6. А. Пантелеева «Главный
инженер».

1

0

0,5

7. А. Пантелеева «Главный
инженер».

1

0

0,5

8. А. Пантелеева «Главный
инженер».

1

0

0,5

9. А. Пантелеева «Главный
инженер».

1

0

0,5

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;

10. Тайская сказка «Птицаболтунья».

1

0

0,5

11. Тайская сказка «Птицаболтунья».

1

0

0,5

12. Китайская сказка «Олени и
пёс»

1

0

0,5

13. Научно-познавательный
текст «Скорость бега
животных».

1

0

0,5

14. Научно-познавательный текст
«Скорость бега животных».

1

0

0,5

15. Чтение сказки «Олени и
пёс»

1

0

0,5

16. Занятие в компьютерном
классе

1

0

0,5

17. Н. Сладков «Домики на
ножках».

1

0

0,5

18. Н. Сладков «Домики на
ножках».

1

0

0,5

19. Н. Сладков «Домики
на ножках».

1

0

0,5

20. Экскурсия в библиотеку

1

0

0,5

Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;

21. Скребицкий Г. «Любитель
песни»

1

0

0,5

22. Скребицкий Г. «Любитель
песни»

1

0

0,5

23. Скребицкий Г. «Любитель
песни»

1

0

0,5

24. Научно-познавательный текст
«Тюлень».

1

0

0,5

25. Научно-познавательный текст
«Тюлень».

1

0

0,5

26. Л. Каминского «Падежи Юры
Серёжкина»

1

0

0,5

27. «Как определить падеж имени
существительного?».

1

0

0,5

1

0

0,5

29. Л. Каминского «Падежи Юры
Серёжкина

1

0

0,5

30. Н. Носов «Заплатка»

1

0

0,5

28. Учебный текст «Как
определить падеж имени
существительного?».

31. Н. Носов «Заплатка»

1

0

0,5

32. Н. Носов «Заплатка»

1

0

0,5

Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа
я работа;
Устный
опрос,
практическа

я работа;

33. Е. Евсеевой «Каникулы».

1

0

0,5

Устный
опрос,
практическ
ая работа;

34. Е. Евсеевой «Каникулы».

1

0

0,5

Самооценк
ас
использова
нием«Оцен
очного
листа»;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

16

Материально-техническое обеспечение
Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);
К - полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);
П - комплект для работы в группах (один на 5—6 учащихся).
Наименование объектов и средств материальнотехнического обеспечения

Количество

Технические средства обучения
1.Персональный компьютер с принтером.

Д

2. Мультимедийный проектор с интерактивной
доской

Д

3. Документ-камера

Д
Д

Оборудование класса
Ученические столы одноместные с комплектом
стульев.
Стол учительский.
Магнитная(меловая) доска

К
1
1

Шкафы.

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».