МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
МАОУ СОШ 68 с углубленным изучением отдельных предметов
РАССМОТРЕНО
на заседании школьного
методического
объединения учителейпредметников
МАОУ СОШ № 68
с углубленным изучением
отдельных предметов
Протокол №1
от «28» августа 2023 г.
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МАОУ СОШ № 68
с углубленным изучением
отдельных предметов
Протокол №1
от «29» августа 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
МАОУ СОШ № 68
с углубленным изучением
отдельных предметов
Рогова Е. Н.
Приказ № 215-О
от «31» августа 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Каллиграфия»
для обучающихся 1 классов
Екатеринбург, 2023
Пояснительная записка
Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся,
обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. Курс
занятий “Пишу красиво” занимает важное место в решении практических задач, которые
состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся,
дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие
школьников.
Работа над связной устной и письменной речью осуществляется на всех уроках
русского языка и чтения, но самые оптимальные условия можно создать при проведении
занятия «Пишу красиво».
Исключительно велико значение умения пользоваться письменной речью для
каждого человека. При этом письмо становится подлинным средством общения, если будет
правильным, чётким и грамотным. Систематическая работа по формированию почерка
учащихся – одна из главных задач школы. Каллиграфически правильное письмо
содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию
аккуратности, сосредоточенности старательного отношения к выполнению любой работы.
Работа по формированию каллиграфических навыков у младших школьников
начинается с 1 класса и продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Цели и
задачи такой работы тесным образом связаны с формированием правильных и устойчивых
орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма. Поэтому на уроках
необходимо формировать умения каллиграфического самоконтроля и каллиграфической
зоркости. В условиях современного обучения не потеряло актуальности утверждение
известного методиста С.П. Редозубова о том, что, борясь за хороший почерк и хорошую
тетрадь, мы, по существу, боремся за грамотность учащихся.
Цель занятий каллиграфией – формирование графически правильного, четкого,
достаточно скорого письма. Достижение этой цели зависти от решения многих задач,
встающих перед учителем с первых занятий обучения письму.
Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных
форм проведения занятий. Основу программы составляют развивающие упражнения:
- задания на развитие внимания;
- упражнения на развитие мелкой моторики рук;
- задания на развитие памяти;
- задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации,
умения копировать образец;
- задания на развитие мышления;
- задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.
Программа «Пишу красиво» общеинтеллектуального направления. Рассчитана для детей
7-8 лет. Срок реализации - 1 год. Общая продолжительность обучения составляет в 1 классе
– 33 часа. Занятия проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю по 35 мин..
Именно в первом классе происходит формирование красивого и правильного письма.
Это является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем.
Цель курса - формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого
письма.
Задачи курса:
1. Подготовка руки учащихся к овладению навыком письма.
2
2. Освоение необходимых при письме движений, развитие мелкой мускулатуры руки,
глазомера, ориентировки в пространстве страницы, координации движений.
3. Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка.
Цели и задачи предмета чистописания теснейшим образом связаны с формированием
навыка письма в целом, обучению воспроизведению форм букв, соблюдению на всей
странице одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах, соблюдение
одинаковой высоты букв в словах на всей строке, пропорции строчных и заглавных букв.
Параллельно на каждом этапе решаются задачи по обучению безотрывному письму и
скорому письму.
Отличительной особенностью программы «Пишу красиво» является развитие
познавательных способностей через задания неучебного характера в виде игровой
деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать
учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностномотивационную сферу. Но в то же время систематическое выполнение данных заданий
готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Каллиграфия»
Реализация программы курса обеспечивает достижение выпускниками начальной
школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы;
3) уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и
языкам, на которых говорят другие народы;
4) интереса к языковой и речевой деятельности;
5) представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях
русского народа;
6) формирование уважительного отношения к иному мнению;
7) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью
принимать и
сохранять
цели
и задачи
учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
5) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
3
Предметные результаты:
1) представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии,
пополнении словарного запаса русского языка;
2) представление о правилах речевого этикета;
3) осознание значимости чтения для личного развития;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития;
5) использование разных видов чтения;
6) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
7) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный
текст на основе художественного произведения.
Содержание курса внеурочной деятельности «Каллиграфия»
Введение (2 ч)
Понятие «каллиграфия». История возникновения и развития письменности. Гигиенические
требования и нормы письма. Упражнения для осанки.
Развитие мелкой моторики рук (2 ч)
Упражнения для развития свободных движений руки. Штриховка геометрических фигур.
Упражнение для работы над высотой букв (4 ч)
Упражнения для работы над высотой букв. Штриховка. Написание заглавных букв с
использованием модульной сети. Буквица. Вензель ( применение каллиграфии в вышивке и
искусстве).
Упражнения для работы над формой отдельных букв (7 ч)
Письмо с проговариванием. Упражнения для работы над формой отдельных букв.
Прием работы с калькой. Упражнения для работы над формой отдельных букв. Письмо
букв с нижним элементом: з, р, у, д. Последовательность написания букв Ф,ф. Упражнения
для работы над формой отдельных букв. Варианты написания элемента буквы «ы».
Заглавные буквы Г,П,Т,Р. Особенности написания элемента «шапочка».
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв (9 ч)
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв.
Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв Выполнение
заданий по образцу. Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов:
нижнее соединение. Прописывание слогов: верхнее соединение. Рациональные способы
соединений в словах. Упражнения для работы над соединением букв.
4
Практические и творческие работы (2 ч)
Написание текстов поздравления, приглашения на открытке. Написание текста объявления,
визитной карточки ученика.
Тематическое планирование
№
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Темы
Введение (2 ч)
Понятие «каллиграфия». История возникновения и развития
письменности.
Упражнения для осанки.
Развитие мелкой моторики ( 2 ч)
Упражнения для развития свободных движений руки.
Штриховка геометрических фигур.
Упражнение для работы над высотой букв(4 ч)
Упражнения для работы над высотой букв. Штриховка
Написание заглавных букв с использованием модульной сети.
Буквица
Вензель ( применение каллиграфии в вышивке и искусстве)
Упражнения для работы над формой отдельных букв (7 ч)
Письмо с проговариванием
Упражнения для работы над формой отдельных букв.
Прием работы с калькой
Упражнения для работы над формой отдельных букв. Письмо букв с
нижним элементом: з, р, у, д
Упражнения для работы над формой отдельных букв.
Последовательность написания букв Ф,ф
Упражнения для работы над формой отдельных букв. Варианты
написания элемента буквы «ы».
Упражнения для работы над формой отдельных букв. Заглавные буквы
Г,П,Т,Р
Упражнения для работы над формой отдельных букв. Особенности
написания элемента «шапочка».
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв (9 ч)
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: и,л
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: ш, м.
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: о,ю.
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: л,я.
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: х, ж.
Безотрывное написание Х,Ж.
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: ч,у
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: в, з.
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: з, е.
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: с, э.
Упражнения для работы над наклоном
5
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25
26
27
28
29
30
31
32-33
и параллельностью элементов букв (6 ч)
Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов
букв.
Выполнение заданий по образцу.
Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов:
нижнее соединение.
Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов:
нижнее соединение.
Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание слогов:
верхнее соединение
Рациональные способы соединений в словах. Упражнения для работы
над соединением букв.
Практические и творческие работы (3 ч)
Написание текстов поздравления, приглашения на открытке
Написание текста объявления, визитной карточки ученика.
ИТОГО:
6
1
1
1
1
1
1
1
2
33