РП ВД Смысловое чтение

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
МАОУ СОШ 68 с углубленным изучением отдельных предметов

РАССМОТРЕНО
на заседании школьного
методического объединения
учителей-предметников
МАОУ СОШ № 68
с углубленным изучением
отдельных предметов
Протокол №1
от «28» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МАОУ СОШ № 68
с углубленным изучением
отдельных предметов
Протокол №1
от «29» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МАОУ СОШ № 68
с углубленным изучением
отдельных предметов
Рогова Е. Н.
Приказ № 215-О
от «31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Смысловое чтение»
для обучающихся 4 классов

Екатеринбург, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Смысловое чтение» составлена на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования, к структуре
основной образовательной программы, к условиям реализации основной образовательной
программы основного общего образовании.; а также рекомендаций Примерной основной
образовательной программы, на основе которой разрабатывается основная образовательная
программа образовательного учреждения.
Срок реализации программы – 1год.
Данный курс направлен на то, чтобы подготовить и научить детей получать информацию и
знания из текста. Самостоятельный анализ прочитанного - неотъемлемая часть современного
обучения. Курс, состоящий из научно-популярных и информационных текстов, составлен так,
чтобы заинтересовать ребенка в том, что он читает. Вопросы и задания способствуют тому,
что ребенок интуитивно выделяет суть прочитанного, учится отделять первое и
второстепенную информацию. Вопросы составлены так, чтобы показать ход мышления, а не
просто указать на номинально правильный ответ. Курс содержит ряд заданий, для выполнения
которых нужно не только обобщить информацию одного текста, но и вернутся и увязать его с
ранее прочитанным. Тексты самой разной природы позволяют подготовить юных мыслителей
к заданиям, требующим творческого подхода.
Работа с заголовками, создания кратких устных, а затем и письменных изложений учит
ребенка не только воспринимать информацию, а и выражать свои мысли и знания в устной и
письменной форме.
Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем
средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение
системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других,
овладеть системой нравственных и эстетических ценностей младшего школьника.
Содержание программы модифицировано в контексте требований нового Федерального
государственного стандарта, т.е. акценты смещены с освоения фундаментальных знаний по
предмету на социализацию личности средствами современных знаний и технологий по
направлению деятельности.
Согласно требованиям СанПиН, занятия проводятся один раз в неделю
продолжительностью 45 минут в четвертом классе. Для развития двигательной активности и
смены вида деятельности используются динамические паузы, что способствует умственному и
физическому восстановлению.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
Программа рассчитана на 1 год. Количество часов в неделю – 1, в 4 классе-34часа.
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание
информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически
осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у
него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими
внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и
окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная
речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Цель программы: формирование читательской компетентности младшего школьника,
осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской
деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется
владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного

произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью
духовной потребности в книге и чтении.
Основные задачи: освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста;
воспитание интереса к чтению и книге (формирование интереса к процессу чтения и
потребности читать произведения разных видов литературы, общеучебных умений осознанно
читать тексты, работать с различной информацией);
● овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой (формирование умений
работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для
расширения знаний об окружающем мире);
● воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной
литературе (формирование умений понимать художественное произведение как особый вид
искусства, определять его художественную ценность и анализировать средства
выразительности, сравнивать искусство слова с другими видами искусства, находить сходства
и различия используемых художественных средств, создавать свои собственные
художественные произведения на основе прочитанных);
● формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника;
понимание духовной сущности произведений (освоение основных нравственно-этических
ценностей взаимодействия с окружающим миром, формирование навыка анализа
положительных и отрицательных действий героев, событий), воспитание адекватного
эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Планируемые результаты освоения программы по курсу внеурочной деятельности
«Смысловое чтение»
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие
требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования.






Предметные умения:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.

Метапредметные:
Регулятивные умения:
 уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
 уметь самостоятельно работать с новым произведением;
 уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных
играх;
 уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
 прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
 отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
 ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

 составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
 пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
 участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения;
 оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую
позицию;
 высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
 участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
 соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
 находить книгу в открытом библиотечном фонде;
 выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
 сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
 формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
 книге и героях;
 характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
 заданную тему;
 сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
 слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
 пользоваться аппаратом книги;
 овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
 систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Личностные результаты:
1) Осознание важности чтения и литературы как средства познания окружающего мира и
самого себя.
2) Осмысление значимости литературы как явления национальной и мировой культуры,
важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
3) Усвоение основных нравственных норм и ориентация на их соблюдение.
4)Осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и
мировосприятия;

1)
2)
3)

4)

5)

Метапредметные результаты:
Овладение способностями принимать и охранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления.
Освоение способов проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и
письменной формах.
Овладение логическими действиями анализа и синтеза, сравнения, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинноследственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.

6) Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование
различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание курса внеурочной деятельности «Смысловое чтение»
Разделы программы:
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии:
аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура
письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения,
чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и
письменного).
Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на
слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и
жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с
использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог,
отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого
этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать
композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский
замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми
некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения):
текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных минисочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами
текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений:
восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения,
научно-популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором;
установление причинно-следственных связей в художественном, учебном и научнопопулярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной
мысли текста. Предусматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой
как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения
младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга
чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности,
компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности
текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6–
10 лет, читательских предпочтений младших школьников.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий
для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными
представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая
деятельность
учащихся
(на
основе
литературных
произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного

образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой
деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную
продуктивную творческую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных
форм интерпретации текста.
Тематическое планирование
№п.п.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Тема урока
Мир книг.
Чудо имя которому книга.
История книги. Библиотеки мира.
Современные книги.
Сравнение текстов по плану.
Осень. «Унылая пора, или очей очарование?»
Осенний календарь.
Осеннее настроение в стихах и в прозе.
Народные осенние приметы, поговорки и праздники.
Осеннее настроение в стихах и в прозе.
Сказочный мир.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

В гостях у сказки.
Народные сказки.
Авторские сказки.
Авторские сказки.
«Здравствуй, гостья –зима!»
Зимний календарь
Зимнее настроение в стихах и в прозе.
Народные зимние приметы, поговорки и праздники.
Зимнее настроение в стихах и в прозе.
Народные забавы
Народные праздники в художественных произведениях

1
1
1
1

Народные праздники в художественных произведениях
Народные праздники в художественных произведениях
Масленица в произведениях русских поэтов, писателей и
художников
Быль и небылицы
Школьный переполох.
Небылицы, Небылицы переходят все границы
Небылицы, Небылицы переходят все границы
Деление текста на части
«Весна, весна, весенние деньки…»
Весенний календарь
Весеннее настроение в стихах и в прозе.
Народные весенние приметы, поговорки и праздники.
Выделение главной мысли текста.
По страницам детских журналов.
Журнал полезный и интересный
История детского журнала.
Современные детские журналы.

1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

32
33
34

Создание монолога с использованием правил речевого этикета
Лето красное.
Выстраивание композиции собственного высказывания
Воплощение своих жизненных впечатлений в словесных
образах

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».